Рим тотал вар новый. Армии в кампании Rome Total War. Главные особенности серии

Армии составляют основу кампании. В армию может входить до 20 боевых единиц; любая совокупность боевых единиц является армией, которая двигается и сражается, как единое целое. На карте кампаний вы управляете армиями; на поле боя вы управляете соединениями.

Взгляд на карту игры даст вам общее представление об армиях:

Армиями командуют капитаны или полководцы. В чем состоит разница между полководцами и капитанами, мы обсудим позже.

Капитаны являются младшими лидерами, которые временно получают возможность командовать армией. Такие армии всегда показываются в виде пехотинцев (без плащей) соответствующей фракции.

Принадлежность к той или иной фракции обозначается флажком определенного цвета и соответствующим цветом.

Темный цвет, который "заполняет" флажок, показывает силу армии: чем сильнее армия, тем больше заполненная цветом область.

Выберите армию, щелкнув по ней левой кнопкой мыши.

Подсвеченная область обозначает, куда данная армия может дойти за текущий ход. Все действия (перемещения и атаки) "съедают" некоторое количество пунктов движения, и по мере использования пунктов движения, дистанция, которую армия может преодолеть за остаток хода, сокращается.

Щелкните правой кнопкой по тому месту, куда вы хотите направить свою армию. Большая стрелка обозначает предлагаемый для армии маршрут.

Щелкните правой кнопкой и перетягивайте курсор мыши, чтобы показать изменение маршрута для армии, если пункт назначения меняется.

Щелкните правой кнопкой по врагу, нейтральной части или зоне, чтобы атаковать. Курсор примет форму меча, если атака возможна. Атакуя нейтральную фракцию, вы по умолчанию объявляете войну этой фракции.

Щелкните правой кнопкой по дружественной армии (не по союзникам!) чтобы слить движущуюся армию со стационарной. Мы еще поговорим о слиянии армий, когда придет время.

Щелкните правой кнопкой по дружественному поселению (не по союзному), чтобы слить армию с гарнизоном поселения (если таковой имеется). Армия войдет в поселение, и, если у армии есть полководец, а у поселения нет правителя, полководец будет автоматически назначен новым правителем. Чтобы получить дополнительную информацию, смотрите статью «Как управлять поселениями».

Зоны, подсвеченные красным, контролируются врагом, а значит, рядом с ними находятся не-союзные армии. В красной зоне движение армии заканчивается. Вы не обязаны атаковать, когда находитесь в зоне контроля.

Вы можете щелкнуть правой кнопкой мыши за зоной, подсвеченной зеленым, в таком случае, чтобы достичь пункта назначения армии, понадобятся два (или более) хода. В случае если армия не получит нового приказа и не попадет в засаду, она будет продолжать марш.

Маршрут показан разноцветной линией, причем каждый цвет обозначает движение на протяжении одного хода.

Армии, которые не могут двигаться, обведены красным кружком.

Армии показываются, как стоящие на коленях фигурки, когда прячутся и готовы напасть на проходящих врагов.
Местность

Если вы хотите исследовать местность в каком-то районе, сначала щелкните левой кнопкой по пустому пространству на игровой карте мира (чтобы снять все пометки). Потом щелкните правой кнопкой и удерживайте пустое пространство в провинции, которая вас интересует. Таким образом вы узнаете тип местности, название провинции и то, какой фракции она принадлежит.

Тип местности определяет, сможет ли туда попасть ваша армия, а также тип поля боя, на котором вам придется сражаться в этом районе. Старайтесь атаковать врага с возвышения (например со стороны горы). Это даст вашей армии преимущество - вы окажетесь на возвышенности сразу перед началом боя, без необходимости утомительного маневрирования.

Некоторые виды местности - такие как горы - просто непроходимы для армий. Вам придется искать обходные пути или переходы через такие непроходимые участки.

На карте кампаний переправы через реки помечены бродами или мостами (после того, как будут построены дороги). Только в этих местах армии могут переправляться через реки, и потому они имеют большое стратегическое значение. Блокируйте эти места - при сражениях на мостах и переправах обороняющиеся имеют огромное преимущество.

Армии могут прятаться в лесах и поджидать врагов в засадах. Мудрые командиры очень тщательно выбирают место для сражения, так что мы советуем вам изучить местность рядом с горными перевалами, речными переправами и другими пунктами, где может пройти враг.

Засады

Армии могут подстерегать в засаде другие армии, проходящие по карте кампании.

Армии, которые могут устраивать засады, всегда показываются коленопреклоненными, даже в начале хода.

Армии, принадлежащие к другим фракциям, и находящиеся в засаде, не показываются до тех пор, пока не начнут атаку!

Если ваша армия попала в засаду, количество пунктов движения для нее сокращается вдвое, и ей приходится вступить в бой. Бой может проходить в автоматическом или ручном режиме. Армия, попавшая в засаду, обычно оказывается в очень сложном положении, поскольку она начнёт бой в походном положении (в построении "колонна"), без возможности построится перед битвой.
Атака

Пометив армию, щелкните правой кнопкой мыши по вражеской армии или поселению, которое вы собираетесь атаковать:

Появится свиток Боевого развертывания. На нем вы можете увидеть схемы ваших и вражеских войск.

Самое главное - это сравнение силы армий, результаты которого вы можете видеть в центре свитка. Наведите курсор на скрещенные мечи, чтобы посмотреть, каково соотношение сил. Этот инструмент не всегда точен, поскольку не учитывает "специализацию" войска. Но общее положение дел отражает верно. Мне удавалось победить при соотношении 14 к 1. Но при этом моя армия полностью состояла из стрелков (и пары отрядов тяжёлой кавалерии), а армия врага была полностью "пехотной".

Подкрепления тоже перечислены в списке.

В Rome Total War вы можете сражаться самостоятельно и лично управлять своими соединениями на поле боя. Это даст вам полный контроль над войсками и доставит больше всего удовольствия!

Если вы атакуете поселение или форт, прочтите статью «Как осаждать поселения и форты.»
Атака с армиями поддержки

Подкрепления могут присоединиться к вам во время атаки. Когда исход битвы рассчитывается автоматически, их сила просто складывается с общей силой армии. Если же вы сами проводите битву, подкрепление может сыграть куда более важную роль:

Когда армия атакует, любая другая дружественная армия (ваша, или принадлежащая союзникам) находящаяся рядом с армией или атакованным поселением, способна выступить в качестве подкрепления.

Атакующая армия находится под вашим контролем. Убедитесь в том, что все ваши войска находятся в красной зоне контроля вражеской армии, или отмените атаку и подведите другую армию в качестве подкрепления еще до начала битвы.

Любая находящаяся по соседству армия, управляемая полководцем, на поле боя всегда будет находиться под контролем искусственного интеллекта. Вы не сможете отдавать приказы соединениям, находящимся под командованием полководца.

Любая располагающаяся по соседству армия, находящаяся под командованием капитана, поддержит вашу армию на поле боя в соотношении один к одному. Помните, что существует ограничение в 20 боевых единиц для каждой армии, и подкрепление появится, когда в вашей армии окажется пустая ячейка, например вследствие потери, или потому, что соединение бежало с поля боя. Очень хороший вариант - приказать не нужным более отрядам отступать (например отстрелявшимся лучникам). На их место придут свежие отряды подкрепления.

Подкрепления всегда появляются на поле боя с той стороны, которая соответствует их положению на карте кампании. Если армия поддержки находится за вражеской армией (но по соседству с врагом), она появится на поле боя в тылу врага.

Пока армия побеждает, она может продолжать двигаться вперед и атаковать. В зависимости от количества потерь (и других факторов), армия может атаковать два или три раза за ход.
Слияние армий

Подведите армию к другой дружественной (принадлежащей к той же фракции) армии или поселению, чтобы слить два войска. Мы советуем сливать отдельные соединения до того, как вы начнете сливать армии. Вы не можете сливать соединения во время слияния армий.

Обычно объединенной армией командует полководец с наибольшим показателем навыка командования. Когда армия под командованием капитана сливается с армией полководца, капитана понижают в чине, и он исчезает.

Если всего в обеих армиях, участвующих в слиянии, больше 20 соединений, появляется свиток Слияния армий.

Выберите соединения, которые вы хотите перевести в другую армию. Вы можете пометить сразу несколько соединений, удерживая клавишу CTRL и используя щелчки левой кнопкой мыши.


Некоторые соединения могут быть высвечены серым цветом. Они уже прошли максимальное расстояние за этот ход, и поэтому не могут перейти (слиться) в другую армию.

Щелкните по кнопке перевода в середине свитка, когда окончательно утвердите новый состав армий. Вы также можете просто перетягивать соединения из одной армии в другую.

Когда состав армий удовлетворит вас, щелкните по галочке в правом нижнем углу свитка, чтобы подтвердить свой выбор.
Разделение армий

Во время игры вам может понадобиться разделить армию или вывести часть

гарнизона из поселения или форта.

Пометьте соединения, которые вы хотите переместить, использовав соответствующие карточки соединений на Панели обзора в центре Панели управления в нижней части экрана.

Вы можете использовать клавиши SHIFT и CTRL, чтобы помечать сразу несколько соединений.

Либо поместите курсор в то место, куда вы хотите отправить выбранное соединение (тогда в этой точке появится "призрачная" армия), либо просто перетяните выбранные соединения с Панели обзора в нужную точку игрового мира.

В обоих случаях, "дочерняя" армия направится к новому месту дислокации.
Слияние соединений

Весьма вероятно, что во время боя ваша армия понесет определенные потери. В некоторых соединениях останется всего несколько человек. Однако, сколько бы человек ни было в соединении, оно все равно занимает одну из 20 ячеек в списке армий. В результате в армии, в которой очень много соединений, оказывается мало людей.

Сила соединений может возрастать при слиянии или при переобучении в поселениях. Смотрите раздел «Переобучение соединений.»

Сливаемые соединения должны быть одного типа. Поместите одно соединение на другое на Панели обзора, и два этих соединения будут слиты. Солдаты из перетягиваемого соединения будут добавлены к соединению, на которое вы их перетянули.

Перетягиваемое соединение может исчезнуть, если все его люди вольются в новое соединение. Все "лишние люди останутся в первоначальном соединении.

Вы можете автоматически слить истощенные соединения, нажав клавишу M.
Опыт соединений

Будьте осторожны при слиянии соединений, поскольку войска с низким опытом (или его отсутствием) понижают значения опыта для более опытных соединений и сокращают их эффективность в бою. Количество и цвет нашивок на карточке соединения на Панели обзора обозначает опыт соединения. На опытное соединение в бою можно положиться, и обычно оно превосходит равные ему по силе соединения с меньшим опытом. В Rome Total War, шевроны также получают соединения, находящиеся под командованием полководцев с высоким уровнем командования, или в результате хорошей организации обучения (например обучение войска в городе с развитыми зданиями).

Если у соединения нет шевронов, это означает, что у него очень мало или вовсе нет опыта.

Один, два или три бронзовых шеврона говорят о том, что соединение "закалено" в битвах.

Один, два или три серебряных шеврона говорят о том, что соединение составлено из солдат, которым приходилось много и тяжело сражаться.

Один, два или три золотых шеврона говорят о том, что соединение состоит из крепких, закаленных в боях ветеранов, отлично знакомых с делом ведения войны. Соединение с тремя золотыми шевронами для командира стоит столько же, сколько равное весу соединения количество золота!

Полководцы и правители

Полководцы - это персонажи с именами, члены правящей семьи или командующей фракции. У них есть индивидуальные качества, и их сопровождает свита, которая помогает им в работе.

У каждого полководца есть соединение телохранителей. Потери, понесенные этим соединением, со временем восстанавливаются. Размер этого соединения зависит от

звания и опыта полководца. Тип телохранителей зависит от фракции, игрового времени и т.д.

Полководцы, которые заканчивают ход в поселении, не имеющем правителя, назначаются правителями. Если есть выбор, правителем назначается полководец с наивысшими показателями в управлении.

Лучший полководец в поселении является командующим гарнизона. Его боевые навыки используются при осаде поселения.

Правитель, покидающий поселение, становится полководцем.
Капитаны

Капитаны - это временные лидеры армий с ограниченными возможностями. Они выдвигаются из рядовых, когда армии необходим лидер, а полководец с именем недоступен. Когда полководец присоединяется к армии, капитана разжалуют назад, в рядовые. Капитаны не могут:

Нанимать наемников

Строить форты и сторожевые башни

Управлять поселениями

Когда начинается осада поселения, в котором нет правителя, гарнизон возглавляет капитан.

Как нанимать наемников

Когда полководец находится вне города, он может набирать наемни ков из данной провинции. Щелкните по кнопке «Нанять наемников» на Панели управления. Если в данный момент наемники недоступны, кнопка будет высвечена серым.

Щелкните левой кнопкой мыши по любому соединению наемников, чтобы пометить его и добавить в очередь наемников для найма. Вы можете отменить покупку наемников, снова щелкнув по выбранному соединению левой кнопкой.

Щелкните по выбранному соединению правой кнопкой мыши, чтобы просмотреть его подробное описание.

Когда вы сочтете, что выбор наемников сделан, щелкните по кнопке Нанять соединения из очереди в левой части свитка. В отличие от собственных войск фракции, которые должны проходить обучение в течение хотя бы одного хода, наемники сразу же появляются в составе армии на панели обзора.

Строительство фортов и сторожевых башен

Только армия, находящаяся под командованием полководца, может строить сторожевые башни и/или форты. Если это невозможно, кнопка высвечивается серым.

Щелчок по кнопке Строительства вне поселения вызывает свиток Походного строительства. В нем вы можете выбрать сторожевую башню или форт. Для обоих объектов указана стоимость строительства в динариях.

Сторожевые башни - это постоянные сооружения, которые расширяют для вас область обзора.

Фортам для функционирования требуется гарнизон. Если форт пуст в тот момент, когда нажимается кнопка конец хода, он разваливается и удаляется с карты. Построившая форт армия может оставить в нем одно из соединений, также к форту может подойти другая армия (или даже агент); таким образом, форт будет сохранен для дальнейшего использования.

У фортов нет "национальности". Если одна из фракций строит форт и оставляет его пустым, форт могут занять войска другой фракции.

За один ход полководец может построить сколько угодно сторожевых башен и/или фортов, он ограничен лишь пунктами движения, которые позволяют переходить на новое место.

Помните! В Rome Total War форты крайне полезны при защите стратегических пунктов, таких как горные перевалы: врагам придется провести осаду форта, чтобы продвинуться дальше. Можно даже построить целую "стену" из фортов, чтобы оградить какую-то область на карте.

Стала продолжением знаменитой серии от Creative Assembly . В Rome: Total War представлена эпоха становления Древнего Рима в период Республики вплоть до 14 года.н.э., когда Август стал императором и провозгласил римскую Империю.

Гейпмлей Rome: Total War состоит из двух частей на карте мы видим границы нашей страны, другие государства, а также можем вести дипломатию и прочее. После того как игрок столкнется с вражеской армией ему предстоит бороться на поле боя.

В начале играбельными являются 3 фракции, но потом можно играть и за другие, если в кампании игрок завоевал эти фракции либо прошел игру всеми фракциями. Есть еще и другой метод - открыть специальный файл, который дает разрешение играть за любую страну. Главными слагаемыми успеха является три вещи: экономика, битвы и дипломатия. Экономика состоит из доходов городов, а также завоевания вражеской территории. Расходы идут на армию, дипломатию. Собственно, без хороших финансов выиграть войну в игре очень тяжело, так как нужно регулярно строить объекты в городах и нанимать войска. В каждом городе можно построить много зданий, но стоит определится будет ли здесь больше строений для армии, или же для экономики. Если город находиться на границе с другой страной, то стоит тратить деньги на постройку казарм и конюшен, если город находиться в глубинке то лучше развить торговлю, а для армии сгодиться и городская стража с несколькими отрядами конницы.

Кроме постройки, в геймплее Rome: Total War очень важную часть играют дипломатические отношения между странами. Лучше всего воевать с одной-двумя странами, так как чем больше войн игрок проводит тем больше ресурсов приходиться тратить и можно проиграть на всех фронтах. В дипломатии вас может обмануть каждый поэтому стоит быть настороже, особенно с сильными странами. Но очень часто выручают в игре убийцы они могут убить вражеского генерала и обезглавить армию.

Rome: Total War - пошаговая стратегия в игре каждый год предстоит делать два хода. Графика Rome: Total War хороша, на поле боя правда, не замечаешь всех прелестей движка. Как для 20004 года это был некий прорыв, ведь можно было увидеть бои во всей красе, посмотреть как вражеские солдаты гибнут. Звук в Rome: Total War тоже на высоте, во время битв звучит напряжённая мелодия, которая передает всю остроту сражения.

Патчей Rome: Total War вышло много, также как и модов на любой вкус. Кодов также достаточно, но гораздо интереснее играть без них. Для того чтобы победить в игре - надо завоевать 50 провинций и Рим, но в короткой кампании все значительно легче. О время битв очень большую роль играет конница, а также слоны, которые сильны в игре, но патчами их силу уменьшили. Кодов к Rome: Total War вышло много

В целом Rome: Total War оказывается очень хорошей игрой, своеобразным прорывом в серии. С момента выхода игры прошло больше 6 лет, но до сих пор прохождение Rome: Total War является интересным, ведь античная культура уникальна.

Война в её первозданном виде.

Оценивать игры из серии Total War на удивление сложно. Дело в том, что всё зависит от вашего настроения – лично мне нравятся все они, и я поочерёдно играю в ту или иную часть, вдохновляясь тематикой недавно прочитанных книг, просмотренных фильмов или пройденных игр. К примеру, глядя на битву за Хельмову Падь, во мне просыпается желание запустить Total War: Warhammer; после книг о Крестовых походах мне хочется поиграть в Medieval 2. Иными словами, данные игры не ограничиваются лишь боями с продуманной стратегией. Они идеально подойдут под текущее настроение и позволят в буквальном смысле изменить историю, вписав в неё новые повороты, и вжиться в роль любимых военачальников.

И каждая из этих игр по-своему хороша, поэтому размещать их по порядку в этом списке было довольно непросто. В каждой игре присутствуют те элементы, за которую мы и любим серию, и зачастую лишь благодаря сеттингу очередная часть выгодно выделяется на фоне прочих. Разумеется, не все они сделаны по одному шаблону – Empire и Napoleon выглядят так, словно их действие происходит в параллельной вселенной, но и они предлагают всю ту же смесь военных конфликтов, поражений и завоеваний.

Поэтому, основываясь исключительно на собственных предпочтениях, представляю вам лучшие части Total War.

Игра, оказавшаяся на 10 месте, это весьма достойный проект (что в целом многое говорит о Total War), но она просто получилась не настолько хорошей, как ожидалось. Оригинальный сеттинг задал высокую планку, но это не единственная проблема: в первые дни после релиза Rome 2 изобиловала багами, к тому же механика геймплея стала заметно сложнее. Именно поэтому игру полюбил далеко на каждый фанат первой части.

Справедливости ради стоит отметить, что игра не настолько плоха, как пишут на тематических форумах – баги и глуповатый ИИ были исправлены в патчах, и когда всё работает как надо, перед нами всё та же глубокая стратегия, которую мы привыкли видеть в других Total War. Ещё один плюс игры – это огромный набор уникальных фракций, который по масштабам превосходит все предыдущие части.

Medieval по-прежнему радует многих геймеров новаторскими элементами, которые только улучшались во всех сиквелах. Игра смело увеличила масштаб действия, добавляя такие понятия, как лояльность, религия и шпионаж, благодаря чему ей удалось довольно точно отобразить жестокие исторические времена. Похвалы достойна и местная боевая система, ведь видеть, как стройные ряды солдат в сияющих доспехах сталкиваются друг с другом под эпичную музыку – это настоящее эстетическое удовольствие.

Конечно, если сравнивать её с более поздними частями, то она смотрится чересчур упрощённой, однако нужно отдать дань уважения тому влиянию, что она оказала на серию. Shogun заложила направление развития, Rome продолжила движение, а Medieval стала кульминацией всех наработок всех своих предшественников.

Как и первая часть Medieval, Shogun оказалась на дне списка не потому, что это плохая игра, – это, просто стратегия из другой эры. Она осталась в тени сиквела, который получился одной из самых драматичных и убедительных частей серии. Но даже несмотря на это, первая часть изобилует моментами, которые гарантированно отложатся в вашей памяти после прохождения – вроде Кенсая со священным мечом, бесстрашно нападающего на отряд копейщиков или отчаянный залп обречённых мушкетёров, противостоящих кавалерийскому отряду.

Если вы хотите поиграть в Total War, действие которой разворачивается в феодальной Японии, то вам, наверное, лучше запустить сиквел, а с этой частью можно ознакомиться просто ради интереса, чтобы увидеть корни прекрасной игровой серии.

С Empire всё могло пойти не так - схватки с холодным оружием отошли на второй план, стрельба стала довольно неуклюжей, а специфика военно-морского конфликта заранее пугала своей запутанностью, однако игре удалось изящно интегрировать новые системы и механики в геймплей, который раньше ограничивался лишь столкновениями пехоты и кавалерии. Новые элементы шлифовались вплоть до выхода Napoleon. Empire ругают за слабый ИИ и слишком большой масштаб действий (особенно в сравнении с Medieval 2), но всё равно это выдающаяся игра. В ней реализованы концепты, которые нельзя было воплотить в прошлых играх, а ветки развития технологий теперь непосредственно влияют на прохождение (вдобавок отмена рабства как высшая стадия ветки просветления выглядит обнадёживающе).

Боям не хватает той брутальности, что присутствовала в предыдущих частях Total War, однако пушечные залпы, раздающиеся на поле боя, звучат впечатляюще. И ещё кое-что: музыкальная тема из главного меню просто превосходна.

Napoleon взяла всё хорошее, что было в Empire, и улучшила эти элементы. Но этим дело не ограничилось: студия Creative Assembly, наконец, научилась совмещать геймплей с интересной историей. Сама игра – это дань военному гению Бонапарта, а сами завоевания выполнены максимально приближенно к реальным событиям.

Помимо того, что это отличная часть Total War, это ещё и скрупулёзное исследование поворотного в истории Европы момента. Вам предстоит пройти через все победы и поражения легендарного полководца, и подача у этой истории более чем достойная. Увидеть масштабный конфликт глазами нескольких сторон – это невероятный опыт.

Самые характерные моменты классических частей Total War начинаются с того, что к границам вашей империи подходит бравая армия наёмников под предводительством жестоких генералов. Attila стала первой игрой, успешно построившей на этом сюжетную кампанию. Забавно, но война, вынесенная в название серии, здесь далеко не на первом месте. Attila – это не только битвы, это политические интриги, пиршество и голод, вымирание целых городов и масштабные переселения, а происходит всё это в один их самых смутных периодов истории, когда Европа ещё толком не сформировалась и только от вас зависит её дальнейшая судьба.

Игре прекрасно удаётся передавать и более сложные элементы, вроде погоды и партизанских боёв, благодаря чему она придётся по душе всем поклонникам ранних частей Total Wars. Так же, как и в Warhammer, вы вынуждены действовать в неопределённости, ведь армия Атиллы может нагрянуть в любой момент. Это суровая и не прощающая ошибок часть Total War с отлично проработанными стратегическими деталями.

Rome

Rome была первой игрой, масштаб действия которой по-настоящему впечатлил меня. Каждое сражение можно было растаскивать на сотни зрелищных скриншотов – особенно это касается боёв, в которых участвовали слоны. Здесь же впервые появился и мой любимый элемент серии: возможность сражаться с врагами за границы территории до тех пор, пока один из вас не прорвёт кольцо обороны и не направит свою армию на вражеские земли. Радует и то, что местный сеттинг знаком каждому, кто не прогуливал уроки истории (или хотя бы смотрел фильмы про похождения Астерикса и Обеликса).

Игра захватывает с первой же минуты, ведь ничто не сравнится с планомерным продвижением римской армии по Европе, которое словно сошло со страниц учебников по истории. Подавляйте восстание варваров и наслаждайтесь лучшей частью Total War, в которой воссозданы времена легионеров и гладиаторов.

2. Total War: Warhammer

Лучшие моменты Total War связаны с конфликтами, в ходе которых свергается одна власть, и на её место приходит другая. Warhammer оказалась на 2 месте данного списка именно потому, что в ней с избытком хватает таких моментов. Перед нами настоящая битва за выживание, где совмещены лучшие механики серии, а эстетика серии впервые сменилась на фэнтезийный сеттинг.

Размах битв по-настоящему поражает, но главный козырь игры – это силы Хаоса. Когда они прибывают, каждый бой превращается в отчаянную попытку выжить; расы объединяются в хрупкие альянсы, всеми силами стараясь оттянуть печальный конец. К тому же это самая разнообразная Total War: каждая раса обладает собственными системами и механиками, благодаря чему в игре соблюдает необходимый баланс (если, конечно, простить разработчикам предзаказ с возможностью играть за сторону Хаоса).

Да, игра неидеальна – кампании порой не хватает динамики, а победы не ощущаются как действительно серьёзные достижения, однако это лучшая на данный момент презентация мира Warhammer, равных которой пока не существует.

Medieval 2 обязана своим успехом первой части, но в этой игре есть нечто, что позволяет ей выделяться на фоне всех предшественников. Для Total War это классический сеттинг -времена завоеваний, Крестовых походов и нестабильности, благодаря которой у каждой фракции всегда есть возможность захватить соседние земли. И стиль игры зависит от выбранной стороны. Играя за Англию, тяжело совладать с желанием расширить свои территории и превратить вражеские земли в свои колонии; а играя за Египет, вы поймёте, насколько это плохо, когда варвары-христиане затевают очередной Крестовый поход против вас без видимой на то причины.

В режиме Kingdoms игра фокусируется на исторических моментах, которые вносят важные нюансы в завоевания из основного прохождения. Временами ИИ не блещет сообразительность, однако вам стоит дождаться нашествия монголов. И если даже они покажутся вам чересчур лёгкими, то советую ознакомиться с модами Stainless Steel и Broken Crescent, которые вносят много нового в полюбившийся геймплей.

Этому сиквелу удалось превзойти своего предшественника Total War: Warhammer благодаря увлекательной кампании и необычным фракциям. Высшие эльфы – пожалуй, наименее выдающаяся из всех, но даже у них есть драконы и магия. Больше всего выделяются людоящеры. Есть и людокрысы-скавены, скрытые от глаз остальных народов под землей. Карты более разнообразные и интересные, чем у Total War: Warhammer I. Динозавры против крыс против эльфов против плохих эльфов – что тут может не понравиться?

Специальные дополнительные кампании, такие как Curse of the Vampire Coast, делают и без того замечательную игру еще лучше.

В списке есть игры и с более крупными масштабами, большим количеством юнитов и возможностью настроек, но Shogun 2 от Creative Assembly – это идеальный пример проекта, в котором все связующие звенья работают на полную мощность. Глобальный конфликт сменился кампанией по объединению Японии, но это не сделало игру хуже. Более того, мир Shogun 2 вышел более насыщенным и реалистичным, чем всё, что мы видели ранее. Здесь также исправлен ряд традиционных для серии проблем.

ИИ научился использовать корабли и на высоких уровнях сложности не стесняется применять агрессивные методы по захвату земель. А представленные в игре кланы сильно отличаются друг от друга. И, что самое интересное, сёгун может объявить вас врагом, если вы наберёте достаточно мощи. И вместо того, чтобы захватывать одну фракцию за другой, вам придётся защищать собственные ресурсы.

Отдельно стоит отметить и превосходный дизайн игры, благодаря которому даже новички смогут легко освоиться, а ветеранов Total War ждёт захватывающая игра с отличным сюжетом и всеми моментами, за которые мы так любим серию.

Стратегия, положившая начало всей легендарной серии Total War и первая игра серии Сёгун. События игры разворачиваются в Японии, в 1542 году, во времена глобального кризиса, когда последний сёгунат развалился, оставив после себя многочисленные фракции под управлением даймё. 13 июня 2000 г.

Medieval: Total War / Средневековье

Вторая игра серии и первая часть Средневековья. События игры происходят в период с 1087 по 1453 год и распространяются на территории средневековой Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. 19 августа 2002 г.

Rome: Total War / Рим

Первая игра о Римской империи и третья в серии Total War. События игры разворачиваются в период с 270 года до н. э. до 14 года н. э. Это эпическая история о Римской империи, времён её основания и расцвета. 22 сентября 2004 г.

Medieval II: Total War / Средневековье 2

Вторая игра Средневековья и четвёртая во всей серии. Действие игры разворачивается в промежутке между 1080 и 1530 годами в средневековой Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке и Центральной Америки. 10 ноября 2006 г.

Empire: Total War / Империя

Пятая игра в серии, описывающая период ожесточённого империализма, колонизации и кровопролитных войн. События игры охватывают весь 18 век. Вам предстоит возглавить фракцию одной из десяти могущественных держав мира того времени. 3 марта 2009 г.

Napoleon: Total War / Наполеон

Шестая игра серии исторических стратегий, полностью посвящённая великому полководцу Наполеону Бонапарту. Вам предстоит пережить все ключевые моменты из жизни императора, от его восхождения на трон, до бесславного падения. 23 февраля 2010 г.

Total War: Shogun 2 / Сёгун 2

Ремейк первой игры серии Сёгун и седьмая игра во всей серии Total War, полностью посвящённая периоду феодальной раздробленности Японии в XVI веке. Станьте одним из 10 легендарных полководцев, борющихся за право стать новым сёгуном. 15 марта 2011 г.

Total War: Rome II / Рим 2

Восьмая игра в серии Total War, сиквел и ремейк к Rome: Total War. Примите титул императора самой могущественной империи Древнего мира и превратите своё государство в великую имерию. Командуйте огромной и непобедимой армией. 3 сентября 2013 г.

Total War: Attila / Аттила

Девятая игра серии. Новая часть легендарной исторической серии стратегий переносит вас в 395 год, темное время для всей западной цивилизации. Сжигайте дотла укрепления врага, наводите неописуемый ужас на противника и стирайте с лица земли огромные города! 17 февраля 2015 г.

Десятая игра серии и первая в фэнтезийной трилогии. Вас ждёт экшн-фэнтезийный мир Warhammer Fantasy Battles, сочетающий в себе увлекательный режим пошагового строительства эпических империй и взрывные, масштабные битвы в режиме реального времени. 28 апреля 2016 г.

Одиннадцатая игра серии и вторая в фэнтезийной трилогии. Стратегическая игра поистине грандиозных масштабов. Вам предстоит выбрать одну из четырех рас и начать войну с целью спасти или уничтожить огромный фэнтезийный мир. 28 сентября 2017 г.

Двенадцатая игра серии. 878 год от Рождества Христова. Король Альфред Великий оказал викингам героическое сопротивление и остановил их вторжение. Впервые за 80 лет на островах установился мир. 19 апреля 2018 г.

Тринадцатая игра серии. В перенесет нас в эпоху Китая и окажется в 190 году, когда происходило падение династии Хань. По мере узурпации в стране наступает упадок. 7 марта 2019 г.

Игровой сериал Total War был основан в 2000 году. Бессменным создателем игр серии является британская контора The Creative Assembly, которая в 2005 году была приобретена фирмой Sega , ставшей с того времени издателем всех новых проектов линейки Total War.

Особенности сериала

Игры серии Total War представляют собой сплав глобальной пошаговой стратегии с тактическими боями в реальном времени. Как правило, игрок руководит кланом, родом или государством, которым принадлежат определенные территории и ресурсы. Отстраивая города, развивая их инфраструктуру, игрок получает возможность производить более мощные боевые единицы, используемые при захвате вражеских территорий или обороне собственных земель. Помимо агрессивных методов расширения владений имеется большое количество дипломатических и шпионских возможностей: противника можно подкупить, его верного генерала - убить, богатый город предать огню. Линейка Total War по праву считается одной из немногих оставшихся по сей день истинно PC-эксклюзивных игр: богатые тактические и стратегические возможности, передовая графика, многоуровневый игровой процесс и, в определенном смысле, историчность происходящего на экране исправно подогревают интерес игровой общественности к этому сериалу.

Игры серии

Shogun: Total War

Первая игра серии вышла в 2000 году, во времена, когда тактические стратегии в реальном времени были еще очень популярны (например, Myth 2). Но помимо отличной тактической составляющей игра предлагала великолепный глобальный режим, в рамках которого игрок мог управлять подвластными ему провинциями, вести дипломатические переговоры и т. п. В Shogun: Total War игроку предстоит перенестись в Японию XVI века - эпоху воюющих провинций - и стать лидером одного из семи воинственных домов. Конечная цель игры - провозглашение себя сёгуном. Особенностью этой, а также нескольких последующих игр серии, является то, что солдаты в тактическом режиме представлены спрайтами.

Mongol Invasion

Дополнение к Shogun: Total War, посвященное вторжению монголов в Японию.

Medieval: Total War

Спустя два года после Shogun вышла Medieval - игра, посвященная средневековой Европе. Количество доступных фракций, возможных верований и тактических уловок значительно увеличилось. Внешне игра весьма похожа на предшественницу, но многие игровые моменты были серьезно переработаны с учетом особенностей выбранного временного периода. В дальнейшем эта черта каждой новой игры серии - присутствие в ней каких-то элементом, ассоциируемых исключительно с указанной эпохой - станет одной из главных особенностей сериала. Например, в Medieval большое влияние на католические державы оказывает Папа Римский. Это была первая игра серии, которая была выпущена в России на русском языке фирмой

Viking Invasion

Дополнение к Medieval, по своей сути очень похожее на Mongol Invasion: викинги вторгаются в Британию. На русском языке, в отличие от оригинала, не выпускалось.

Rome: Total War

Революционная игра, вероятно, поспособствовавшая еще большей популяризации линейки Total War, вышедшая в 2004 году. Это первая игра серии, выполненная в полном 3D. Глобальная карта теперь также трехмерна, а армии передвигаются непосредственно по проложенным дорогам. Теперь на территории провинции может находиться вражеская боевая единица (причем о ее присутствии можно и не знать), а армию противника можно в буквальном смысле обложить союзными войсками. Построенные в городах объекты отображаются во время штурма соответствующих городов. Для римских фракций роль Папы из предыдущей игры серии выполняет сенат Рима. У генералов и агентов появилась свита: за выполнение каких-либо действий (например, если генерал крайне успешно ведет наступательную войну) ваш подчиненный получает в качестве члена свиты какого-нибудь персонажа, изменяющего его характеристики.

Barbarian Invasion

Дополнение к Rome, по сути похожее на предыдущие дополнения в серии, однако гораздо более глобальное по своей сути. Действие происходит во времена заката Римской империи. Игрок может возглавить одну из Римских империй (Западную или Восточную) и постараться вернуть былое могущества Рима. Или же примерить на себя роль лидера одного из кочевых племен и помочь Риму навсегда кануть в Лету. Существенно переработаны все аспекты игры. Например, некоторые фракции после потери своей последней провинции превращаются в орду: несколько огромных армий, которые сметают все на своем пути. Если уничтожить лидеров орды, то фракция будет уничтожена. Появились ночные бои и религия.

Alexander

Второе дополнение к Rome. Игроку предлагается примерить на себя роль Александра Македонского и за ограниченный период времени захватить большое количество городов. Нововведений фактически нет, заметно урезаны многие игровые аспекты, карта мира представлена по большей части Азией. Это единственная игра серии со времен Rome, которая не была переведена на русский язык и вообще не издавалась в России.

Medieval II: Total War

Продолжение Medieval (причем скорее развитие ее концепции, нежели полноценный сиквел, уже хотя бы потому, что игра охватывает примерно тот же временной период, что и первая игра), вышедшее в 2006 году. Как обычно, разработчики произвели огромное количество изменений: графика стала заметно лучше, поселения бывают двух типов (города приносят больший доход, замки - лучшие войска), за один ход (в зависимости от уровня развития поселения) можно произвести более одной боевой единицы в одном поселении. На глобальной карте появились значки уникальных ресурсов. Если к таком ресурсу подвести торговца, то он начнет коммерческую деятельность, что приведет к дополнительным финансовым поступлениям в казну игрока. Купцы могут разорять друг друга. Католические фракции могут быть призваны под знамена крестового похода. Те, кто принимают крест, получают возможность достаточно дешево приобрести специальные (и весьма мощные) войска. Те, кто не прислушиваются к мольбам или приказам Папы Римского рискуют потерять его расположение со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Kingdoms

Дополнение к игре, представляющее собой набор из четырех уникальных кампаний: условия игры на каждой абсолютно разные, хотя глобальные карты значительно меньше, чем в оригинале. Кампании посвящены завоеванию Америки, деятельности тевтонцев в Восточной Европе (с возможностью игры за Русь), крестовым походам, междоусобным войнам в Британии.

Empire: Total War

Первая игра серии, целиком и полностью посвященная сражениям с применением преимущественно огнестрельного оружия, что соответствующим образом сказалось на тактике ведения боев. Empire вышла в 2009 году и охватывает события XVIII века. Изменений в игровом процессе - огромное количество. Например, строения в провинциях находятся не только в городах (то есть, центре провинции), но и в мелких поселениях вокруг. Действие игры происходит на территории Европы, Азии и Америки. Впервые в истории Total War появилась возможность руководить флотом во время сражения. Появилось дерево технологий: новые технологии появляются не в связи с каким-то историческим событием, но по той причине, что игрок уделяет внимание развитию науки. Именно со времен Empire нормой для серии стало появление большого количества дешевых DLC, представляющих собой, например, новый тип солдат.

Warpath Campaign

По сути дела - обычное DLC, тем не менее, заслужившее звание «адд-он» за счет своего размера. Игроку предлагается более подробная карта Америки, на которой разворачиваются бои между местным населением и колонизаторами из Европы.

Napoleon: Total War

По сути - независимое дополнение к Empire, тем не менее отчего-то заслужившее титул (и ценник) самостоятельной игры. Впервые появился полноценный сюжет - последовательность сценариев, посвященных судьбы Наполеона. Хотя многие аспекты Empire были существенно переработы, в целом Napoleon уже не производит такого впечатления как предшественница.

The Peninsular Campaign

DLC к Napoleon, являющееся по сути дополнением.

Total War: Shogun 2

По сути - ремейк самой первой игры серии. Игроку вновь предлагается возглавить воинственный клан (по умолчанию предлагается выбор из девяти домов) и стать сёгуном. Упор вновь делается именно на рукопашные схватки, но значение крепостей, которые играли огромную роль в обороне провинций в Rome и Medieval 2, сведено на нет тем фактом, что во время штурма войскам фактически не нужны осадные орудия и приспособления. Помимо стандартного (после Empire) научного древа, игроку предлагается самостоятельно выбирать направление дальнейшего развития своего генерала, то есть элемент ролевой игры стал еще заметнее, чем прежде. В целом, игра во многом походит на Shogun образца 2000 года, за исключением, естественно, невероятно качественной графики.

Другие игры

Spartan: Total Warrior

Европейская обложка PS2-версии игры. В нижнем левом углу можно увидеть логотип линейки Total War, исправленный с учетом жанра Spartan

Провальный spin-off, созданный эксклюзивно для приставок в жанре 3D Action . Представляет собой нечто вроде God of War с поправкой на слабое исполнение.

  • В Total War нельзя переименовывать или создавать города. Поэтому в Empire Санкт-Петербург существует уже в 1700 году и принадлежит шведам.
  • Разработчики сериала Total War периодически почему-то пытаются избавиться от ярлыка производителей лучших глобальных стратегий: если не считать убогой попытки развить линейку глобальных стратегий в неожиданно несерьезном направлении, главным провалом The Creative Assembly является мультиплатформенная игра Stormrise (требующая на ПК ОС не ниже