Перспективный план по шахматам в детском саду. Рабочая программа для старших дошкольников «Шахматная азбука

Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы

«Умники и Умницы».

Руководитель:

воспитатель Еремеева О.Б.

Введение.

«Шахматы - это пробный камень человеческого ума».

И. Гете.

«Шахматная игра – не просто праздное

развлечение. С ее помощью можно приобрести

Или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума,

Полезных в человеческой жизни».

Бенджамин Франклин.

В каждом из малышей живет гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растет, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве, остаются в памяти навсегда, поэтому так важно уделить особое внимание разностороннему развитию ребенка.

Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы, направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и

умственного развития личности ребенка.

Цель кружковой работы:

Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; расширять кругозор, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы); создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Задачи: 1. Популяризация шахматной игры среди детей.

2.Организация здорового досуга.

3.Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.

4.Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.

Перспективный план работы кружка.

Месяц: СЕНТЯБРЬ

1.Тема: «В стране шахматного королевства»

Программные задачи: Познакомить детей с историей возникновения шахмат.

Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.

Познакомить с новыми понятиями - «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски.

2.Тема: «Волшебная доска»

Программные задачи: Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Месяц: ОКТЯБРЬ

3. Тема: «Шахматные фигуры»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

4. Тема: «Шахматные фигуры»

Программные задачи: Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

5. Тема: «Начальное положение»

Программные задачи: Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

6. Тема: «Шахматная фигура Ладья»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».

Месяц: НОЯБРЬ

7. Тема: «Шахматная фигура Ладья»

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр.

8. Тема: «Шахматная фигура Ладья»

Программные задачи: Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.

9. Тема: «Шахматная фигура Слон»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.

10. Тема: «Шахматная фигура Слон»

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр

Месяц: ДЕКАБРЬ

11. Тема: «Ладья против слона» (игровая практика)

Программные задачи: Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.

12. Тема: «Шахматная фигура Ферзь»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.

13. Тема:«Шахматная фигура Ферзь»

Программные задачи продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

14. Тема: «Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика)

Программные задачи: Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

Месяц: ЯНВАРЬ

15. Тема: «Шахматная фигура Конь»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.

16. Тема: «Шахматная фигура Конь» (продолжение темы)

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.

Месяц: ФЕВРАЛЬ

17.Тема: «Шахматная фигура Конь» (игровая практика)

Программные задачи: Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.

18. Тема: «Пешка»

Программные задачи: Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.

19. Тема: «Шахматная фигура Пешка»

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием - «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

20.Тема: «Шахматная фигура Король»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.

Месяц: МАРТ

21.Тема: «Шахматная фигура Король»

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие - «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

22.Тема: «Шах»

Программные задачи: Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.

23.Тема: «Шах и мат»

Программные задачи: вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.

24. Тема: «Ничья и пат»

Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями - «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.

Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.

Месяц: АПРЕЛЬ

25.Тема: «Рокировка»

Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями: « рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

26.Тема: «Шахматная партия»

Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями - «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.

27. Тема: «Шахматная партия»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.

28. Тема: «Шахматная партия»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат».

Месяц: МАЙ

29. Тема: «Шахматные часы»

Программные задачи: познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».

30. Тема: ШАХМАТНЫЙ ДОСУГ

Программные задачи: Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.

31. Тема: ШАХМАТНЫЙ КАРНАВАЛ

Программные задачи: Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру

Список литературы.

1. И.Г. Сухин. «Шахматы, первый год, или учусь и учу». Обнинск, «Духовное возрождение», 1999.

2. И.А. Бареев. «Гроссмейстеры детского сада». М., редакция журнала «Наш малыш», 1995.

3. В.И. Линдер, И.М. Линдер. «Шахматная энциклопедия». М., ООО «Издательство Астрель», 2003.

4. А. Карпов. «Учитесь шахматам». М., «Эгмонт Россия ЛТД», 1997.

5. Элизабет Долби. «Шахматы. Как стать хорошим игроком». М., «Эгмонт Россия ЛТД», 2003



Управление образования администрации

Балашовского муниципального района

Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ивушка»

г. Балашова Саратовской области»

Перспективный

план работы шахматного кружка «Белая ладья»

Утверждаю: заведующая МДОУ «Ивушка»

Руководитель: Жигалова Т.М.

2011-2012 уч. год

«Вся в квадратах – белых,

чёрных – деревянная доска,

а ряды фигур точёных –

деревянные войска.

ты, дружок мой, без опаски,

без смущения вступай,

словно в мир чудесной сказки,

в чёрно-белый этот край».

Программное содержание: 1)образовательное расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.

2) воспитательное – вырабатывает у ребёнка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.

3) эстетическое – играя, ребёнок живёт в мире сказок превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов доставляют детям истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию приносит эстетичное наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

4) физическое – прививаю истину детям: чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровым.

Литература: И.Г. Сухин «Программа по обучению дошкольников игре в шахматы», В.К. Гришин «Играем в шахматы».

(сентябрь октябрь – ноябрь).

I квартал: Начать процесс обучения шахматам в форме увлекательной игры. Предложить детям сказки, где действующие герои – ровесники детей или весёлые человечки, а также сказки – «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка», стихи, загадки, эстафету на быструю и правильную расстановку пешек и фигур, придумывание самими детьми шахматных загадок, отгадывание загадок из «Шахматной шкатулки». Можно использовать различные методы и приёмы, но основным остаётся игра.

Занятие №1-2. Рассказывание легенды о происхождении шахматной игры. Начало путешествия в Страну шахмат.

Заинтересовать детей игрой в шахматы. После прочтения легенды спросить детей, кто им из героев понравился. Почему? «Мудрец придумал шахматы», «Помирил королевичей: не стало войн», «Не взял никакой награды». Внушить детям, что шахматы дело увлекательное, но и сложное, шахматы - это каждодневный труд, упорный и настойчивый. Показать шахматные фигуры.

Занятие №3-4. Знакомство с шахматной доской. Сказка «Шахматный теремок». Рисование самостоятельно на листочке изображения шахматной доски.

Объяснить, что такое шахматная доска, как она должна располагаться по отношению к игрокам, какие на ней присутствуют обозначения. Что такое поле?

Учить рисовать доску и правильно штриховать. Дать понятие косых, вертикальных и горизонтальных линий и находить их на доске.

Игра «Ряд». Предложить ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом воспитателя и проконтролировать выполнение задания.

Занятие №5-6. Изучение проспектов, улиц волшебной доски. Сказка «Шахматный колобок».

Продолжать изучение диагоналей, горизонталей, учить нумеровать линии и называть поля по буквам и цифрам, выучить считалку, облегчающую запоминание вертикальных линий. Отметить в тетради вертикаль «а», 1-ю горизонтальную линию и самую большую диагональ.

Занятие №7-8. Игры «Шахматное лото», «Расставь на доске», «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

На этих занятиях поупражнять в более быстром и правильном нахождении полей и линий, показывая и называя их вслух, отдельно и совместно.

Изготовить шахматное лото. Побеждает тот, кто отгадает большее число полей. Игра «Расставь прямые линии на доске».

Занятие №9-10. Игры – соревнования «Составь доску». «Пройди и назови поле».

Занятие №11-12. Знакомство с пешкой. Продолжение чтения сказки.

В самом начале объяснить, как располагаются пешки. Провести конкурс – кто быстрее расставит пешки, называя вслух поле. Провести шахматную эстафету.

Занятие №13-14. Решение различных задач с использованием пешек. Дидактические задания «Лабиринт». «Один в поле воин».

Из сказки дети должны усвоить, как ходит пешка. Проверить, правильно ли заполнили ходы. Правило «взятия на проходе». Напомнить, как пешка бьёт пешку противника.

Предложить поиграть одними пешками.

Занятие №15-16. «Прямолинейная бесхитростная фигура» - знакомство с ладьёй. Игры «Лабиринт», «Перехитри человека», «Кратчайший путь».

Занятие №17-18. Решение различных задач с использованием ладьи.

Прочитать сказку и напомнить, как передвигается ладья по шахматной доске. Объяснить, что такое «открытые линии», что происходит, когда ладьи на открытой линии (особенно на вертикальной) сдваиваются.

Занятие №19-20. Викторина по вопросам из «Шахматной шкатулки».

Предложить вопросы о шахматных линиях, полях, пешках, ладьях.

Занятие №21-24.Повторение пройденного, оформление тетрадей.

II квартал: (декабрь – февраль)

Постепенно переходить к решению элементарных шахматных задач и этюдов, отгадыванию загадок.

В I квартале предлагалось играть детям не всеми фигурами. Постепенно приучать детей видеть всю доску. Знакомится с другими шахматными фигурами до полного комплекта. Важно, чтобы дети усвоили согласованность действий пешек и других фигур друг с другом. Научить детей запоминать различные простейшие ловушки и комбинации «Детский мат», «Мат Легаля и др.

Занятие №1-2. Продолжение сказки. Знакомство с фигурой – слон. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение».

Объяснить детям, как располагается и передвигается слон, в каких комбинациях участвует.

Занятие №3-4. Могучая фигура – ферзь.

Объяснить, в чём заключается сила ферзя, во сколько оценивается очков. Предложить решить простейшие задачи с участием ферзя «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельной фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».

Занятие №5-6. Отвечаем на вопросы из «Шахматной шкатулки».

Занятие №7-8. «Прыг, скок и вбок» - знакомство с конём.

Провести эстафету, кто быстрее расставит все фигуры и пешки. Показать, как передвигается конь по доске, отметить в тетрадях. Запомнить правило коня. Провести задачи – упражнения на ход коня – «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение».

Занятие №9-10. Закрепление нового материала, ответы на вопросы из шахматной шкатулки.

Занятие №11-12. «Король жаждет боя».

Продолжить чтение сказки. Напомнить детям, как передвигается король, показывая его ходы. Объяснить, что также он берёт и незащищённые фигуры. Где размещается белый и где чёрный король, показать. Предложить детям сыграть всеми фигурами.

Занятие №13-14. Знакомство с понятиями «шах», «мат», «пат».

Объяснить детям эти понятия, учить их сражаться до конца, не падать духом, продолжать учить играть всеми фигурами. «Дай открытый шах», «Мат или не мат», «Пат или не пат».

Занятие №15-16. «Как ладья похудела».

Знакомство с приёмом рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

Занятие №17-18. «Нотации волшебной доски» - запись шахматных партий.

Занятие №19-20. «Волшебный квадрат», правило квадрата.

Занятие №21-22. Вопросы из «Шахматной шкатулки».

Занятие №23-24. Закрепление пройденного материала.

III квартал: (март – май)

Продолжать решать шахматные задачи.

Можно давать задание хорошо играющим детям позаниматься с отстающими товарищами.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала, методику постоянно менять. В конце года можно провести шахматные соревнования на определение сильнейшего игрока.

Занятие №1-2. «Спасительница – оппозиция» (продолжение сказки). Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, кем лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

Занятие №3-4. Легенда о «Непобедимом». Как играть дебют? Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Занятие №5-6. Какие ходы «хорошие», какие «плохие»

Занятие №7-8. «Волшебный мир комбинаций».

Занятие №9-10. Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу».

Занятие №11-12. Разбираем шахматные этюды.

Занятие №13-14. «Здоровые телом – сильные духом».

6 необходимости занятий физическими упражнениями.

Занятие №15-16. «В гостях хорошо, а дома лучше!»

Используем сюжет сказки для закрепления хода коня.

Дать детям побольше возможных вариантов, таких как белый конь, начинает движение с любого поля 1-й горизонтали, а 4-й с любого поля 8-й горизонтали.

Занятие №17-18. Викторина по шахматным терминам.

    Сколько линий на доске, как они называются?

    Как обозначаются поля на шахматной доске?

    На каких линиях располагаются белые и чёрные войны перед началом сражения?

    Можно ли ставить на одно поле по две пешки или по две фигуры?

    Чем отличаются ходы пешек от ходов всех остальных фигур?

    Чем отличаются ходы пешек от ходов всех остальных фигур (со взятием)?

    Чем отличаются ходы пешек от ходов фигур по темпу, быстроте передвижения по доске?

Занятие №19-24. Подготовка и проведения шахматного соревнования.

Примерное календарное тематическое планирование курса: «Шахматы в старшей группе».

Тема занятий

Цель занятий

Кол-во часов

Сентябрь

1. В стране шахматных чудес.


Знакомство с игрой шахматы.

2 ч.

2. Мудрец.

Правило игры. История создания шахмат, зарождение и возникновение древней игры. Легенды и её появления.

2 ч.

3. Волшебная доска.

Знакомство с шахматной доской. Поля. Прямые и косые линии. Правило расположения между соперниками.

2 ч.

Октябрь

4. Проспекты, улицы и переулки волшебной доски.


Упражнять быстрым и правильном нахождении вертикалей, горизонталей и диагоналей. Знакомство с шахматной нотацией.

2 ч.

5. «Ни шагу назад!» Пешка.

Знакомство с пешкой. Изучение ходов. Взаимодействие друг с другом.

2 ч.

Ноябрь

6. «Прямолинейная, бесхитростная фигура». Ладья.


Знакомство с новой фигурой – ладьей. Правила передвижения. Признаки, особенности ладь. Способы действия.

2 ч.

7. «Вежливые слоны». Слон.

История изменения фигуры СЛОН. Расположение на начало партии. Особенности передвижения и действий.

2 ч.

Декабрь

8. «Могучая фигура». Ферзь.


Правильное название фигуры. Сила ферзя. Сходство с ладьёй и слоном. Подвижность и ловкость фигуры. Передвижение на шахматной доске.

2 ч.

9. «Прыг, скок и в бок». Конь.

Знакомство с фигурой. Как ходит конь. Отличие от остальных фигур и пешек. Правила передвижения на шахматной доске.

2 ч.

Январь

10. Повторение темы №9.


Повторить и закрепить знания о фигуре конь. Учиться передвигаться по шахматному полю с разных позиций.

2 ч.

11. «И король жаждет боя».

Познакомить с фигурой «король». Особенность передвижения. Сходство с ферзём и отличие ходов. Что такое пат? Мат?

2 ч.

12. «Как ладья похудела?»

Знакомство с рокировкой. Условия выполнения рокировки.

2 ч.

Февраль

13. Нотация волшебной доски.


Знакомство с шахматной записью ходов. Изучение шахматной нотации.

2 ч.

14. Волшебный квадрат.

Знакомство со специальным правилом, когда пешка «хочет стать генералом без поддержки короля».

2 ч.

15. Повторение темы №13 и 14

Закрепить пройденный материал. Индивидуальный подход к закреплению.

2 ч.

Март

16. Спасительница оппозиция.


В чём секрет оппозиции? Правило и условия оппозиции, когда и кому она приходит на помощь. Упражнения до победного конца одного из сторон.

2 ч.

17. «Непобедимый».

Знакомство с правильным началом игры. Знакомство с дебютом. Главная задача дебюта.

2 ч.

Апрель

18. Волшебный мир комбинаций.


Знакомство с «вилкой». Знакомство с «двойным шагом». Развитие комбинационного зрения, комбинационного чутья.

2 ч.

19. Реши этюд, отгадай задачу.

Учимся решению задач с самых элементарных, без участия короля; более разумно, рационально распоряжаться не большими шахматными силами, достигать выигрыша или ничьи, находить выход с плохой позиции.

2 ч.

май

20. Здоровые телом - сильны духом!


Шахматисты и спорт. Познакомить со здоровым образом жизни. Закаливание бойцовых качеств у ребят.

4 ч.

21. В гостях хорошо, а дома лучше.

Используя сюжет сказки, вспомнить ход коня, различные его передвижения. Повторение пройденного материала за год.

4 ч.

Примерный перечень шахматного инвентаря и наглядных пособий.

  1. Шахматные доски - 10 шт.

  2. Фигуры к ним - 10 комплектов.

  3. Демонстрационная доска – 1шт.

  4. Фигуры к ней – 1 комплект.

  5. Тетради с шахматными задачками – 20 шт.

  6. Карандаши – 20 шт.

  7. Шахматный стенд (примерные тематики «Великие люди и шахматы», «Семья и шахматы», «Шахматы и дети», т.д.) – 1 шт.

  8. Консультации для родителей

  9. Портреты чемпионов мира по шахматам среди взрослых – 18 шт.

Елена Садыкова
Перспективный план работы шахматного кружка «Белая ладья»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Ромашка»

Перспективный

план работы шахматного кружка «Белая ладья »

Руководитель : Садыкова Е. Р.

«Вся в квадратах – белых,

чёрных – деревянная доска,

а ряды фигур точёных –

деревянные войска.

ты, дружок мой, без опаски,

без смущения вступай,

словно в мир чудесной сказки,

в чёрно-белый этот край».

Программное содержание : 1)образовательное – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.

2) воспитательное – вырабатывает у ребёнка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.

3) эстетическое – играя, ребёнок живёт в мире сказок превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов доставляют детям истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию приносит эстетичное наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

4) физическое – прививаю истину детям : чтобы хорошо играть в шахматы , надо быть физически здоровым.

Литература : И. Г. Сухин «Программа по обучению дошкольников игре в шахматы » , В. К. Гришин «Играем в шахматы » .

(сентябрь – октябрь – ноябрь) .

I квартал : Начать процесс обучения шахматам в форме увлекательной игры. Предложить детям сказки, где действующие герои – ровесники детей или весёлые человечки, а также сказки – «Шахматный теремок » , «Шахматный колобок » , «Шахматная репка » , стихи, загадки, эстафету на быструю и правильную расстановку пешек и фигур, придумывание самими детьми шахматных загадок , отгадывание загадок из «Шахматной шкатулки » . Можно использовать различные методы и приёмы, но основным остаётся игра.

Занятие №1-2. Рассказывание легенды о происхождении шахматной игры . Начало путешествия в Страну шахмат .

Заинтересовать детей игрой в шахматы . После прочтения легенды спросить детей, кто им из героев понравился. Почему? «Мудрец придумал шахматы » , «Помирил королевичей : не стало войн» , «Не взял никакой награды» . Внушить детям, что шахматы дело увлекательное , но и сложное, шахматы - это каждодневный труд, упорный и настойчивый. Показать шахматные фигуры .

Занятие №3-4. Знакомство с шахматной доской . Сказка «Шахматный теремок » . Рисование самостоятельно на листочке изображения шахматной доски .

Объяснить, что такое шахматная доска , как она должна располагаться по отношению к игрокам, какие на ней присутствуют обозначения. Что такое поле?

Учить рисовать доску и правильно штриховать. Дать понятие косых, вертикальных и горизонтальных линий и находить их на доске.

Игра «Ряд» . Предложить ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом воспитателя и проконтролировать выполнение задания.

Занятие №5-6. Изучение проспектов, улиц волшебной доски. Сказка «Шахматный колобок » .

Продолжать изучение диагоналей, горизонталей, учить нумеровать линии и называть поля по буквам и цифрам, выучить считалку, облегчающую запоминание вертикальных линий. Отметить в тетради вертикаль «а» , 1-ю горизонтальную линию и самую большую диагональ.

Занятие №7-8. Игры «Шахматное лото » , «Расставь на доске» , «Горизонталь» , «Вертикаль» , «Диагональ» .

На этих занятиях поупражнять в более быстром и правильном нахождении полей и линий, показывая и называя их вслух, отдельно и совместно.

Изготовить шахматное лото . Побеждает тот, кто отгадает большее число полей. Игра «Расставь прямые линии на доске» .

Занятие №9-10. Игры – соревнования «Составь доску» . «Пройди и назови поле» .

Занятие №11-12. Знакомство с пешкой. Продолжение чтения сказки.

В самом начале объяснить, как располагаются пешки. Провести конкурс – кто быстрее расставит пешки, называя вслух поле. Провести шахматную эстафету .

Занятие №13-14. Решение различных задач с использованием пешек. Дидактические задания «Лабиринт» . «Один в поле воин» .

Из сказки дети должны усвоить, как ходит пешка. Проверить, правильно ли заполнили ходы. Правило «взятия на проходе» . Напомнить, как пешка бьёт пешку противника.

Предложить поиграть одними пешками.

Занятие №15-16. «Прямолинейная бесхитростная фигура» - знакомство с ладьёй . Игры «Лабиринт» , «Перехитри человека» , «Кратчайший путь» .

Занятие №17-18. Решение различных задач с использованием ладьи .

Прочитать сказку и напомнить, как передвигается ладья по шахматной доске . Объяснить, что такое «открытые линии» , что происходит, когда ладьи на открытой линии (особенно на вертикальной) сдваиваются.

Занятие №19-20. Викторина по вопросам из «Шахматной шкатулки » .

Предложить вопросы о шахматных линиях , полях, пешках, ладьях .

Занятие №21-24. Повторение пройденного, оформление тетрадей.

II квартал : (декабрь – февраль)

Постепенно переходить к решению элементарных шахматных задач и этюдов , отгадыванию загадок.

В I квартале предлагалось играть детям не всеми фигурами. Постепенно приучать детей видеть всю доску. Знакомится с другими шахматными фигурами до полного комплекта. Важно, чтобы дети усвоили согласованность действий пешек и других фигур друг с другом. Научить детей запоминать различные простейшие ловушки и комбинации «Детский мат» , «Мат Легаля и др.

Занятие №1-2. Продолжение сказки. Знакомство с фигурой – слон. Дидактические игры «Захват контрольного поля» , «Игра на уничтожение» .

Объяснить детям, как располагается и передвигается слон, в каких комбинациях участвует.

Занятие №3-4. Могучая фигура – ферзь.

Объяснить, в чём заключается сила ферзя, во сколько оценивается очков. Предложить решить простейшие задачи с участием ферзя «Перехитри часовых» , «Сними часовых» , «Атака неприятельной фигуры» , «Двойной удар» , «Взятие» , «Выиграй фигуру» .

Занятие №5-6. Отвечаем на вопросы из «Шахматной шкатулки » .

Занятие №7-8. «Прыг, скок и вбок» - знакомство с конём.

Провести эстафету, кто быстрее расставит все фигуры и пешки. Показать, как передвигается конь по доске, отметить в тетрадях. Запомнить правило коня. Провести задачи – упражнения на ход коня – «Захват контрольного поля» , «Игра на уничтожение» .

Занятие №9-10. Закрепление нового материала, ответы на вопросы из шахматной шкатулки .

Занятие №11-12. «Король жаждет боя» .

Продолжить чтение сказки. Напомнить детям, как передвигается король, показывая его ходы. Объяснить, что также он берёт и незащищённые фигуры. Где размещается белый и где чёрный король, показать. Предложить детям сыграть всеми фигурами.

Занятие №13-14. Знакомство с понятиями «шах» , «мат» , «пат» .

Объяснить детям эти понятия, учить их сражаться до конца, не падать духом, продолжать учить играть всеми фигурами. «Дай открытый шах» , «Мат или не мат» , «Пат или не пат» .

Занятие №15-16. «Как ладья похудела » .

Знакомство с приёмом рокировки. Дидактическое задание «Рокировка» .

Занятие №17-18. «Нотации волшебной доски» - запись шахматных партий .

Занятие №19-20. «Волшебный квадрат» , правило квадрата.

Занятие №21-22. Вопросы из «Шахматной шкатулки » .

Занятие №23-24. Закрепление пройденного материала.

III квартал : (март – май)

Продолжать решать шахматные задачи .

Можно давать задание хорошо играющим детям позаниматься с отстающими товарищами.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала , методику постоянно менять. В конце года можно провести шахматные соревнования на определение сильнейшего игрока.

Занятие №1-2. «Спасительница – оппозиция» (продолжение сказки) . Шахматная партия . Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, кем лучше начинать шахматную партию ). Дидактическая игра «Два хода» .

Занятие №3-4. Легенда о «Непобедимом» . Как играть дебют? Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Занятие №5-6. Какие ходы «хорошие» , какие «плохие»

Занятие №7-8. «Волшебный мир комбинаций» .

Занятие №9-10. Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу».

Занятие №11-12. Разбираем шахматные этюды .

Занятие №13-14. «Здоровые телом – сильные духом» .

6 необходимости занятий физическими упражнениями.

Занятие №15-16. «В гостях хорошо, а дома лучше!»

Используем сюжет сказки для закрепления хода коня.

Дать детям побольше возможных вариантов, таких как белый конь, начинает движение с любого поля 1-й горизонтали, а 4-й с любого поля 8-й горизонтали.

Занятие №17-18. Викторина по шахматным терминам .

1. Сколько линий на доске, как они называются?

2. Как обозначаются поля на шахматной доске ?

3. На каких линиях располагаются белые и чёрные войны перед началом сражения?

4. Можно ли ставить на одно поле по две пешки или по две фигуры?

5. Чем отличаются ходы пешек от ходов всех остальных фигур?

6. Чем отличаются ходы пешек от ходов всех остальных фигур (со взятием?

7. Чем отличаются ходы пешек от ходов фигур по темпу, быстроте передвижения по доске?

Занятие №19-24. Подготовка и проведения шахматного соревнования .