Как научиться играть в шахматы. Правила игры в шахматы для детей и взрослых Сколько нужно играть в шахматы

Решение тактики, этюдов и шахматных композиций должно быть первым этапом для всех, кто хочет самосовершенствоваться.

Шаг 2.

Следующий шаг должен включать изучение партий Мастеров/Гроссмейстеров. Однако не следует быстро переходить к этому шагу. Сначала Вы должны познакомиться с простыми тактическими приемами , такими как вилка, двойное нападение, связка, сквозная атака, простые матовые сети и т.д. Не зная основные приемы, Вам будет трудно анализировать партии сильных игроков.

Ещё хотелось бы добавить пару слов о партиях мастеров. В идеале, когда Вы впервые смотрите партию, то изучите её без чтения комментариев и посмотрите, насколько Вы можете понять различные ходы. Обратите внимание на план игры, тактику, ошибки, переход из миттельшпиля в эндшпиль и т.д. Поставьте себя на место игрока и попытайтесь проанализировать позицию с их точки зрения. По мере просмотра партии останавливайтесь и спрашивайте себя: «Как я сыграл бы здесь? ». Попробуйте понять идеи, которые скрываются за ходами.

После того, как проделана предварительная работа, необходимо уже заново просмотреть партию с комментариями и восполнить пробелы, которые Вы пропустили при самоанализе. Такой подход к обучению продуктивнее и выгоднее, чем простое чтение комментариев и просмотр партии. Некоторые шахматные тренеры рекомендуют просматривать партии даже по 4-5 раз, чтобы лучше понять и запомнить изученный материал.

Практика. Практика. Практика.

Каждый игрок должен применять знания на практике. Играть партии абсолютно необходимо, чтобы прокачать свои шахматные навыки.

Ещё одно важное условие, без которого невозможно самосовершенствование – мотивация . Только хорошо мотивированный человек может проводить часы за шахматами, продуктивно изучать теорию, играть тренировочные матчи и не отказываться от дальнейших занятий, независимо от результата. Именно такие игроки быстро достигают серьезного роста.

Шаг 3.

Чтобы понимать анализ, приведенный в книгах, Вы должны понимать шахматную нотацию и хорошо знать специальные обозначения. Когда Вы изучаете шахматную партию, Вам придётся интерпретировать ходы и спец. обозначения автоматически, не теряя времени на вникание и использование шпаргалок.

Некоторые игроки, несмотря на то, что играют в шахматы достаточно долго, не в состоянии читать шахматную нотацию или быстро находить нужное поле на доске для осуществления хода.

Если Вы не знаете шахматную нотацию, то я могу предложить Вам очень простое упражнение. Когда будете играть партию, используйте немаркированную доску (без чисел и букв) и попробуйте как можно быстрее записать свой ход. Также необходимо быстро определять поля и называть их, например, d2, h5, a3 и т.д., не вычисляя их координаты.

Шаг 4.

Каждый шахматист должен уметь определять ошибки в собственных партиях. Анализируя свои партии, нужно всегда искать способы усилить игру и писать соответствующие комментарии. При анализе нужно пытаться ответить на 3 вопроса :

  • 1. Где были сделаны главные ошибки и как можно было сыграть лучше? (для обоих игроков)
  • 2. Какой был план у каждой стороны?
  • 3. Какова была причина Вашей ошибки? (мало времени, не достаточно глубоко просчитан вариант, грубые ошибки и т.д.))

Анализ и комментирование Ваших партий чрезвычайно важны для улучшения качества Вашей игры.

Другой важный момент заключается в важности систематического обучения . Работая над шахматами в течение всего 30 минут 3-4 дня в неделю , Вы добьетесь больших успехов, нежели тратя на тренировки по 2 часа, но раз в неделю.

Много игроков придерживаются неверной стратегии обучения, долго концентрируясь на одной шахматной теме. Например, очень долго изучая дебютные схемы или шаблоны игры в миттельшпиле. В итоге это не даёт нужного прогресса в шахматах.

Некоторые выдающиеся шахматные тренеры считают, что самый эффективный способ – изучать несколько тем в течении одного урока. Например, сначала немного теории, затем анализ классической партии, тактика и эндшпиль.

Шаг 5.

Следующий шаг в шахматном развитии – изучение истории шахмат, наряду с биографией Ваших любимых игроков и их партий. Выберите партии таких выдающих игроков, как Ботвинник, Смыслов, Нимцович и т.д. и изучите их идеи, которые они применяли в партиях.

Можно изучать и партии современных игроков, но при не забывайте о классике, так как планы и идеи великих мастеров шахматной истории легче понять и применять в собственных партиях.

Другая очень важная часть обучения – участие в хороших шахматных соревнованиях. Чтобы игрок рос, ему рекомендуется участвовать в 5-6 турнирах в год. Так Вы сможете испытать все приобретенные навыки и теоретические знания хорошей практикой.

Давайте подведем итоги.

Есть 5 шагов, которые Принципиальны для повышения класса игры:

  • 1. Решение тактики, этюдов и шахматных композиций.
  • 2. Изучение партий мастеров, тренировочные матчи и работа над мотивацией.
  • 3. Совершенствование навыков чтения/записи шахматной нотации.
  • 4. Анализ собственных партий, изучение эндшпиля.
  • 5. Шахматная история и участие в шахматных турнирах (5-6 турниров в год).

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня , то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко , эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения « », прямо сейчас!

Правила игры в шахматы для начинающих – первое знакомство с этой увлекательной игрой. Для взрослых и детей — в картинках.

Правила игры

Шахматы, это игра с участием двух человек. Фигуры в игре, располагаются на разных сторонах доски, которая содержит 64 поля черного и белого цветов.

Доска

Правое ближнее игровое поле у каждого игрока должно быть белым. Горизонтальные ряды нумеруются цифрами от 1 до 8, вертикальные обозначаются латинскими буквами от а до h. Поэтому можно быстро записывать ходы, любой партии, состоящих из букв и цифр.


Название шахматных фигур

Соперники играют по разные стороны доски, один из них ходит белыми фигурами, второй – черными. Фигуры в каждой партии расставляются одинаково следующим образом:


Первый ход в партии делают белыми фигурами (решение о том, кто какими фигурами играет, принимается с помощью жребия). Итак, вначале ходят белые фигуры, потом черные, затем снова белые, потом черные и т.д.

Как ходят шахматные фигуры

Пешки

Пешки имеют право ходить только вперед. Бьют фигуры соперника по диагонали и становятся на место той фигуры, которую побили. В первоначальной позиции, пешка может ходить через одну клетку, или пойти только на следующую клетку вперед. В том случае, когда она уже находится в игре (то есть, делала ходы), то она может двигаться лишь на один квадрат вперед.


Например, пешка стоит на позиции-e2.После первого хода, который можно делать через одну клетку, пешка оказалась на- e4.

Ладья (тура)

Ладья ходит и бьет фигуры противника вперед или в боковом направлении. Строго по горизонтали или по вертикали. На любое доступное на доске количество клеток. Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат. Ладья может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.


Ладья имеет право делать ходы в вертикальном и горизонтальном направлении, если на ее пути нет иных фигур. Условная стоимость ладьи – 5 пешек.
Так может ходить ладья.

Конь

У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, буквой «Г». Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую.


Ходы конем из начального положения.

То есть, даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение крайне плохо. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).

Офицер (слон)

Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток. Это, как правило, только клетки одного цвета. Потому, что это диагональ. Поэтому их называют чернопольным слоном или белопольным слоном.
Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.


Шахматный слон ходит по диагонали.

Ферзь

Королева (ферзь). Сильнейшая фигура в шахматной игре, передвигаемая на любое число полей по прямой или по диагонали во всех направлениях. В начальной позиции ферзь всегда занимает клетку своего цвета, отсюда и выражение: «Ферзь любит свой цвет».

Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.


Ферзь является самой мощной фигурой в шахматах. Его условная стоимость – 8 пешек. В нем сочетается сила одновременно ладьи и слона. Ферзь может ходить по вертикали, диагонали и вертикали (в том случае, если на пути нет других фигур.

Король

Цель игры захватить короля.Поставить ему мат. Поэтому это самая весомая и значимая шахматная фигура. Король передвигается в любую сторону: прямо, в бок и по диагонали. Но, всего на один шажок.

Король не имеет права делать ходы на соседнее поле в том случае, если оно атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура одинакового с королем цвета.


Самой слабой, но весомой и значимой шахматной фигурой является король.

Шах

Шах – это нахождение короля под прямой атакой одной или нескольких фигур. Так как короля по правилам нельзя взять, то его хозяин должен следующим ходом уйти из-под удара.. Свои фигуры можно передвигать только для того, чтобы закрыть короля от шаха.

Пат

Патовая ситуация возникает тогда, когда король не находится под шахом, а играющий им игрок не может сделать по правилам ни одного хода (самому под шах короля ставить нельзя). В этой ситуации партию признают закончившейся вничью.

Мат

Наиболее частый результат шахматной партии. Король одного из соперников находится под атакой, которую нельзя отразить. Это — мат. Игрок такого короля проигрывает партию.

Игровые моменты

  • Партия может закончиться победой одного из соперников или вничью.
  • Шахматист может поставить сопернику мат.
  • Соперник может признать своё поражение, если ситуация кажется ему безнадёжной по причине большого урона.
  • На ничью игроки могут согласиться самостоятельно, но бывают и положения, когда они вынуждены это сделать. Если у одного играющего остался король и конь, а у другого король и слон, выиграть партию без грубой ошибки соперника невозможно.
  • На более высоком уровне ничью иногда фиксируют при троекратном повторении одних и тех же ходов.

Ну, а теперь попробуйте с компьютером.

Выбирая ребенку занятие вне дома: кружок, секцию, организовывая семейный досуг, мудрые родители вспомнят о шахматах. Прославленный советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Это не просто слова: результаты исследований показывают, что дети, занимающиеся этой игрой, лучше обучаются, более организованны и уравновешенны.

Из этой статьи вы узнаете

Польза шахмат для детей

Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Вот несколько основных преимуществ:

  • Развитие способности рассуждать и мыслить логически . Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.
  • Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии . Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить.
  • Закрепление спортивных навыков : длительное пребывание в статическом положении формирует усидчивость, выносливость, внимательность, умение правильно проигрывать и стремление к победе. Игра требует собранности и сдержанности.

Занятия шахматами улучшают память , учат ответственности и самостоятельности . Не зря многие детсады вводят дополнительные занятия по этому виду спорта в качестве подготовки к школе.

Для чего вы хотите научить ребенка шахматам?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

    Развить логическое мышление 36%, 691 голос

    Выработать усидчивость 18%, 337 голосов

    Вырастить будущего чемпиона 4%, 69 голосов

23.05.2018

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

  • С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет , когда дети живо интересуются всем вокруг.
  • В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
  • В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
  • Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 - 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное - на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

Как заинтересовать малыша игрой

Как известно, запретный плод - сладок. Используйте этот принцип следующим образом. До того, как познакомить ребенка с шахматами периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.

На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и, что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.

Важно ! Будьте непреклонны и не идите на встречу просьбам ребенка дать ему игру. Помните, что в эти минуты его желание будет расти и ваш ребенок скоро начнет мечтать познакомиться с шахматами поближе.

Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре. Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут ). Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, позадавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 10-15 минут ).

Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците.

Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например «Фиксики».

Правила игры

От первого урока во многом зависит, заинтересуется ли малыш игрой. Хорошо вначале детям просто наблюдать за состязанием родителей или близких людей, это своеобразный подготовительный период.

При возникновении интереса можно придумать сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Цель игры - лишить возможности двигаться короля противника.

Бой ведется по особым правилам, и у каждой фигуры есть положение на доске и преимущественные возможности:


Это интересно ! Во времена Средневековья ферзь был одной из самых слабых фигур. Особыми полномочиями его наделила королева Испании Изабелла, придумав новые правила.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку »: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого.

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля .
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода .
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском . Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная : ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

На заметку ! Сначала можно поиграть только пешками, затем предложить сыграть несложные этюды с участием других фигурок.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

  • Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо , иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам.
  • Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий. На первых порах они должны носить краткий характер.
  • Заинтересовывайте дополнительно : рисуйте и лепите фигурки, смотрите мультфильмы про шахматы. Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
  • Полезно после игры обсуждать ее ход , какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными. Нелишней будет своевременная подсказка.
  • Нужно отмечать успехи ребенка , хвалить за нетривиальные решения.
  • Дошколятам в турнирах участвовать не стоит : проигрыш может травмировать детскую психику.
  • Полезно рассказывать сказки о шахматных фигурках . Можно водить кроху на занятия в кружок или использовать компьютерные программы, но лучше, если он будет обучаться у близких людей. На образ жизни дошколенка больше всего влияет именно родительская модель поведения.

На заметку! Многие преподаватели советуют приобрести набор с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком: малыши от них в восторге.

Посмотрите, как проводит свое обучение опытный тренер и на чем он акцентирует внимание ученика.

Людям, обучающим ребенка, стоит тоже развивать свои умения и опыт, во-первых, он начнет задавать вопросы, во-вторых, вскоре бывший новичок может перерасти учителя.

Какой учебник выбрать

В настоящее время существует немало учебных пособий? а также онлайн книг по игре в шахматы для детей. Преподавание по ним помогает достичь нужного эффекта. Выберите методику из следующих:

Важно ! Никакая самая лучшая книга или инструкция не дадут эффекта, если обучение детей шахматам не будет носить систематического характера. Чем перебирать методики, лучше тщательно изучить одну из них.

Если в детском садике действует кружок, запишите сына или дочь в него. Видеоуроки и мастер-классы из интернета тоже могут быть полезны. Главное, чтобы время, проведенное дошкольником за компьютером, не превышало рекомендованное. Дидактические материалы, книги – все это будет работать, если родители искренне поддерживают желание ребенка обучиться шахматным премудростям.

Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение - однозначно.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Как научиться играть в шахматы?

Шахматы называют мудрой игрой. Еще в далекие времена людей привлекал загадочный мир шахмат, красота этого искусства. Так как научиться играть в шахматы начинающим или детям?

Положите перед собой шахматную доску. Она разбита на квадраты. Всего 64 квадрата, половина – белые, другая половина – черные. Доска всегда располагается так, чтобы в левом нижнем углу (который ближе к вам) находился черный квадрат.

По шахматному полю ходят фигуры. Посмотрите и запомните, чтобы научиться играть, необходимо знать, как расставляются фигуры перед начинающейся игрой. В первом ряду стоят пешки, за ними фигуры: крайние – ладьи, следом кони, затем – слоны, посередине – король и ферзь. Ферзь всегда стоит на своем цвете: белый – на белом поле, черный – на черном. Это положение фигур перед началом игрой.

В шахматы всегда играют два человека. Один играет белыми фигурами, другой – черными. За один ход можно передвинуть одну фигуру. Ходят играющие по очереди.

Начинаем знакомиться с шахматными фигурами, и учимся ими ходить:

Король. Самая важная фигура, но очень слабая. Если король погиб – партия проиграна. Король ходит на любое соседнее с ним поле только на одну кленку. Главная цель игры – поставить короля противника в безвыходное положение, объявить ему мат. Если вам удалось объявить мат - вы победили и партия окончена.

Ладья. Это вторая по силе шахматная фигура. Она ходит почти так же, как ферзь, только ею нельзя ходить по диагонали.

Ферзь. Самая сильная фигура. Ее называют королевой. Она ходит как угодно: и по горизонтали, и по вертикали, и по диагоналям, вперед и назад. За один ход королева может пройти как одну клетку, так и все шахматное поле.

Пешка. Самая слабая фигура. Она ходит только вперед, и только на одну клетку, только один раз с исходной позиции пешка может сделать двойной ход (через клетку, например c2 – c4). Однако если пешке удается пройти все поле, то дойдя до последнего ряда, она может превратиться в любую шахматную фигуру, кроме короля. Не правда ли, это немного напоминает сказку про Золушку, которая превращается в принцессу?

Конь. Это очень интересная фигура. Конь ходит следующим образом: две клетки вперед, одна вбок, или две клетки вбок, одна вперед. При каждом ходи конь меняет цвет поля.

Слон. Эта фигура ходит только по диагоналям, вперед и назад. Слон ходит по клеткам только своего цвета.

Как правильно играть в шахматы?

Вы научились ходить шахматными фигурами по отдельности. Но если все фигуры стоят на шахматной доске, и одна фигура преграждает путь другой, как здесь правильно играть? Тогда следует поступить следующим образом: если на пути стоит ваша фигура, то путь закрыт. Если же стоит фигура другого цвета, путь можно освободить, взяв (побив) ее. Это происходит следующим образом: «вражескую» фигуру вы снимаете с доски и на ее клетку ставите свою бьющую фигуру. Это делается за один ход. Однако брать фигуры необязательно.

Давайте рассмотрим пример:

В этом примере путь черной пешке преградила белая, но черная пешка может побить ладью. Сделав такой ход, она переходит на новую вертикаль и может продолжать по ней движение вперед. Черная пешка, стоящая на «e7» может пройти на восьмую горизонталь двумя путями: просто вперед, или взять коня. И в том, и в другом случае, пешка прошла все шахматное поле и может превратиться в любую фигуру.

Во время игры все фигуры передвигаются по доске, нападают друг на друга, снимаются с доски. Все, кроме одной - короля. Короля сбить нельзя. Ему можно только объявить «шах», то есть предупреждение. Если король получает «шах», нужно немедленно отреагировать, обезопасить его. Это можно сделать, сбив нападающую фигуру, защитив короля другой фигурой, уйдя на безопасное поле. Если нет возможности защитить короля, значит, король получил «мат». Партия проиграна. При записи «шах» правильно будет обозначается +, «мат» - x.

Есть еще два исключения из правил шахмат для начинающих:

  1. Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход - одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.
  2. Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу - возможность пропадает. Посмотрите на пример. Белая пешка c2 сделала двойной ход и стала на c4. Черная пешка с!4 может снять белую пешку с c4 и стать на cЗ, как будто белая пешка сделала простой ход.

При игре соблюдайте основное правило шахмат и учитесь сразу играть правильно: тронул фигуру - ходи ею. Поэтому пока вы не продумали как следует ход - не прикасайтесь к фигуре.

Вы познакомились с основными правилами шахматной игры и можете попробовать сыграть свою первую шахматную партию.

Если у вас появилось желание научиться хорошо и правильно играть в шахматы, изучить это искусство поглубже, воспользуйтесь специальными сайтами «Шахматы для начинающих», «Как научиться играть в шахматы», шахматной литературой для детей, книгами, журналами, поиграйте в шахматные симуляторы .

Как научиться шахматной аннотации?

Аннотация в шахматах – это обозначения фигур на доске, этому обязательно нужно научиться начинающим, а также детям, которые собирается заниматься этой игрой всерьез. Чтобы описать шахматную партию, существует своеобразный шахматный язык. Этот язык прост. Каждая клетка шахматного поля обозначается латинской буквой и цифрой. Вертикали обозначаются буквами, горизонтали - цифрами.

Счет всегда ведется от левого углового поля белых фигур. Например: a1, c2, dЗ, h5, f8. При записи фигуры обозначаются сокращенно: король - Кр, королева - Ф, ладья - Л, слон - С, конь - К, пешка - не обозначается.
Полная запись ходов включает «пункт отправления» и «пункт прибытия» фигуры.

Например:
1. e2 - e4 цифра показывает порядковый номер хода, е2 - е4 - что на поле е4 с поля е2 стала белая пешка.

Можно записывать ход сокращенно, указывая только «пункт прибытия». Например: 1. e4.

Ход черных обозначается тремя точками перед записью. Например:
1. ...e5. черная пешка прошла с e7 на e5.
Взятие фигуры обозначается «:». Например:
3. Ф: f7 - ферзь взял пешку f7.

Шахматы… Есть ли те, кто не слышал название этой игры? Думаю, нет. Многие видели доску с клетками, умное и сосредоточенное выражение лица игроков, которые по очереди двигают разными фигурками в надежде выиграть у противника, сказав такое долгожданное слово «мат». Давайте же познакомимся с этой игрой поближе.

Это игра, которая ведется на 64-х клеточной доске с 16-ю белых и 16-ю черных фигур, которая развивает тактические возможности, стратегическое мышление, комбинационное зрение, зрительную память и многое другое. Шахматы основываются на логическом мышлении, так как во время партии Вы сосредоточены на поиске оптимальных решений сложившейся ситуации на доске и предугадыванием ходов соперника для собственного выгодного расположения фигур. Таким образом, развитая логика даст возможность Вам находить причинно-следственную связь и отыскивать саму суть тех или иных вещей. Это поможет Вам выделяться в обществе своей дальновидностью и быть прагматичным. Помимо этого, развитие интеллектуальных способностей Вам гарантированно!

Само название игры состоит из двух слов персидского языка – «шах» и «мат», что, в свою очередь, означает только одно - «король умер». Что касается истории, то данные располагают, что игра под названием шахматы родом из Индии и довольно таки стара – ей не меньше 1500 тысяч лет (внушительная цифра, не правда ли?).

Доска и свойства фигур

Шахматы – игра настольная, поэтому все действия происходят на доске, которая поделена на клетки, или, другими словами, поля – 8 × 8. Ряды по вертикали (поля, которые находятся внизу и вверху от Вас на доске) обозначаются буквами латинского алфавита начиная от «a»и до «h», располагаясь слева направо. Ряды же горизонтальные (находятся справа и слева от Вас) обозначены цифрами от 1 до 8 – единица находиться внизу, а все цифры от нее идут к верху, аж до самой восьмерки на верху.

Игра начинается с того, что у каждого из шахматистов одинаковое количество фигур, которые стоят в определенном порядке. У игроков такие наборы фигур: король, ферзь, две ладьи, пара слонов, два коня и восемь пешек окрашены в тот цвет, который представляет шахматист (белый или черный). Фигуры размещены в таком порядке, как показано на рисунку ниже.

Ходы

Первыми всегда ходят белые – поэтому ход делает тот игрок, кто владеет фигурами именно такого цвета. Как же ходит каждая из упомянутых выше фигур? Остановимся на этом подробней:

  • ходить можно на клетку, которая не занята своей фигурой или же становиться вместо чужой, предварительно «убив» ее;
  • король может ходить на одну клетку в трех направлениях: горизонтально, вертикально и по диагонали;
  • ферзь идет по тем же трем направлениям, но имея свободу в передвижении, не ограничиваясь одной клеткой, а имеет все пространство в распоряжении;
  • ладья – ход на любое расстояние но только в двух направлениях: горизонтально и вертикально;
  • слон – неограниченность хода только в одном направлении – диагональ;
  • конь ходит на клетку, которая находится на расстоянии 2-х по вертикали и 1-й по горизонтали или 1-й по вертикали и 2-х по горизонтали от своего положения (буквой «Г») и имеет свою уникальную возможность – перепрыгивать все (как свои, так и чужие) фигуры и становиться на любую клетку;
  • пешка имеет возможность направляться на одну клетку доски вперед по вертикали, а при взятии другой фигуры на одну клетку по диагонали. Если пешка (при самом начале игры) не делала еще ни одного хода, то она имеет возможность сделать ход на две клетки вперед по вертикали. Еще одна возможность пешки - это трансформация в любую фигуру, если она дошла до последней горизонтали противника.

Ситуации в шахматной партии

  • шах – это ситуация, когда король стоит под ударом любой из фигур и обязан устранить данную ситуацию ближайшем же ходом для возможности продолжать игру;
  • мат – игроку невозможно никаким ходом предотвратить поставленный шах и король оказывается «убитым». При этом противник, который сумел «убить» короля, произносит фразу «шах и мат» - это является целью игры;
  • пат – ситуация, когда игрок при своей очереди хода не может сделать ход, который бы соответствовал правилам, но при этом король не находится под шахом.

Советы тем, кто хочет научиться самостоятельно играть в шахматы с нуля

  • всегда анализируйте все происходящее на доске – помните, что не только Вы, но и Ваш соперник имеет стратегию и большинство (если не каждый) его ход направлен на угрозу Вашему королю, поэтому стремитесь предугадывать ходы и быть сосредоточенным;
  • не спешите ставить «шах», лишь бы чаще произносить эту фразу. Будет более уместно, если Вы будете подходить к атаке не единой фигурой, а комплексно, продумав варианты «бегства» короля противника и создав уже там свою «засаду»;
  • понимайте ценность каждой из фигур и имейте ввиду, что суть игры поставить «мат» королю, а не перебить, ценой и собственных потерь, чужие фигуры;
  • здесь совет, сродни такому виду спорта, как бокс и многие другие – старайтесь контролировать центр, именно в этой части доски происходят все важнейшие события, которые зачастую имеют решающие значение;
  • имейте ввиду, что охрана короля имеет важное значение в игре, потому что без надежной защиты невозможно полноценно идти в атаку на противника;
  • после того, как Вы окрепнете тактично, практикуйте – играйте вместе с знакомыми, друзьями, родителями, изучая различные ситуации в «живой» игре, и самое главное… не забывайте наслаждаться игрой, испытывая на себе как радость побед, так и горечь поражений, которые превращаются в неоцененный опыт и основу для будущих побед.

Надеюсь, что мы ответила на ваш вопрос, как быстро научиться правильно играть в шахматы для начинающих. Читайте дополнительную литературу и всё у вас получится!