Компьютерные игры: взгляд психоаналитика. Игровой компьютер как сервис. Консоли, вечные обильные с точки зрения инноваций

Эта статья адресована как молодым родителям, так и подросткам. Автор смотрит, конечно узко, «со своей колокольни», но так уж эта колокольня расположена, что с нее открывается великолепный вид.

В детстве я немало времени провел в компьютерных играх, никакой пользы от этого не получив. И, конечно, согласен со всем негативом, который про них здесь написан. Если бы можно было прожить заново, едва ли бы я вообще к ним притронулся. Но...

Но вот у самого растут трое детей, идут в сад, в школу. Почти у всех сверстников — смартфоны, планшеты без какого-либо контроля со стороны родителей. Что делать мне?
Какой выбрать подход к проблеме?

Понятно какой — запретить. Итак, детям было объявлено что до 18 лет никаких смартфонов. Вырастете — сами купите. Точка. Дети смирились, а куда им деваться. Но...

Правильно ли лишать ребенка опыта общения с компьютером сегодня, когда мир буквально состоит из компьютеров? Останутся ли завтра не связанные с компьютером профессии?

Я не хочу, чтобы мои дети росли дикарями, чтобы у них был страх перед техникой, которому подвержены многие. Неужели нет таких игр, которые бы не вредили, а были полезными? Я не имею в виду всякую «мелкую моторику» и «сообразительность», которую якобы развивают все игры. Речь о серьезном развитии — интеллектуальном, духовном. Кто из родителей не задавал себе этот вопрос?

Все знают: дети тянутся к компьютеру. Они тянутся изначально отнюдь не с азартом прожженного игромана и не для ухода от унылой школьной реальности (о том см. ниже). Маленькие дети это в первую очередь ученые. Они исследуют мир, и все, что видят в нем впервые. В компьютере сосредоточен сплав огромной красоты законов природы и гениальности человеческого разума. Это объективно самая интересная вещь в современном доме.

Объясню немного подробнее. Наши древние предки всегда интересовались окружающим миром. Смотреть на огонь было страшно, но любопытно. Разобравшись в его свойствах, человек произвел настоящую революцию. Многие проблемы были решены и даже свирепые хищники стали бегать не за человеком, а от него. Потом люди заинтересовались свойствами металлов, света, пара, магнита...

В нас заложено глубокое чутье, заставляющее останавливать свое внимание на некоторых свойствах окружающего мира, потому что за ними таится многое и важное. Дети, как и исследователи прошлого, не знают, что наблюдение радуги может привести к созданию лазеров, смешивание веществ — породить взрывчатку и лекарства, а кидание камешков — раскрыть тайны движения планет. Но они, подобно Шерлоку Холмсу, чувствуют тончайшие нюансы сетей причинно-следственных связей, которыми пронизан наш мир. И они не могут не чувствовать, что компьютер — это кусочек еще одной революции, по своей значимости сопоставимой с открытием огня. Они смотрят на компьютер как бы глазами фон Неймана, Глушкова, Винера... Они не знают его возможностей, но, поверьте, примерно ощущают их.

В этом свете использование при детях компьютера для бестолковых игр, соцсетей или видеоматериалов — практически кощунство. И, конечно, заразительное. Кибернетки XX века, грезившие о персональных компьютерах в каждом доме, и даже не мечтавшие о привычных нам технических характеристиках, пришли бы сегодня в отчаяние, видя, насколько опошлена их великая мечта.

Первой игрой, которую я установил на компьютер ребенку, стал Tux, of Math Command .

Авторы игры явно хотели, чтобы не было никакого насилия, и поэтому вместо стрельбы по пингвинам мы стреляем по падающим на них астероидам. То есть, спасаем, защищаем. Гуманизм соблюден. На сам процесс стрельбы даже вопиющим гуманистам покушаться (при мне, во всяком случае) не стоит: стрельба, взрывы и прочее — нормальные мальчишеские дела. Физика и химия иными словами.

Стрельба происходит при нажатии кнопки с ответом на указанный на астероиде пример. Там есть куча заданий самой разной сложности и не только по математике.

Ребенок с увлечением играл и дошел до немалых показателей, однако, было видно, что однообразие этой, пусть и полезной, игры не соответствует потребностям развивающегося детского мозга. И тогда, уже, не помню какими судьбами, я открыл для себя две абсолютно гениальных игры (на самом деле это никакие не игры, а полноценный научный софт, но детям про это знать не обязательно!): Algodoo и The Powder Toy.


Это, образно, говоря «песочницы», моделирующие реальный мир. Там можно собирать свои системы и смотреть, как они работают. Algodoo больше с уклоном в механику и оптику, Powder Toy — в тепловые, химические, электрические и ядерные явления. Соединить и то и другое в одной программе пока не позволяет производительность современных компьютеров.

Algodoo подробнее описана мною .

Powder Toy на русском языке толком не описана, но это и не нужно. Просто скачайте эти бесплатные программы с официальных сайтов и дайте детям самостоятельно изучить все имеющиеся там материалы и виды их взаимодействий. Самому обнаружить, что протоны и электроны соединяются в водород, а водород и кислород под действием пламени превращается в водяной пар — это не дешевая вещь. И там, конечно, есть онлайн-каталоги с десятками или сотнями тысяч поделок других людей со всего мира.

Ньютон, Кеплер, Евклид и многие другие гении прошлого дорого бы отдали за то, чтобы поиграть в такую игру хотя бы полчаса. Например, физикам давно известна «проблема трех тел»: для произвольной системы из двух тел (например Земля и Луна) можно вывести формулы, описывающие орбиты. Для трех тел — нельзя, даже если ты, скажем, Эйлер или Лагранж (они нашли-таки решения лишь для некоторых частных случаев). В Algodoo можно забросить тридцать или, если угодно, триста тел и любоваться их траекториями.

Можно ли сделать устойчивую машину с одним колесом? Как сделать шагающего или прыгающего робота? Ракету с тремя ступенями? Пулемет? Фонтан? А может, прыгающий фонтан-пулемет с тремя ступенями? Затраты труда и денег на проведение самых фантастических экспериментов в такого рода программах ничтожны, а результаты часто имеют реальный физический смысл.

Кто-то спросит, откуда у детей возьмется достаточно идей для воплощения в этих программах? Я вел по ним занятия в кружке, занимался и с собственными детьми и показывал детям знакомых... все оказалось очень просто.. Дети отыгрывают в компьютерах свои наиболее сильные впечатления. Почти у всех (кажется, у всех 100%) детей, первый опыт это... «взорвать человечка»! Что поделаешь, таково содержание информационной лавины, обрушиваемой на детей отовсюду. Сначала меня это пугало. Потом понял закономерность: отыграв сильные впечатления, ребенок переходит к не столь сильным, но более здоровым. Потом уже начинает играть с тонкими оттенками впечатлений. В итоге получилось недурно: посмотрели «Звездные войны» — младший сделал в программе соответствующего вида космические корабли, а старший целую игру (сделал игру, когда сверстники еще играют!) с сюжетом, ландшафтом, активными врагами и тому подобным. Посмотрели «Салют-7»: и вот уже игра про стыковку кораблей. Посмотрели «Ледниковый период» — и вот уже смоделирована белка в горе орехов. Так вдохновившие детей впечатления направляются в творческое русло.

Кроме того, дети — не дураки, а такие же люди, и они имеют тенденцию самостоятельно двигаться от простого к сложному. Итак, взрыв у меня получается, а могу ли я сделать плавное горение? Так, если слишком медленно подается топливо — всё тухнет, если быстро — взрывается... нужен какой-то способ регулировки.... В конце концов дети создают интереснейшие конструкции — модели атомных станций, космических кораблей, заводов...

Как-то однажды я не выдержал и принес в школу показать это чудо тамошним детям. Учитель пытался обратить внимание на какие-то формальные моменты: «Смотрите дети, это мы сейчас занимаемся физическим моделированием! Вот здесь у нас закон Гука!». Нет, это неправда. Это игра, потому что физическое моделирование на самом деле — игра. И это больше не закон Гука, сегодня это закон Пети или Маши, которые открыли их для себя здесь и сейчас.

Уважаемые родители! Забудьте в этот момент всю формальную чушь, которую преподают в школе, и даже ту, что требуют на ЕГЭ. Пусть ребенок научится получать удовольствие от игры с природой. Сначала с нарисованной, потому что она дешевле и безопасней. Главное — это почувствовать вкус науки, опытно-конструкторской работы. Когда у тебя рождается идея, ты что-то создаешь, оно летит-прыгает-ползает не так, ты ищешь причину, решаешь проблему, строишь заново и снова смотришь как оно прыгает, и снова ищешь причину — и так бесконечное число раз.

В школе учат просто: у каждой задачи есть единственный догматически правильный ответ, его надо вызубрить, и с первого раза правильно выдать. Эту дурь потом приходится с большим трудом выбивать из головы. На производстве и в жизни, а тем более в науке совсем не так: есть десятки правильных ответов, и любой из них начинает работать где-то с сотой попытки... Физические «песочницы» готовят детей к реальной жизни, осмыслению, формулированию и творческому решению потока нестандартных задач. Поняв суть творческого процесса, дети неизбежно захотят выйти за тесные рамки виртуального мирка. Нет, не сразу к станкам и инструментам — сначала через Лего, через подручные материалы, постепенно повышая ценность и трудоемкость задач...

Рано или поздно возникает желание выйти из плоского мира в трехмерный. Сейчас появилась игра Golems — трехмерный аналог Algodoo. Здесь можно не только собрать объемные конструкции, но и оригинальным и удобным образом программировать их, оснащать сенсорами и приводами. Это хороший способ знакомства с трехмерным пространством, функциями, сигналами и графиками.

Ваши отзывы

Чем больше у ребенка психологических барьеров в повседневной реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную реальность.
Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, в машине и даже в самолете. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.
Действительно, компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры. А на переменах в школе сейчас одной из наиболее актуальных тем становится тема компьютерных игр и количество очков за них.
Потребность в игре как таковой, свойственна человеку на протяжении всей его жизни. В процессе игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, вследствие чего ребенок получает удовольствие. Определенное место в ряду компьютерных игр занимают неролевые логические и обучающие игры. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра. Если использовать компьютерные игры в разумных пределах (не более 1 часа в сутки с перерывами через 15-20 минут для ребенка 6-9 лет) и не в ущерб другим сторонам жизни ребенка, то они могут принести положительный результат: научат детей счету, иностранному алфавиту, усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции.
Вместе с тем, ребенок, который всем остальным развлечениям и увлечениям предпочитает лишь компьютерные игры, пусть даже и развивающие, подвергается риску возникновения многих серьезных проблем. Проведенные исследования доказали, что если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Просиживая за любимой компьютерной игрушкой, такой ребенок начинает вести не свойственный этому возрасту образ жизни, исключающий необходимую двигательную активность, развитие широкого спектра эмоциональных реакций, познание окружающего мира, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками. Психологи считают, что до 10-11 лет для развития детей гораздо более полезно заниматься спортом, подвижными играми (боулинг, футбол, волейбол), музыкой, рисованием, ходить в походы, кататься на роликах, коньках, лыжах, велосипеде. Надо также иметь в виду, что детям трудно соблюдать «меру» в игре, т.к. процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы, следить за режимом питания.
Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию.
Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности.
Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.
Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности.
Факторы, способствующие привыканию ребенка к компьютерной игре:
— наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
— отсутствие ответственности;
— реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
— возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
— возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.
Установлено, что ролевые компьютерные игры в большей степени, нежели неролевые, позволяют человеку уйти от реальности в виртуальный мир. Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх принимают на себя роль компьютерного персонажа, отождествляются с ним и получают возможность через новую для себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни. Вслед за этим, чем больше ребенок начинает играть, тем отчетливее и важнее становятся для него различия между реальной жизнью и виртуальной. Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем: удовлетворение жажды приключений, желание снизить эмоционально-психологическое напряжение, вызванное нарушенными отношениями в семье и/или со сверстниками, потребность избежать физического и/или эмоционального насилия, уход от проблем, связанных со школьной неуспеваемостью, желание расслабиться и отдохнуть и т.д.

Стадии психологической зависимости от компьютерных игр.
Стадия легкой увлеченности. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Компьютер позволяет подростку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить свои мечты. Подросток начинает играть, уже не случайным образом очутившись за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра еще не является значимой ценностью.
Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности - игра в компьютерные игры. Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств.
Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменение самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие подростки очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику ребенка, чем индивидуализированная форма. Подростки не отрываются от внешнего окружения, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.
Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Компьютерные игры имеют небольшую историю, однако случаев полного угасания зависимости – единицы. Человек может остановиться в формировании зависимости на одной из предыдущих стадий, тогда зависимость угасает быстрее.
Еще больше усиливают подростковую компьютерную зависимость глобальные сети, где подросток играет уже не с компьютером, а с миллионами живых людей, которых он не идентифицирует за печатными текстами. Сеть тоже представляет собой сублимат ролевых игр. Здесь «играющий» придумывает своего персонажа, т.е. самого себя, выдавая себя придуманного тысячам собеседников за себя реального.
«Играющий» действует уже не по законам, описанным программистами и дизайнерами, а по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и огромного количества участников процесса постоянно подталкивает ребенка, подростка создавать и описывать собственные правила поведения, принимать решения, которые в целом не имеют отношения к реальной жизни.
Признаки компьютерной зависимости:
— когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;
— ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;
— ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;
— ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;
— ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;
— у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;
— чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;
— прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;
— ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;
— ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;
— нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.
Появление подобных признаков может сопровождаться нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта, болевыми ощущениями в области позвоночника, лопаток, запястий рук. Кроме того, регулярное раздражение глазных яблок может способствовать появлению головных болей и проблем со зрением. Нередко развивается бессонница и нервное истощение.
Факты, которые должны насторожить родителей:
— ребенок начал есть, пить, учить уроки, не отходя от компьютера;
— ребенок начал проводить ночи за компьютером;
— ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером;
— как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру;
— ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
— ребенок находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
— ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере.
Несколько рекомендаций родителям:
1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.
3. Будьте другом и помощником своему ребенку.
4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её.
7. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.
8. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
9. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.
10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.
11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
12. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

В наши дни, когда компьютер есть практически в каждой семье и во многих школах, всех родителей очень волнует влияние компьютера на ребенка. Безопасен ли компьютер для растущего организма? Сколько времени ребенку можно сидеть за компьютером, чтобы это не отразилось на его здоровье? Чем обусловлен вред компьютера для детей? Об этом и многом другом вы узнаете из женского интернет- журнал Charla.

На самом деле вред компьютера состоит в том же, в чем и достоинство - в его безграничной увлекательности. Вред компьютера для детей может быть обусловлен только несоблюдением простых правил, которые помогают сохранить здоровье. Поэтому, покупая ребенку компьютер, родители должны четко понимать: теперь им придется следить за тем, сколько ребенок сидит за компьютером, сколько ребенок играет в компьютер. Другими словами, именно родители несут ответственность за то, принесет ли компьютер детям пользу, или, наоборот, вред.

Вред компьютера для детей

Люди, которые работают в офисе и вынуждены весь рабочий день сидеть перед компьютером, не понаслышке знают о том, как от этого страдают глаза: появляется чувство жжения, болят веки, в глаза словно насыпали песок. Поэтому очень важно, чтобы дети не проводили у компьютера много времени. Поскольку дети, увлеченные компьютером, не замечают утомления и усталости глаз, они могут очень сильно их перегрузить. Тем более, если ребенок играет в компьютер , а не занимается какой-то обучающей программой. Компьютерные «игрушки» могут настолько увлечь ребенка, что он может безотрывно просидеть у компьютера целый день. Поэтому, чтобы сохранить своему ребенку хорошее зрение, всегда контролируйте, сколько времени он проводит перед экраном.

Если ребенок сидит за компьютером бесконтрольно, то это чревато развитием гиподинамии. Ведь человеческий организм, а тем более растущий организм, нуждается в движении. Из-за длительного неподвижного состояния ухудшается самочувствие ребенка, происходят сбои в организме. Когда ребенок много играет в компьютерные игры, это сопровождается эмоциональным напряжением, что так же не проходит бесследно. В результате, просидев весь день перед компьютером, ребенок к вечеру приходит в возбужденное и раздраженное состояние, становится агрессивен и неуправляем, а ночью плохо спит. И причина этого в том, что родители пошли на поводу у своего чада и позволили ему играть целый день напролет.

Словом, всё дело в чувстве меры. Вред компьютера для детей обусловлен чрезмерным пребыванием за компьютером. Поэтому задача родителей - контролировать время, которое ребенок сидит за компьютером. Чтобы компьютер не повредил здоровью дошколят, малышу до шести лет не стоит позволять проводить у компьютера больше двадцати минут. Детям в возрасте 8-9 лет можно играть в развивающие игры по тридцать-сорок минут. А с десяти лет можно разрешать сидеть у экрана не более полутора часов. Конечно, родителям иногда хочется отдохнуть от непоседливого ребенка, поэтому они разрешают посидеть ему за компьютером подольше, чтобы он не мешал заниматься домашними делами. Но это не самый лучший вариант: постарайтесь занять свое чадо другим делом.

Поскольку при длительном нахождении перед компьютером происходит большая нагрузка на зрение, рекомендуется настроить яркость и контрастность монитора так, чтобы не происходило зрительного утомления. На «рабочий стол» можно установить какую-нибудь картинку спокойных тонов, например, пейзаж. Также желательно научить ребенка делать специальную гимнастику для глаз.

Влияние компьютера на ребенка младшего школьного возраста

Если вашему ребенку уже исполнилось восемь лет, ему вполне можно купить собственный компьютер. При разумном отношении к компьютеру и вашему контролю того, сколько ребенок сидит за компьютером, его влияние будет благотворным. Так, психологи отмечают, что компьютеры - хорошие помощники школьникам, так как они развивают определенные навыки: внимание, логику, абстрактное мышление. Играя в развивающие компьютерные игры, ребенок самообразовывается, учится принимать самостоятельные решения, развиваются его творческие способности.

Если ребенок сидит за компьютером слишком долго

Если ваш ребенок играет в компьютер часами напролет и его нельзя оторвать от игр, то в этом скорее всего виноваты вы, потому что позволяли своему чаду проводить перед экраном столько времени, сколько ему вздумается. Постарайтесь как-то переключить внимание ребенка, отвлечь его на какое-то другое занятие, запишите его на спортивную секцию, найдите ему хобби. Поговорите со своим ребенком, просто и доступно объяснив ему, почему вредно долго сидеть перед компьютером. Но не нужно рассказывать страшные истории, заставлять, кричать и давить на него - он куда больше оценит вашу искренность и честность.

Не стоит чрезмерно опасаться негативного влияния компьютера на ребенка , ведь при грамотном и разумном подходе пользы от него гораздо больше. Чем раньше он познакомится с техникой, начнет в ней разбираться и что-то понимать, тем более развитым он будет. Ведь в наш век технического прогресса каждый человек так или иначе должен соприкасаться с техникой. Эта умная машина поможет вашему ребенку повысить свой уровень знаний, он станет интересоваться новейшими техническими достижениями, а это, несомненно, пригодится ему в будущем.

Алиса Терентьева

взгляд психоаналитика

Это далеко не первая, и, разумеется, не последняя статья о психологии компьютерных игр , которая написана для психологического сайта. Тема благодатная - компьютеры стали неотъемлимой частью жизни, а компьютерные игры - соблазнительным способом провести свободное время.

  • Почему люди играют в компьютерные игры?
  • Компьютерная игра: это хорошо или плохо?
  • Как избавиться от игровой зависимости?

Эти и другие похожие вопросы каждый день тысячи людей задают Яндексу. Рассматривая эти вопросы через призму психоаналитического опыта, попробую дать на них свои ответы.

Люди, которые играют в игры

Существует распространенное заблуждение, что в компьютерные игры играют преимущественно подростки. Это не совсем так. Скорее подростки более открыто обсуждают свои игры. Взрослые же люди часто считают тот факт, что их привлекают определенные компьютерные игры, несколько смущающим или и вовсе постыдным. И продолжают играть в них, не афишируя этот факт среди друзей и посторонних людей. Фактически, компьютерные игры могут захватить человека любого возраста, пола, семейного и профессионального статуса.

Почему компьютерные игры привлекательны?

Игра может занять довольно много времени (при этом - не всегда свободного). Тем не менее, многие люди предпочитают провести время именно за монитором. Почему это происходит?

Компьютерные игры позволяют перенестись в "иной мир". Они, как ничто другое, позволяют погрузиться в этот мир очень глубоко, и даже на уровне тела чувствовать его виртуальную реальность. Ситуация игры позволяет быть внутри нее настолько свободным, насколько никогда не позволит "реальная реальность". Самое страшное последствие ошибки или неудачи в игре - необходимость закрыть ее и начать сначала.

Игры оказываются привлекательны тем, что позволяют почувствовать нечто , чего не хватает в обычной жизни. Либо, напротив, НЕ чувствовать что-то, чего в жизни имеется с избытком. Кроме того, некоторые игры позволяют хотя бы на время побыть кем-то другим, кем-то привлекательным, кем человек хотел бы себя почувствовать.

Пример 1. Быть Ларой Крофт?

Ряд игр, особенно ролевые игры, предоставляют возможность почувствовать себя иным человеком , чем в реальности. Например, бесстрашным, мужественным, сильным спасителем невинной жертвы ужасных монстров, или красивой, умной, спортивной, исключительно привлекательной женщиной-археологом, готовой рискнуть жизнью ради обретения невероятных артефактов.

Возможность чувствовать собственную силу, привлекательность, бесстрашно рисковать, успешно распутывать хитроумные загадки - почти наркотик. И тем он сильнее, чем меньше возможностей почувствовать то же самое у человека в его реальной жизни.

Пример 2. Убей монстра!

Многие игры имеют ярко выраженный агрессивный контекст: убить как можно больше врагов! сокрушить ужасного монcтра! набрать силу и стать непобедимым! Игрок чувствует азарт, силу, мощь, и глубокое удовлетворение от массового уничтожения виртуальных существ. Может возникнуть впечатление, что игра вызывает агрессию, которой у человека до этого не было - веский довод против компьютерных игр?

Почему же эти игры оказываются так привлекательны для, казалось бы, совершенно мирных, иногда даже робких в обычной жизни людей? Потому что они позволяют проявиться подавляемой им и агрессии . Они помогают выразить то, что человек не позволяет себе проявлять в реальности - ведь чем больше какое-то чувство подавляется, тем сильнее и сильнее оно становится где-то глубоко внутри. Виртуальная ситуация безопасна, она дает возможность не испытывать страх и чувство вины - те чувства, которые составляют основу подавления агрессии.

Увлечение агрессивными играми - это попытка войти в контакт со своей агрессией и, возможно, научиться управлять ей. Правда эта попытка не всегда бывает успешной, ведь виртуальная реальность все же сильно отличается от реальной.

Пример 3. Собирая пасьянс...

Целый пласт компьютерных игр (например, логические) созданы для того, чтобы скоротать время в ситуациях вынужденного ожидания. Но иногда оказывается, что время вовсе не лишнее, а от простой и достаточно монотонной игры невозможно оторваться. Казалось бы, ну а тут-то что затягивает?

Занимая свое внимание, сосредотачиваясь на решении задач разной степени сложности, наблюдая за чередой привлекательных визуальных образов, уходя в незатейливый виртуальный мир цветных шариков, карт, красивых схем, человек на время отодвигается от состояния тревоги . Перекладывая карты, группируя шарики по цветам или собирая слова из букв, человек на время останавливает поток тревожных мыслей и образов. Но возвращение к реальности возвращает и тревогу.

Компьютерные игры: за и против?

Компьютерные игры могут выглядеть абсолютно бессмысленным времяпрепровождением, если смотреть на них лишь с позиции внешней реальности. Для нее человек, проводящий часы перед монитором, практически потерян. Но раз люди чем-то занимаются, значит это имеет какой-то психический смысл. Какой?

С точки зрения внутренней (психической) реальности, компьютерные игры представляют для игрока своеобразный способ психической саморегуляции . Процесс игры позволяет снять психическое напряжение (до некоторой степени). Так что в игру "уходят" от стресса, неудовлетворенности своей жизнью и самим собой, от невозможности проявить в реальных отношениях какие-то сильные эмоции.

Этот способ обращаться с трудностями имеет сходство с использованием алкоголя в качестве способа регуляции своего состояния: игра (как и алкоголь) позволяет быстро (но лишь на короткое время) изменить внутреннее состояние и снять напряжение. Когда к играм как к средству достижения внутреннего баланса прибегают часто, возможно развитие игровой зависимости . Механизм образования алкогольной и игровой зависимости схож: когда психическое напряжение очень высоко, находится простой и довольно приятный способ ее быстро снять. Этот способ не требует особо больших затрат времени, энергии, денег... В случае алкоголя в действие вступает также химическая зависимость. Создатели компьютерных игр борются за своего клиента, используя различные психологические приемы, схемы, уловки, стараются создавать такие игры, которые затрагивают действительно глубокие струны в человеческой душе.

Считается, что самую сильную зависимость вызывают сетевые игры. Входя в контакт с другими игроками в своем виртуальном образе, у человека возникает иллюзия реальных отношений, реальной жизни. Тогда легко потерять счет часам, а иногда и дням. Физические потребности, обязательства перед другими, обстоятельства жизни уходят на задний план, и "фигура превращается в фон" - виртуальная реальность становится для игрока более реальной, чем "реальность оффлайна".

Виртуальная реальность: вход и выход

Если компьютерные игры стали чем-то большим, чем удобный способ скоротать свободное время, человек сталкивается с тем, что страсть к игре начинает нарушать ход его повседневной жизни. Желание уйти в игру становится очень требовательным, даже навязчивым. И тогда может возникать понимание: "игры кончились", началась игровая зависимость . Что делать?

Некоторым людям удается отказаться от игр сравнительно просто. Это люди с очень большой силой воли и не очень далеко зашедшей страстью к играм. Как правило, такие люди, осознав свою зависимость, просто отказываются от игры, удаляя ее из компьютера, и находят для себя другие, более устраивающие их способы справиться с напряжением жизни.

Иногда, друзья, осознавшие свою зависимость, отказываются от игр вместе . Возникает эффект группы: вместе легче отказаться от образовавшейся привычки, проще найти себе уже подзабытые занятия в реальной жизни. Ну и, конечно, другой человек, взятый в союзники в борьбе с зависимостью - это и контролер (перед которым стыдно сорваться), и поддержка (так необходимая иногда в борьбе с самим собой). Конечно, в качестве такого человека может выступать кто-то близкий, кто сам игровой зависимостью не страдает. Он может "усилить собой" захваченное страстью "Я" игрока, предложить в помощь свою силу воли и решимость найти выход из виртуальной западни. Но эта помощь по-настоящему эффективна, только если игрок осознает свою зависимость и сам хочет от нее избавиться.

Иногда справиться с зависимостью в одиночку или даже при помощи друзей и близких не удается, несмотря на все усилия и желание. Обычно это связано с тем, что есть не просто привычка, а серьезная внутренняя привязка к игре. Это происходит, когда игра "обслуживает" какие-то важные психологические потребности или отвлекает от серьезных психологических проблем. Тогда невозможно просто закрыть игру и выключить компьютер - пока есть проблемы, наша психика будет искать их решение (а самый простой путь - виртуальное псевдорешение - она уже нашла и просто будет его повторять!). Поэтому избавление от игровой зависимости часто лежит через уменьшение уровня тревоги, освобождение от внутренних конфликтов, принятие себя, самоуважение и увеличение способности активно проявлять себя во внешнем мире, увеличение способности строить и поддерживать близкие отношения с другими людьми, обретение смысла собственной жизни .

Психолог-психоаналитик
Обучающий аналитик и супервизор ЕКПП

Сегодня мы разберёмся что делать если мама не разрешает играть в компьютер ? Многие школьники сталкиваются с тем что родители запрещают играть в компьютерные игры. Возможно, дошла очередь и до тебя, ты обижен, расстроен и не знаешь что делать. Спроси себя почему мне запрещают играть в комп ?

Причины почему родители запрещают играть в компьютер

  1. Ты наказан, потому что накосячил, например, прогуливал школу , обманывал родителей что болеешь чтобы не ходить на уроки, плохо вёл себя в школе. Да, это жёстко, но эффективно;
  2. Родственники беспокоятся за твоё здоровье, в частности за глаза и осанку. Сейчас из-за каждого угла кричат о вреде компьютера для детей, о том сколько в играх насилия, сколько времени безрезультатно просиживается в Доте 2, Гта 5 и Старкрафте. Если честно всё это бред;
  3. Плохая успеваемость в школе. Предки думают что чем меньше сидишь за компом, тем больше за учебником и успеваемость возрастает и оценки лучше. В это есть доля правды, однако можно заблокировать родителям электронный дневник и сидеть за компом в своё удовольствие;
  4. Вы просиживаете у компьютера не менее 8 часов в день. Это слишком много, не одна мама такого не потерпит. Надо знать меру.
  • Не устраивай истерику, стуча ногами в пол и головой об стол, максимум что тебе разрешат после такого это сходить к психологу;
  • Запретили играть, поиграй в комп у друзей, в компьютерном клубе или договорись с учителями в школе. Безвыходных ситуаций нет, выкрутиться можно.
  • Хочешь вернуть былое? Иди на компромисс или сделай вид что идёшь на него, исправь оценки в школе, выполняй работу по дому. Убеди родителей что компьютер не приносит вреда, расскажи что ты хочешь поиграть в интеллектуальные игры.

Не забывай о том, что компьютер куплен родителями, они на него заработали, захотели – забрали, передумали – вернули. Ведь куплен он не для безделья в компьютерных играх, которые не сделают тебя успешным в жизни человеком.