Как развивается ребенок при помощи игры. Значение игры в жизни ребенка. Развитие познавательной сферы

Так же, как для каждого взрослого важна его работа, ребёнку необходима игра. Через игру ребёнок знакомится с окружающим миром, с отношениями между людьми. Игра в развитии дошкольников имеет одну из главенствующих ролей, поскольку именно в ней мы видим проекцию мышления, воображения малыша, его склонности и интересы.


Как игра влияет на развитие личности ребёнка?

  • В игре ребёнок учится общаться и взаимодействовать со сверстниками, приобретает новые качества, которые нужны для успешного общения;
  • На способность самому придумывать различные игры влияет воображение ребёнка. Чем лучше развито воображение, тем больше интересных игр ребёнок придумает. К тем, кто умеет сочинять интересные игры, тянутся другие дети, а это развивает в ребёнке коммуникабельность и общительность, делает его лидером среди определенной группы малышей;
  • Игра - это самое интересное в жизни каждого ребёнка, поэтому именно в игровой форме развиваются самые нужные для дальнейшей жизни качества: подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли, развитие памяти, целенаправленность;
  • В игре мы зачастую отмечаем отражение наших, взрослых взаимоотношений, поскольку, даже играя в «магазин», один ребёнок будет вести себя размеренно, вежливо, а другой будет ссориться и выяснять отношения. Дошкольник не может сам придумать подобную тактику поведения - наверняка это проекция ваших отношений с другими людьми. Возможно, многих нюансов в своем поведении вы не замечаете, но по тому, как ребёнок ведет себя в игре, можно отметить некоторые отклонения в негативную сторону. Измените свое поведение, и стиль игры также изменится;
  • Чрезвычайно важна игра, как средство развития ответственности, сопоставления мыслей с действиями, просчета возможных последствий, внимательности, развития произвольного восприятия. Посредством игры ребёнок учится управлять своими эмоциями, поведением, сопоставлять их с поведением других детей;
  • Ребёнок быстро поймет такую истину: чтобы играть с другими детками, нужно подчиняться правилам игры. В силу своего рвения к общению со сверстниками, ребёнок учится быть дисциплинированным, что требует от него немало усилий;
  • Особенно важна роль игры в развитии личности-лидера и личности-ведомого, ведь эти качества одни из главных в жизни. Если ваш ребёнок лидер, он сразу же возьмет инициативу на себя, предложит массу вариантов разнообразия игры, примет «командование» в свои руки. Если же ваш малыш - ведомый, то он будет безукоризненно подчиняться правилам, которые придумали другие. Если вам не по душе ведомость своего ребёнка, обучайте его быть лидером, а результаты своих усилий вы сможете увидеть во время игры;
  • Если ребёнок играет с игрушками, то это самый удачный случай для того, чтобы научить малыша делиться ими, искоренить жадность, а также приучить его убирать за собой;
  • В игре у ребёнка лучше всего развивается мышление, умение просчитывать свой следующий шаг, предугадывать поведение другого человека.

Разнообразие игр

Пока ребёнок не пойдет в садик, то есть примерно до 3-х лет, у него нет как таковых знаний о том, что такое игра. Точнее игра-то у него есть, но она на уровне элементарного. Когда у ребёнка будет достаточный словарный запас, некий жизненный опыт, сверстники вокруг - вот тогда и можно говорить об игре, как о средстве развития, поскольку именно коллективная игра, придуманная и осмысленная, имеет наибольшую ценность.

  • Сюжетно-ролевые игры

Все мы помним наши детские игры в «больницу», в «магазин», в «семью» - мы распределяли роли для друзей, а может даже для всей родни, придумывали каждому свою четко отведенную роль, воображали себе сюжет, и с удовольствием играли. Это и называется сюжетно-ролевой игрой, ведь в самом названии уже заложена суть этой игровой деятельности.

Вот здесь-то наиболее ярко проявляется характер малыша, его понятие об отношениях между людьми, о его пристрастиях к тому или иному социальному статусу, профессии. И даже если какая-то роль вас насторожила или поведение ребёнка вас не удовлетворяет, помните, что пока это игра, ребёнка не нужно отвлекать. Отметьте себе те странности, которые насторожили вас больше всего, и в дальнейшем поговорите об этом с ребёнком, выясните его мотивы - возможно, именно ваше поведение стало причиной подобного исполнения ролей.

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребёнка, имеет неоспоримо важную роль, особенно в формировании личностных качеств и умении общаться, жить в социуме. У ребёнка развивается воображение, поскольку в каждой игре он вживается в новую роль и должен полностью соответствовать ей.

И если с ролями все понятно, то о сюжете придется поразмыслить. Если ребёнок сам придумает сюжет, направление игры - это говорит о его необычайно развитом воображении, умении мыслить широко и творчески, свободно владеть игровыми способами деятельности. Если ваш малыш ещё не может мыслить настолько широко, придумайте сюжет сами.

Но самое главное - это инвентарь, предметы-помощники, которые превратят игру в некое подобие реальной жизни. Согласитесь, играть с реальными таблетками, кукольным шприцем и скляночками намного интереснее, чем с воображаемым термометром. Возможно, у вас дома завалялись старые СССР-овские деньги - отдайте их ребёнку, пускай это будет интереснейшим подспорьем для игры в «магазин».

Роль игры в развитии личности заключается не только в формировании тех или иных чувств и качеств ребёнка, но и в познании малышом мира, обучение его элементарным, но столь необходимым знаниям о форме, о цвете, о величине, о пространстве.

Дидактические игры направлены больше на обучение, чем на развлечение. Но благодаря ярким кубикам, фигуркам, развивающим игрушкам, ребёнок с удовольствием принимается за игру, учась группировать предметы, предварительно сравнив их по заданным критериям: по назначению, по внешним признакам (желтые предметы к желтым, или кубики в одну корзинку, а шарики в другую).

Благодаря дидактическим играм у ребёнка развивается внимание, сосредоточенность, настойчивость, развиваются познавательные способности, через игру он быстрее научится различать предметы.

Движение - это жизнь! А в детстве нам и не нужно было об этом говорить, потому что любой ребёнок не может усидеть на месте - он любит бегать, прыгать, прятаться. Чрезмерную активность детей нужно направлять в правильное русло, то есть в игру.

Все мы прекрасно знаем игру со стульями, количество которых на 1 меньше от числа игроков. Пока играет музыка - дети танцуют вокруг стульев, но как только музыка останавливается - каждый должен сесть на стул. Тот, кому стул не достался, выбывает из игры. Интересная, забавная, подвижная игра, которая вырабатывает в ребёнке стремление к цели.

Роль подвижной игры в развитии ребёнка заключается в том, чтобы помочь ему развивать быстроту в движениях и в мышлении, дисциплинированность и умение играть по правилам. К тому же, именно в подвижных играх ребёнок зачастую видит коварство и желание «идти напролом» у других участников. Если вы заметите, что ваш малыш делает так же, объясните ему, что невоспитанность и грубость можно победить хитростью.

Подвижные игры - это отличный способ отвлечь подвижного малыша от пакостей, или же раскрепостить тихоню.

Игрушки - основная ценность

Конечно, играть можно и без игрушек, но это то же самое, что кушать сразу со сковородки, без тарелки, вилки и ложки - процесс одинаков, но с дополнительными элементами намного проще, а в случае с игрушками в разы интереснее и увлекательней.

Существует мнимое разделение игрушек на «девчачьи» и «мальчишечьи», но не стоит ограничивать ребёнка, не покупая девчонке конструктор, или запрещая мальчишке играть с куклами. У каждого малыша есть свой воображаемый мир, и он вправе выбирать те игрушки, которые ему по душе. Стоит каждый раз дарить ребёнку игрушки разных назначений, чтобы его внутренний мир обогащался, и детство становилось всё интереснее с каждым разом.

  • Кукольный дом

Мы привыкли, что с куклами возятся только наши дочери, но у сыночков тоже должны быть хотя бы 2 куклы, чтобы они могли играть с ними в сюжетно-ролевые игры. Дабы ребёнок переносил ваш быт в игру с куклой, ему необходимы все те вещи, которыми вы пользуетесь дома, но в кукольном варианте - дом, мебель, посуда, одежда, хозяйственные и косметические принадлежности.

  • Конструкторы, пазлы

Если конструкторы и трансформеры больше удел мальчиков, то пазлы нравятся всем.

Постараемся определить роль игры в развитии ребёнка на примере конструкторов: мы можем заметить удивительные способности малыша из одних и тех же деталей каждый раз конструировать нечто новое, до чего даже взрослый бы не додумался. Некоторые мальчишки способны часами сидеть над лего и конструировать замки, крепости, машины, а потом играть с ними, как с целым воображаемым миром. Конструкторы и трансформеры развивают воображение и мелкую моторику рук. А если вы купите не просто набор деталей, но ещё и с различными методами и способами их соединения, тогда вы увидите настоящее счастье в глазах ребёнка, потому что теперь у него есть больший простор для полета фантазии, возможность обучиться держать в руках ключ, работать с гайками.

А вот складывать пазлы любят даже взрослые, поскольку это очень увлекательное занятие, способное занять человека не на один час. Главное - подобрать интересную картинку, ведь малышу больше по душе складывать героев мультфильма, чем природу. Вы, как родители, наверняка знаете любимых персонажей своей крохи - вот и купите малышу пазл для начала с крупными деталями. Игры с пазлами развивают в ребёнке необычайную внимательность, усидчивость, стремление, желание довести дело до конца. В итоге у родителей есть свободный час, а малыш развивается благодаря красивому пазлу. Не стоит покупать пазлы со сплошным рисунком, например, море, лес, поле, поскольку большинство мелких картинок будут схожи, и даже взрослому человеку будет тяжело их собрать, не говоря уже о ребёнке, а это может отбить у малыша желание играть с пазлами.

  • Развивающие игрушки

Для самых маленьких крох очень важны развивающие игрушки, поскольку игра, как средство развития навыков малыша ещё не может быть рассмотрена, ведь кроха вряд ли сможет в ней участвовать. Поэтому, детишек нужно развивать с помощью игрушек: музыкальных, ярких, больших, красивых, каждая из которых нацелена на развитие того или иного навыка. Как минимум 2–3 такие игрушки, бесспорно, должно быть у вашей крохи.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Игра теснейшим образом связана с развитием личности любого человека, и ребенка, и взрослого. Однако именно в период особенно интенсивного развития личности - в детстве - она приобретает особое значение. Именно с игры начинается развитие личности, формирование ее свойств и обогащение ее внутреннего содержания.

Сначала ребенку становится доступным какое-то действие или иное проявление личности: оно стало доступным, но еще не вошло в обиход, ребенок не попробовал себя в этом. Эта новая возможность, новая "степень свободы" привлекает ребенка. То, что ребенку впервые удалось сделать, будь то открытие двери, поворачивание ручки, поскольку это для него достижение, какая-то удача, приобретает значимость, привлекательность, в силу которой действие переходит в игровой план: ребенок начинает раз за разом открывать и закрывать дверь, снова и снова повертывать ручку не потому, что сейчас практически нужно открыть дверь, а потому, что это действие бессознательно радует его как выражение его достижений, его успехов, его развития; действия уже привычные, повседневные утрачивают интерес и перестают быть темой игры.

Войдя в игру действия закрепляются и совершенствуются. Ребенок не ставит перед собой цель в буквальном смысле - подготовиться к взрослой жизни, но в процессе игры, тем не менее, именно этим он и занимается. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Ребенок играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет.

Деятельность взрослых служит образцом, который воспроизводится в игровой деятельности ребенка. Игры органически связаны со всей культурой народа, биологическими инстинктами.

В процессе игры ребенок редко усваивает сложные технологические цепочки разных действий. Обычно сами отдельные действия являются предметом игры.

В игре проявляются и новые, только зарождающиеся потребности и интересы ребенка. Проявляясь в игре, они в ней вместе с тем и формируются. Фактически в игре формируются все стороны психики ребенка.

В игре у ребенка формируется представление, воображение и фантазия, постепенно формируется абстрактное мышление, он учится использовать общие понятия, схемы.

Психологи часто говорят о том, что игра в дошкольном возрасте является ведущей формой деятельности. Это суждение имеет право на жизнь, однако тот же С.Л. Рубинштейн ставит его под вопрос, справедливо рассуждая о том, что кроме игры ребенок выполняет много неигровых, бытовых видов деятельности. К тому же, очевидно, именно в неигровых видах деятельности ребенок черпает "пищу" для своих игр.

Маленький ребенок не всегда может отделить то, когда он играет, от того, когда он не играет. Постепенно, последовательно игровая и неигровая деятельность дифференцируется. Игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, в спорт, в хобби, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты.

Сами игры развиваются по мере того, как развивается ребенок. Их сюжеты становятся все более сложными, внутренние законы - все более четкими.

Олеся Акинина
Значение игры для ребёнка

Для чего нужна игра?

О важном значении игры для ребенка говорит уже тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра – главная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением .

Педагоги называют дошкольный возраст возрастом игры . И это не случайно,потому как почти все,чем занимаются дети в этом возрасте,они называют игрой. Для ребенка игра -это независимая деятельность,в которой он может проявить свои фантазии и интересы. Игра для детей как средство самовыражения, способ построить свой собственный мир,в котором не будет запретов и ограничений, которые обычно ставят взрослые. Что же так привлекает малышей в игре? Сам процесс или что действие в игре не настоящее? Обычно к 4-5 годам ребенок уже начинает понимать, различать настоящее и игровое действие. В речи ребенка появляются такие слова как "понарошку" "как будто" В игре он попадает в свой собственный мир,в котором он может и будет тем,кем ему захочется в тот самый момент,будь то водитель или король. Игра дает возможность ребенку остановить или еще раз прожить счастливые моменты из повседневной жизни. Вы были в отпуске и летали на самолете,это стало самым запоминающимся событием для ребенка? Он обязательно использует это в своей игре,и станет настоящим пилотом. Игра помогает ребенку восстановить и получить удовольствие от "повторения"приятных событий, а порой и загладит неприятные моменты,переживания и неудовлетворенности.

Ребенку игра обеспечивает эмоциональное благополучие,и дает возможность действовать как взрослый. Игра не только источник удовольствия,она чрезвычайно важна для развития ребенка. Уже сейчас становится понятно,что детская игра является подготовкой к будущей взрослой жизни и имеет огромное значение . Прежде всего в игре развиваются способности к воображению и образному мышлению. В игре ребенок получает опыт произвольного поведения,учится соблюдать правила игры ,управлять своими желаниями,без контроля взрослых. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности в целом. Так же игра является прекрасным способом научиться ребенку взаимодействовать с другими людьми,соглосовывать свои действия и намерения с другими детьми. Все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни,и в первую очередь в школе. Психологами доказано,что ребенку,который не доиграл в детстве,будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми,чем детям,имеющий богатый опыт игры . Взрослые должны осознавать,что игра вовсе не простое занятие ребенка,она не только доставляет удовольствие ребенку,но и является средством его развития и формирования личности. Ребенок развивается,овладевая тем или иным типом деятельности. Для того что бы игра стала главным фактором развития,ребенок должен овладеть этой деятельностью,и научиться играть. Взрослый может и должен ему в этом помочь.

Игровая деятельность,становится средством воспитания детей. это происходит потому что ребенок приобщен к жизни и труду взрослых. Через игру осуществляется ориентировак ребенка в жизни общества. Очень важно участие взрослого в играх с ребенком,именно в игре взрослый должен обратить внимание на детскую игру. Именно в игре можно разобраться в особенностях игры вашего ребенка ,и понять на чем она построена. Понять что она строится на конкретных условия жизни ребенка,условий его воспитания. Правда иногда в совместной игре перед детьми встает сложная проблема взаимопонимания. Детям обычно не свойственно общение-беседа,чаще всего общение протекает в форме игры . Но для того чтобы дать пояснение игры для партнера ,дети используют "поясняющие"речи. Например, а "ДАВАЙ- как будто я мама и варю кашу"Совместная игра взрослог и ребенка приносит огромную пользу и для ребенка и родителя. Если ребенок никогда не играл со взрослым,то посже даже со знакомыми ранее ему людьми. У таких детей складывается мысль о том,что взрослые играть не умеют,и когда кто-то предлагает ребенку совместно поиграть,то у него возникают определенные трудности-растерянность,скованность.

Можно сказать что игра это «тренировочный полигон для совершения многих проб и ошибок» для совершенствования каких-то навыков и получения нового опыта. Очень важным аспектом игры является развитие когнитивной сферы дошкольника. Именно игра дает возможность преподать ребенку множество уроков. В процессе игры ребенок запоминает невероятно много и с большим удовольствием.

Публикации по теме:

Знакомство с библиотекой для дошколят - это открытие нового, волшебного и необычайно интересного мира. Приобщение к книге начинается с раннего.

Конспект занятия «Для чего человеку нужна мебель?» Цели и задачи: - формирование обобщающих представлений о предметах мебели, их функциях; тренироваться в формулировании мотивированного.

Проектная деятельность в подготовительной группе «Для чего нужна посуда?» Образовательная область: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Ознакомление с окружающим», «Коммуникация»,.

«Значение игры в развитии слухового восприятия и речи ребенка». Семинар-практикум для родителей с детьми с ОВЗ Согласно внедрению ФГОС ДО с родителями я старюсь выстраивать партнерские отношения. Участники: родители, воспитывающие детей дошкольного.

Среди людей, занимающихся игроведением, сейчас ведутся ожесточенные споры в стремлении добиться единой терминологии в этой области. В этом отношении ближе всего позиция английского этнографа Эдуарда Бернетта Тайлора, который в книге «Первобытная культура» обозначил игру следующим образом:

«...Многие из них(игр) суть не что иное, как подражание серьезным занятиям в жизни».

Именно подражание или имитация является основой наиболее правильного определения игры.

Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность.

Взрослые обычно считают, что игра для ребенка – забава, способ свободного времяпровождения. Но это далеко не так.. В игре ребенок развивается, и его игры можно сравнить с серьезным занятием взрослых. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: тренирует ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, анализировать, комбинировать, размышлять. Ребенок, с которым с раннего возраста много играют, быстрее становится самостоятельным, поскольку со временем он сам начинает придумывать себе занятия и игры. Руководить игрой ребенка, разумеется, должны взрослые. Руководить – в смысле подавать идею, исподволь организовывать игру. Если очень постараться, то заняться игрой можно где угодно: на пляже – выкладывать мозаики из гальки и ракушек, на лесной поляне – строить домик для муравья из шишек и хвойных иголок, в парке – собирать самые маленькие или самые большие листья, а потом сделать сухой букет из них, в песочнице – «печь» не только пирожки, но и многоярусные торты с украшениями и т.д.

Но основная проблема, с которой сейчас столкнулись родители во всем мире,- это пассивность детей. Ведь несколко последних десятилетий мы почти не слышим детских голосов на игровых площадках. Живое общение со сверстниками нашим детям заменили телевизор и компъютер. Конечно, современные технологии всегда привлекают и завлекают. Мама с папой могут потратить больше времени на свои собственные занятия. Ведь нет ничего проще – включил на видеомагнитофоне мультфильм или показал ребенку, как нужно правильно нажимать на кнопки клавиатуры компъютера, чтобы пройти сложный уровень в игре с замечательной анимацией,- вот и весь воспитательный процесс. В итоге наши дети растут беспомощными недорослями, они не знают как себя вести в общественных местах, проводят мало времени на свежем воздухе. А ведь нам следовало научить ребенка тому, что в реальной жизни все иначе, чем в телепередачах и в компъютерной игре. Здесь нет запасных жизней, бонусов и тому подобных глупостей. Да и взаимоотношения в компаниях сверстников очень отличаются от тех, что мы видим на голубых экранах. Все наверно согласятся со мной, что дети очень любят играть. И никогда не поздно начать играть! Игра позволяет детям отдохнуть, вносит разнообразие в монотонную деятельность, снимает напряжение и развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка. Играть с ребенком надо с первых лет и до тех пор, пока вам будет это интересно. С помощью взрослых ребенок учится играть с игрушками. Нет более лучшего способа хорошо узнать своего ребенка, раскрыть его интересы, кроме как через игру. Игры должны быть самыми разнообразными. Конечно, у ребенка должны быть игры, которые развивают его как можно шире и в которых он соприкасается и с музыкой, и с искусством, и с математикой, и с языком, и с географией. Необходимо определить какие спообности вы бы хотели развить у ребенка.. Но обязательно надо учитывать возрастные особенности ребенка. Разнообразие игр, умение ими оперировать – это залог успешного и разностороннего развития вашего ребенка.

Игра – это важнейшая форма активности ребенка. Для младших школьников игры на уроках – это наиболее эффективный способ избавления от стресса. Существует распространенное заблуждение, что детям среднего и старшего возраста играть не стоит. Это неверно. Обучающие ролевые и настольно-печатные игры в любом возрасте раскрепощают, учат рассуждать и применять свои знания на практике, по разному подходить к одной и той-же проблеме, развивают гибкость мышления, изобретательность и психологическую устойчивость.

Именно поэтому так важно как можно больше играть с детьми. Ведь игра – это замечательная возможность с пользой провести свободное время и установить теплые дружеские отношения в семье.

Лучше всего, если ребенок играет в паре с мамой, папой, с воспитателем, учителем, сверстником. Именно игра в парах позволяет использовать в ней элементы соревновательности, рождает волю к победе. К тому же здесь существует возможность поменяться ролями: ребенку на время стать учителем, а, например, маме ученицей. Когда ребенок сам пытается научить чему-то вас, говорит и рассуждает, он воспринимает и запоминает намного больше инфрмации, чем тогда, когда просто слушает.

Игры интенсивно вовлекают ребенка в новое психологическое состояние, рождают чувство азарта, активизируют интеллектуальные процессы.

Очень важно, чтобы, становясь старше, ребенок научился правильно общаться со сверстниками. Участвуя в коллективных играх ребенок находит для себя новые модели поведения, учится сопереживать игрокам своей команды, учится находить общий язык со сверстниками.

В целом курс «Самопознание» призван помочь личности в решении проблем, выдвигаемых жизнью: адаптация, самореализация и интеграция в общество с помощью различных методов преподавания, в том числе и игровых. Немаловажное место занимают различные методы «терапии». Игровая терапия - это «лечение» игрой, способ оказания помощи. В игротерапии возможна личностная самореализация и долг, это встреча горячих сердец и открытых душ, направленная на поиск самих себя и самореализацию – путь к созданию условий для реализации потециала других. Игротерапия может стать эффективным методом диагностики и коррекции личностного развития. Выделяют основные цели игровой терапии, которые:

*помогают в прогностической диагностике;

*способствуют налаживанию контакта с окружающими;

*дают средства для работы с механизмами психологической защиты;

*помогают словесному выражению чувств;

*дают возможность выразить неосознаваемые конфликты, уменьшая эмоциональное напряжение;

*расширяют круг интересов;

*позволяют адекватно реагировать на ограничения в игре.

Общими показаниями к применению игротерапии в курсе «Самопознание» является социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, нарушения поведения, вредные привычки и т.д.

Элементы игровой терапии могут включаться в процесс занятий курса «Самопознание», помогая реализации идеи саморазвития, самопознания.

Если наблюдать за ребенком в процессе игры, то можно заметить, как быстро меняется его настроение при этом. Игра — это работа для детей, но, в отличие от взрослых, не та, которую надо выполнять, а скорее та, которую он сам выбирает для себя. Он получает радость от этого вида деятельности, даже если она требует больших усилий.

В процессе игры ребенок учится. Получаемые им знания и опыт зависят от того, что ему требуется в данный период, с чем он играет и что он может понять.

Малыш открывает для себя, что представляют собой предметы и материалы, учится ладить с другими детьми. А самое главное то, что он получает представление о своих собственных возможностях и уверенность в том, что он может взаимодействовать с окружающим его миром, поэтому желательно как можно меньше вторгаться в процесс его игры.

С другой стороны, надо предоставлять ребенку новые материалы и предметы, отвечающие его изменившимся наклонностям и интересам.

Игрушки и другие материалы являются орудиями в процессе игры. Предметы для игры могут включать в себя целый арсенал средств — от простых камушков до сложных и хрупких изделий, которыми пользуются взрослые. Независимо от своей формы, игрушки всегда в какой-то мере отражают культуру той среды, в которой живет ребенок, они помогают ему занять свое место в нем.

Игрушки должны соответствовать интересам ребенка в каждый период его развития, в противном случае он не станет ими пользоваться.

1. Игрушки должны нравиться ребенку, а взрослому необязательно.

2. Игрушки должны соответствовать его физическим и умственным возможностям. Они не должны быть настолько громоздкими, тяжелыми или сложными, чтобы ребенок был не в состоянии ими пользоваться.

3. Игрушки должны стимулировать ребенка на самостоятельные действия, а не на пассивное созерцание.

4. Желательно, чтобы игрушки могли быть использованы разнопланово.

5. Игрушки должны хорошо работать и не выходить быстро из строя.

6. Игрушки должны быть безопасными, без острых выступов, грубых краев или вредного красящего вещества, и достаточно прочными, чтобы выдерживать физические воздействия.

В большинстве семей родители обычно участвуют в играх детей. Если же ребенок сам не обращается с просьбой поиграть с ним, то ему следует предоставлять при этом полную инициативу. Большинство игрушек не требует инструкций от родителей, дети разбираются в них сами.

По мере того, как дети растут, все чаще можно прибегать к настольным играм. При этом желательно регулировать игры таким образом, чтобы ребенок, с одной стороны, не испытывал сильного разочарования от поражения в игре, а с другой — не привыкал к привилегиям из-за возраста.

Важно также позаботиться о том, чтобы у ребенка была своя комната или специальный уголок для игр, где были бы желательны открытые полки для игрушек. Надоевшие куклы или машинки рекомендуется временно убирать, тогда позже они доставят большую радость. Чтобы не было проблем с уборкой игрушек, следует помнить, что для ребенка естественно не убирать их, поэтому родители могут незаметно участвовать в этом процессе, привнося в него элемент игры.

Для того чтобы в комнате не оставалась грязь от пачкающих материалов типа глины, красок, надо обеспечить детей куском клеенки, старыми газетами и шваброй. Занятия с такими материалами целесообразно организовать на кухне, в ванной, где есть моющиеся поверхности.

Игры и игрушки в разном возрасте .

Младенцу нужны игрушки, которые легко хватать и сжимать, приятно пробовать на вкус, трогать, слушать, на которые интересно смотреть. Такие игрушки развивают двигательные инстинкты у детей.

К концу первого полугодия ребенок учится играть со звуком. Улыбается, если взрослые копируют его звуки.
Когда он начинает садиться, он открывает для себя возможность двигать предметы.

Игра при купании может доставить ребенку огромную радость. Он может запускать и ловить плавающие предметы.
Когда ребенок уже умеет ползать, более привлекательными для него становятся двигающиеся игрушки.

Когда ребенок уже научился ходить, он может больше использовать свои руки. Он строит и разбирает конструкции из блоков, иногда расшвыривая их. В этот период ему очень нравятся и мягкие красивые игрушки.

В два года ребенок начинает подражать своим родителям, особенно матери. Его интерес вызывает кухонная утварь. Хороши для этого периода моющиеся куклы с волосами, за которыми можно ухаживать. В этом возрасте он начинает учиться порядку. В два с половиной года он уже может пользоваться тупыми ножницами, например для вырезания картинок. Но пока еще игра не стала для него социальным моментом.

К трем годам игра для ребенка принимает более социальный характер. У него появляются свои друзья, и он учится взаимодействовать в игре. В этот период уже можно начать приглашать маленьких ребят домой для игр. В мир ребенка теперь входят колесные сооружения (велосипеды, тачки). У него появляется желание карабкаться, влезать куда-либо. Хорошо для этого иметь небольшую стремянку, а если есть сад — дерево с прибитыми на него досками, по которым можно было бы забраться на него. Мальчики и девочки начинают играть в дом более реалистическим образом.

По-прежнему используются строительные блоки для конструкций. Часто процесс разрушения приносит большую радость, нежели процесс созидания, но это тоже необходимо. Ребенку надо экспериментировать с формой и равновесием для того, чтобы быть в состоянии создавать конструкции.

В три года ребенок все больше манипулирует с материалами для игры и меньше пробует их на вкус. Ему интересно соединять предметы различных форм и цветов. Очень большое удовольствие он получает от движения.

В четыре года ребенок становится более общительным. «Давай играть» — любимое его выражение теперь. Своими действиями в игре дети выражают то, что они видят вокруг себя. Они играют в отцов и матерей, врачей и медсестер, водителей и т.д. Чем полнее их жизненный опыт, тем насыщеннее их игра. В игре они часто используют вещи взрослых, копируют героев телевизионных передач.

В этот период происходит разделение интересов мальчиков и девочек, хотя остаются и общие игры. Дети мастерят из глины и делают рисунки, которые иногда бывают, понятны только им самим. В этих случаях тактичнее не задавать вопроса «Что же это такое», лучше предложить ребенку рассказать о своей работе.

Возникает необходимость в обеспечении ребенка различными инструментами. В этом возрасте ребенок может уже сам пользоваться фонографом для прослушивания музыки. В семье дети могут принимать участие в простых играх в карты и в лото с картинками.

Пять лет — это начало реалистического возраста, более усиленного копирования действительности в играх. Дети начинают создавать вещи, которые взрослые уже могут распознать. Дети обоего пола проявляют интерес к научным явлениям. Они приходят в восторг от магнита и микроскопа.

В этом возрасте дети уже в состоянии обращаться с миниатюрными предметами. Кукольный домик для девочки лучше делать с открытым верхом, с тем, чтобы было удобнее передвигать кукол, не сваливая при этом расставленную в нем мебель. При оформлении кукольного домика важно, чтобы были соблюдены соответствующие пропорции миниатюрных предметов.

В ранний дошкольный период большое значение приобретает развитие физических способностей. Девочки должны уметь прыгать через скакалку, девочки и мальчики — играть в волейбол. На смену трехколесным приходят двухколесные велосипеды. Дети катаются на роликовых коньках, многие занимаются плаваньем. Мальчики играют в шумные военные игры, бессмысленно запрещать им игрушечные ружья — они сделают их сами, если не смогут получить их другим путем. Это — время увлечения игрушечными солдатиками, лодками, самолетами.

Игра девочек «в наряжание» принимает все более реалистичный характер, теперь они начинают использовать настоящую помаду и пудру. Фантазия по-прежнему сильно развита, но она требует подкрепления костюмами. От кукол тоже требуется большая подлинность: они должны уметь двигаться, плакать и т.д.

Глина и песок используются теперь по-новому: это — строительство пещер и замков, рытье канала и т.д.
Приходит период коллекционирования самых разных предметов, он может быть и недолгим.

В семь лет ребенок уже может играть самостоятельно и гораздо дольше сосредотачиваться на игре. Большое место в его жизни занимают игры на открытом воздухе, а также настольные игры: домино, шашки. Мальчики в восемь-девять лет могут играть в футбол, волейбол. Многие девочки в этом возрасте увлекаются танцами. Мальчики все больше пользуются инструментами, собирают модели самолетов.

Детям в этом возрасте нравится смешивать различные химические вещества. И девочки, и мальчики любят готовить еду, требующую смешивания.

У детей появляется потребность к уединению от взрослых .

В предподростковом возрасте (до 13 лет) дети активно занимаются спортом. Интересы девочек и мальчиков строго дифференцированы. Коллекционирование все больше становится традиционным: марки, бабочки, минералы, монеты. Если коллекционирование приобретает серьезный характер, требуется помощь взрослых. Девочкам нравится надевать вещи матери.

У детей возникает чувство критического отношения к своему творчеству, некоторые временно прерывают свои привычные занятия, искусством, в частности. Девочкам нравится готовить, но повинуясь импульсивному желанию, а не по необходимости.

Жизнь в летних лагерях приобретает особую привлекательность. Дети уже могут заботиться о домашних животных. Игры в семье временно сокращаются.

Когда ребенок становится подростком, в игре, как и в других видах деятельности, он стремится к независимости от семьи. Игра становится все более взрослой, он все больше общается со своими сверстниками. Играет в теннис, проводит вечера, слушая записи музыки или решая мировые проблемы.