Изобразительно дидактические игры в старшей группе картотека. Дидактические игры и их роль в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. К своему флажку

К 5-6 годам игра становится для ребенка способом познания мира и средством формирования и развития базовых навыков. Поэтому в старшей группе детского сада дидактические игры основная форма образования и развития детей.

Обучать в форме игры

Дидактическая игра направлена на:

  • развитие мыслительных процессов;
  • развитие устной речи;
  • расширение кругозора;
  • усваивание основополагающих понятий;
  • развитие внимания;
  • формирование культуры поведения.

Воспитатель детского сада использует такую форму работы с детьми на занятиях в группе, на прогулке, во время музыкального или спортивного часа. У опытных педагогов, как правило, есть картотека, в которой дидактические игры систематизированы по тематике и направлениям. В старшей группе игры в зависимости от содержания систематизируют:

  • Времена года»;
  • «Профессии»;
  • по математике;
  • по музыке;
  • обучение грамоте;
  • основы экологии;
  • правила дорожного движения (ПДД);
  • формирование здорового образа жизни (ЗОЖ);
  • основы безопасности жизнедеятельности ребенка (ОБЖ).

Использование игровых форм работы требует подготовки дидактического материала, необходимого инвентаря, набора канцтоваров для детей. Вам пригодится картотека дидактических игр.


Формирование элементарных математических представлений

Игры по математике - это развитие логики, аналитического мышления, разных видов памяти, учат сопоставлять и систематизировать, формируют вычислительные навыки.

В старшей группе детского сада ФЭМП предполагает продолжение знакомства детей с цифрами и числами до 10, закрепление знаний геометрических фигур, знакомство со структурой года, календарем, часами. Картотека дидактических игр ФЭМП предлагает варианты следующих игр по математике.


«Укажи фигуру»

Цель: закрепление умений распознавать геометрические фигуры, сравнивать их размеры, различать цвета.

Описание: выдаются карточки с разноцветным изображением больших и маленьких прямоугольников, квадратов, треугольников, кругов. Затем показывает свою карточку: «У меня маленький зеленый круг. У кого из вас еще есть круг?» Дети отвечают: «У меня есть большой (маленький) желтый (или другой цвет) круг». Вопросы систематизируют фигуры по цвету, размеру. Дети должны определять, соответствует ли их фигура к заданным условиям.


«Придумай узор»

Цель: развивать пространственные представления, закреплять знание геометрических фигур.

Описание: детям выдаются карточки с узорами из геометрических фигур. Нужно внимательно рассмотреть, какие фигуры составляют чудесный узор. Предложить обвести пальчиком каждую фигуру. Описать свой узор. Например, в правом верхнем углу круг, а в левом нижнем углу квадрат, посредине треугольник и т.д.


Формирование представлений о грамоте

Обучение грамоте - важнейшая составляющая развития ребенка. Картотека дидактических игр, направленных на развитие речевого аппарата, овладение фонетическими и орфоэпическими нормами, формирование представлений о звуке и букве, слоге, слове.


«Необычный поезд»

Цель: развивать фонематический слух, формировать умение звукового анализа слова.

Описание: Вывешивается изображение поезда с красным, зеленым и синим вагоном. В вагонах сделаны прорези. Детям выдаются картинки животных и птиц. В красный вагон нужно посадить тех, чье название начинается с гласного звука, в синий - с твердого согласного, в зеленый - с мягкого согласного. Затем распределяем картинки по вагонам в зависимости от первого звука: в красный - слова со звука [с], в зеленый - со звука [м], в синий со звука [к]. Условием может быть количество слогов.


Правила дорожного движения

Картотека дидактических игр по изучению ПДД составлена из заданий, направленных на обучение детей:

  • дорожным знакам;
  • сигналам светофора;
  • изучению правил перехода проезжей части и перекрестка;
  • знакомство с различными видами транспорта, с правилами поведения на улицах.

Изучение ПДД начинается со знакомства с видами транспорта, отличия автобуса, троллейбуса и трамвая, легкового и грузового автотранспорта. Можно использовать «чудесный мешочек», из которого дети достают картинки с изображением разного транспорта и называют его. Предложите детям представить себя каким-то транспортом и описать: я большой зеленый автобус, у меня 2 двери, много сидений для пассажиров, отдельное место для водителя. Есть руль, 4 колеса и т.д.

Изучая ПДД, играйте в светофор и перекресток, разыгрывайте ситуации «В машине», «В метро», «В маршрутном такси». Обращайте внимание на закрепление навыков ПДД при переходе проезжей части. Обращайте внимание на особые ПДД для «Скорой помощи», пожарных и полицейских машин. Знакомьте со значением разметки на дороге.

Заботимся о себе

Дидактические игры, направленные на формирование здорового образа жизни и обучающие основам безопасности жизнедеятельности, формируют у детей представления о правильном бережном отношении к своему здоровью. Они знакомят с правилами личной гигиены, режимом дня, закладывают представления о полезной и вредной еде. Такие занятия учат пользоваться возможностями своего организма, учат различать индивидуальность внешности, закладывают основы чувства собственного достоинства и уважения к окружающим. Углубляют представления ребенка о себе и семье.

В играх вам поможет мешочек с предметами гигиены, которые дети будут узнавать наощупь и описывать. Мешочек можно наполнить картинками с изображением людей разных возрастов и профессий. Ребята будут угадывать их и рассказывать об этих людях.

Экологическое воспитание

Дидактические игры по экологии развивают представления об окружающем мире. Они формируют представление о бережном отношении к природе и необходимость соблюдения безопасности человека и животных. Дети учатся правилам безопасности сбора растений и грибов. «Чудесный мешочек» поможет узнать, чем можно подкормить птиц зимой, научиться различать диких и домашних животных.


Музыкальные занятия

Дидактические игры по музыке направлены на развитие у детей музыкального слуха, чувства ритма, тембра, музыкально формируют память и образное мышление. «Волшебный мешочек» поможет познакомиться с жанрами в музыке, музыкальными инструментами. Дети будут учиться музыкально передавать настроение, различать в музыке чувства и образы.

Картотека дидактических игр поможет вам провести занятия с детьми старшей группы в занимательной и интересной форме. Познание и развитие будут проходить естественно и занимательно. Содержание игр дает возможность проявлять фантазию всем участникам, учиться выдержке и культуре поведения.

Лариса Малышева
Картотека дидактических игр и упражнений в старшей группе: «Основы первоначальной грамоты»

Дид. игра «Магазин»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова.

Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.

Дид. игра «Звуковое лото»

Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.

Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком ….? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.

Дид. игра «Закончи слово»

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).

Дид. игра «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Дид. игра «Путешествие в страну звуков»

1 вариант

Цель: Развивать фонематический слух.

Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять.

2 вариант

Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух.

Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички с кружками (3, 4,5). Раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона.

3 вариант

Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги.

Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д.

4 вариант

Цель: Развивать фонематический слух детей, учить определять позицию заданного звука в словах.

Ход: Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички с буквами «К» в начале, середине и в конце слова и сам раскладывает по одной картинке в каждый вагон, проговаривая слово с одновременным движением пальчика по табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, середине или конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц по образцу ведущего.

Дид. игра «Автобус»

Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места.

Дид. игра «Ворота»

Ход: Воспитатель называет звуки, если это согласный звук – руки на столе вместе (есть преграда). Если гласный звук – дети ставят руки на локти (нет преграды).

Дид. игра «Подними нужную карточку»

Ход: Педагог произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук.

Дид. игра «Слова – друзья»

Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова.

Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие).

Дид. игра «Звуковые часы»

Цель: Учить детей измерять длину слов.

Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове.

Дид. игра «Найди общий звук»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах.

Дид. игра «Назови звук»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Педагог называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю.

Дид. игра «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука»

Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

Ход: Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Педагог откладывает счетный материал. Выигрывает та группа детей у которой будет больше фишек.

Дид. игра «Цветочки – лепесточки»

Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

Ход: Воспитатель называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного).

Дид. игра «Третий лишний»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Ход: Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом) .

Дид. игра «Найди ошибку»

Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова начинающиеся с одного и того же звука.

Ход: Педагог предлагает посмотреть на карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Среди 3-х предметов находят лишний, начинающийся с другого звука (сом, сова, рука) .

Дид. игра «Братцы – акробаты»

Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.

Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, при этом кидает мяч ребенку. Поймавший мяч, ребенок называет мягкий согласный звук и кидает воспитателю мяч.

Дид. игра «Назови слова»

Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.

Ход: Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Дид. игра «Кто придумает конец, то и будет молодец».

Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу.

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало (жарко).

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния (сверкнула).

Я сегодня утром рано

Умывалась из под (крана).

Наша старшая сестра

Вяжет с самого (утра).

Мы с Тамарой ходим парой,

Санитары мы с (Тамарой).

Я не бегаю к врачу,

Я сама его (лечу).

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную (лепили) .

Как у нашей дочки

Розовые (щечки).

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало (жарко).

А рядом бегемотики

Схватились за (животики).

А слониха вся дрожа,

Так и села на (ежа).

Дид. игра «Назови последний звук слова»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Воспитатель по очереди вызывает детей, показывает картинки. Вызванный ребенок называет предмет, выделяя при этом последний звук и произносит его изолированно (шаррр – звук [р]).

Дид. игра «Найди пару»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Воспитатель каждому ребенку дает одну предметную картинку, остальные кладет на стол. По сигналу: «Найди пару» дети находят предмет, название которого начинается с того же звука, что и у них (сумка – солнце)

Дид. игра «Найди домик 1»

Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку с животным. По сигналу воспитателя: «Найди свой домик» каждый ребенок кладет свою картинку в дом определенного цвета. Если первый звук твердый согласный, то картинку кладет в синий звук, мягкий согласный – зеленый домик, гласный звук – красный домик.

Дидактическая игра помогает дошкольникам осваивать опыт и сноровку, а также формирует их психику, эмоции, волю, развивает таланты. Она делает учебную программу занимательной, веселой, создает жизнерадостный настрой, а позитивные переживания способствуют пониманию и запоминанию. Для малышей это часть их жизни, поэтому учебные действия происходят гораздо легче с использованием дидактической игры.

Смысл дидактических игр заключается в решении детьми умственных задач, предложенных взрослыми. Они будут проявлять самостоятельность, если им будут понятны и интересны игра и ее правила. Вот почему эти игры должны усложняться, придумываться новые варианты или более замысловатые правила.

Множество дидактических игр создает у малышей безошибочную оценку социальных отношений, природных явлений, позволяет детям с их помощью научиться думать оригинально, используя накопленный опыт в различных ситуациях, в зависимости от поставленной перед ними задачи. Дидактические игры для детей старшей группы обучают дошкольников разумно применять полученные и усвоенные знания на практике:

  • отыскивать типичные и специфические черты в реалиях жизни или окружающем мире;
  • сопоставлять, систематизировать и разграничивать предметы по конкретным показателям;
  • проводить безошибочные заключения и обобщения.

Дидактические игры в старшей группе требуют точного соединения доказательности, убедительности, изобразительности с речью воспитателя и деятельностью самих детей с игровыми предметами. Предметно и тематически дидактические игры могут иметь различную направленность.

Музыкальное воспитание посредством дидактической игры

Всестороннее развитие детей не будет полным без знакомства с музыкальной культурой, которое начинается с самого детства. Большая роль отводится музыке в ДОУ, дети слушают ее в процессе различных занятий, на утренниках и мероприятиях, знакомящих их с всевозможными видами музыкальных произведений. Заинтересованность и любовь к музыке помогают развитию музыкальности ребенка, его творческого потенциала.

Понимать музыку сложно, это требует таких качеств, которых ребята еще не имеют: сформированного интеллекта, сосредоточенности, эрудиции. Чтобы обучить их понимать специфику музыкального вида искусства, надо осознанно привлекать их внимание к средствам музыкальной экспрессивности и колоритности, учить разбираться в жанрах произведений. Для этого и служат музыкально-дидактические игры, используемые в старшей группе. Комплексным воздействием на малышей они усиливают целостное понимание музыки.

Как и любая игра, музыкальная должна быть направлена на восприятие музыки и передачи ее смысла и характера в движениях, использующих хороводные построения и подвижные игры. Однако главной задачей их все-таки является формирование музыкального слуха, а игра лишь способствует этому.

Дети с удовольствием принимают участие в дидактических играх по музыке в старшей группе, потому что там неизменно развивается сюжет, сочетающий занимательность и состязательность. Целью игрового действа в ходе проведения дидактических игр становится методичное и регулярное понимание музыки, способность чутко вслушиваться, понимать изменения темпа, размеренности, оценивать динамику и ритм на протяжении одной пьесы.

Существует 3 типа музыкальных дидактических игр, которые различаются своими целями и характером действий:

  • слушание, предусматривающее состязательность в способности скоро и верно узнать пьесу;
  • подвижные занятия, в которых состязания в сноровке не совпадают по времени с музыкальными упражнениями;
  • игры хороводного типа.

В первом случае нередко используют пособия, а победители получают в качестве приза фишки. В течение игры дети показывают картинки, соответствующие исполняемой музыке.

Для второго вида дидактических игр характерна динамичность действия. Дети в подгруппах слушают музыку, отвечая на нее передвижением. После многократных изменений, громких или тихих, быстрых или медленных звуков происходит завершение игры и определение чемпионов.

В играх третьего типа задачей ребят, разделенных на 3 группы, является точно отреагировать на заданные именно им звуки высокого, среднего или низкого регистра. Победителей поощряют выполнением их пожеланий.

Дошкольникам в музыкально-дидактических играх неизменно требуется серьезная слуховая сосредоточенность, помогающая совершенствовать звуковое понимание. Поэтому во время игры малышу приходится слушать изменение звучания и двигаться в соответствии с ним, не вырабатывая автоматизм движений. Следовательно, игра достигает своей цели, если в ней не вырабатываются навыки, а ребенок каждый раз использует мыслительную деятельность, внимание и память.

Музыку можно включать в качестве составной части в другие занятия, например, развитие речи, ознакомление с окружающим миром. Она может предварять детские наблюдения или закреплять их, чтобы результатом стало не только умение ребенка наблюдать, но и ощущать великолепие природы, сравнивать ее образы с музыкальными. На занятиях по развитию речи, сказка, рассказанная под аккомпанемент подходящей музыки, произведет на малышей незабываемое впечатление. Мелодия придаст ей особенную эмоциональность. Рекомендуется для этой цели использовать те сказки, на текст которых написаны оперы или другие пьесы.

Творческие музыкальные игры побуждают ребят к деятельности, требующей выдумки, воображения: они экспериментируют со звуками, придумывают новые танцевальные движения; подыскивают новые средства выразительности, чтобы передать игровой образ, исходя из собственного опыта, сами составляют сценарий нового музыкального развлечения и роли в нем своих действующих лиц. Такие игровые построения сочетают в себе игру с элементами театральности, что дает ребятам стимул для огромного личностного роста.

Ребята осваивают музыкальные дидактические развлечения поэтапно. Осведомив детей о правилах, педагог рисует перед ними задачи. Поначалу инициатива принадлежит ему, однако, в дальнейшем малыши смогут своими силами играть в понравившуюся им игру, выбрав ведущего из своих рядов. Умения, приобретенные детьми при разучивании музыкальных дидактических игр, помогут им благополучно участвовать в занятиях с различными видами музыкальной деятельности, в том числе в физкультурных и праздничных мероприятиях, где также применяется мелодичное оформление.

Ознакомление с элементарными математическими понятиями в игре

Математике отводится громадная роль в интеллектуальном становлении дошкольников. Не всем малышам она поначалу дается легко, поэтому с помощью позитивной мотивации запоминание новых сведений значительно ускоряется, при этом поддерживается стабильность интереса и сосредоточенности. Разнообразные дидактические игры по математике в старшей группе развивают и поддерживают познавательные интересы детей.

Они прекрасно сочетаются с серьезной учебой, потому что включение игровых деталей превращает скучные занятия в увлекательные, улучшает настроение. Даже наиболее инертные и безучастные дошкольники вступают в игры с удовольствием и прикладывают при этом большое старание, чтобы помочь друзьям по команде. В эти моменты воспитатель может плодотворно наладить контакт с детьми, помочь им сконцентрироваться.

Ведущим занятием в дидактических играх по математике все же остается обучение «царице наук». Игровые моменты только оживляют процесс, делают его более динамичным, деятельным и креативным. Организация игровой обстановки на математическом занятии улучшает поведение, разнообразит учебную работу, вносит в нее эмоциональность, сбрасывает усталость.

Игра не может быть просто формальной, она должны нести в себе идею. К примеру, для решения задачи – «сколько кирпичиков потребуется, чтобы разбить их по 2 штуки на 3 кучки», можно задать нетрадиционный вопрос: «Кто ответил правильно – Знайка или Незнайка?», – предложив выбрать из двух вариантов (верного и неверного) ответов. Еще один способ подачи той же задачи заключается в рассказе о фокуснике, который спрятал правильный ответ в 3 закрытые коробочки. Надо догадаться, сколько кирпичиков потребуется для исполнения трюка. Выслушав реплики ребят, воспитатель открывает крышки коробок и проверяет правильный ответ. Подобные нехитрые задачи малышам покажутся фокусом. Такие загадки они согласны разгадывать снова и снова.

Обязательно следует учитывать, что дошкольники лучше понимают и усваивают материал в движении, поэтому продуктивно применять на занятиях больше подвижных игр. На первый взгляд, это не гармонирует с математикой, однако, всегда можно найти лазейку, то есть придумать. Значительную часть обычных, известных игр можно переделать в подвижные, например, домино с геометрическими очертаниями, если сделать карточки более крупными, раздать малышам и попросить раскладывать их на полу.

В следующей игре вместо распутывания лабиринта за столом на бумажном листе, можно разложить веревку на полу как петлю и провести по ней детей, показав тем, кто не справился с решением, куда ведет дорожка. Можно становиться фигурами, описывая круги или вращающиеся фигуры. Можно, войдя в роль циркуля, описывать при помощи ног окружности. При наименьших затратах на реквизит, получается максимально полезный результат.

Поэтапное взросление малышей позволяет им перейти от персональных игр к совместным, затем к командным. В старшей группе участие в команде является огромным стимулом. В стремлении помочь друзьям ребенок старается, чтобы задание было выполнено максимально прилежно. Самая лучшая игра должна быть организована так, чтобы дошкольники учились взаимно друг от друга.

К примеру, при изучении счета и составлении примеров с использованием цифр и знаков, можно предложить изобразить счетную машинку. Дети делятся на 2 команды и получают числовые и знаковые карточки, из которых следует выложить на ковре пример. Первоначально товарищи по команде помогают друг другу, подсказывают верное решение. В дальнейшем появляются лидирующие игроки, свободно справляющиеся с заданием. Они не позволяют проявиться тем, кто тоже понимает, как надо получить правильный ответ, но немного медлят. В следующий раз этих лидеров воспитатель сделает судьями, чтобы не устранять их из игры, и в то же время дать остальным игрокам проявить себя.

Корректирующие игры тоже будут полезны в дополнение к любым занятиям. Такие игры обычно нацелены на закрепление способности коммуникации, а также чувственной и характерной областей. К примеру, играя, можно совместить закрепление изучения ключевых геометрических фигур и тренировку волевой сферы малышей. Педагог попеременно поднимает и показывает детям, поделенным на команды, картинки, изображающие геометрические фигуры.

После его сигнала детям предлагается вместе дать ответ. Поначалу многие не сдерживаются и торопятся ответить, не дождавшись команды, упуская баллы. Несколько раз обжегшись на этом, им приходится стать бдительнее. Воспитатель может намеренно давать другой сигнал, сбивая детей с толку. Такие упражнения тренируют ребят в сдержанности и хладнокровии параллельно с закреплением знаний по геометрии.

Обобщенное представление о фигуре в геометрии создается путем наглядности. В дидактических игах для старшей группы детского сада детям представлены модели различных расцветок, размеров и из разнообразного сырья. Обучение строится на базе сравнения, обнаружения аналогичности и различий в играх на нахождение парных предметов. Можно выявить своеобразие каждой из геометрических фигур методом сравнения ее с моделями других цветов и размеров.

Дошкольники шаг за шагом учатся распределять и очерчивать размещение и порядок фигур, повторяют рисунок, состоящий из геометрических фигур, по стереотипу и руководству воспитателя. Упражняются в нахождении обоюдного расположения фигур, играя с заданием определить, что изменилось, найти одинаковый узор, найти пару.

Со временем малыши обретают способность разбивать замысловатый рисунок на формирующие его части, определять их форму и положение в пространстве. Это позволяет стимулировать формирование аналитического понимания составной формы предметов. Применять игру для обучения математике в старшей группе следует не только для развлечения, а с учетом ее содержания и с опорой на фантазию детей.

Обучение правилам дорожного движения

Дошкольники являются особой категорией путешественников. Для них непонятны взрослые формулировки правил дорожного движения из-за недоступности лексикона. Причины ДТП, в которых страдают дети, бывают различными, но иногда малыши могут стать их виновниками. Вот почему их следует с юных лет обучать правилам поведения на проезжей дороге и на переходе.

Предотвратить детский травматизм на дорогах можно, проводя его профилактику на занятиях в старшей группе, формируя привычку не выбегать на трассу, а приостанавливаться перед проезжей частью, оглядываясь в обе стороны поочередно; приучить переходить шоссе исключительно в отмеченных местах. Забота о собственной сохранности появится у ребенка лишь в итоге повседневного трудоемкого процесса учебы, при котором усвоенные детьми отвлеченные знания будут закреплены регулярными повторами на практике.

Выйти за пределы традиционной формы обучения поведению на дороге помогают дидактические игры по ПДД в старшей группе.

Проблема изучения дошкольниками требований к поведению на проезжей части имеет 3 стороны:

  • когда малыши являются пешеходами;
  • если ребята становятся пассажирами городских транспортных средств;
  • когда дети управляют детским транспортом: велосипедом, самокатом, катаются на санках или на роликовых коньках.

Вот почему главной задачей педагогов по формированию опыта у ребят безопасных поступков на дороге и на транспорте, должна быть регулярная плановая работа, охватывающая все виды деятельности. Малышу необходимо перерабатывать теоретический материал через практические действия, чтобы позже применять их в будничной жизни. Эти занятия не рекомендуется обособлять в независимую дисциплину: они могут стать частью других областей дошкольного обучения. Их можно осуществлять с помощью:

  • организованных моделей образования в системе занятий;
  • совместных действий воспитателя с детьми;
  • самостоятельных манипуляций ребят;
  • воспитательных мероприятий;
  • познания окружающего мира;
  • расширения лексики и чтения детских книг;
  • дидактических игр.

Вся система образования и представители ГИБДД стараются решить проблему предотвращения детского дорожного травматизма, однако, более эффективно она решается их совместными усилиями. Для этой цели служат методические пособия, лучшими из них являются автоплощадки с размеченной дорогой, а также автогородки, представляющие собой макет проезжей части с нанесенной разметкой, переносными дорожными знаками и действующими моделями светофоров. Там педагоги проводят беседы, практические занятия и дидактические игры, формирующие у дошкольников следующие навыки:

  • умение своевременно примечать угрозы приближающегося транспорта;
  • способность распознавать дистанцию до подъезжающего автомобиля и его скорость;
  • навык определения размеров машин;
  • знание значений изображений красного и зеленого сигналов светофора и дорожных знаков.

Обучая ребят правилам движения, воспитатель сам обязан безупречно знать их и понимать, что надо делать в реальных обстоятельствах. В играх промышленного производства бывают расхождения в трактовке образа действия на дороге, вот почему педагогу нужно изучить инструкцию к игре и методические указания перед их использованием.

Часто безопасность ребенка обусловлена тем, каким образом его сумели обучить корректному поведению и безошибочному принятию решений в однозначной ситуации. Во всех игровых пособиях, кроме инструкции и методических указаний, как проводится игра, должны быть описания и разъяснения к обстоятельствам, в которых могут оказаться дети.

Для разнообразия игровых приемов можно применять инновационные методики, к примеру, алгоритмические игры. В них не только закрепляются правила движения на дорогах, но также дети обучаются ориентироваться в пространстве улицы и города, развивается монологическая речь и логическое мышление. К таким занятиям относятся алгоритмы: как переходить улицу со светофором или без светофора, как безопасно дойти из садика до дома, обучающие ребят составлению рассказа об их действиях при переходе улиц.

После проведенных занятий необходима диагностика детских знаний, как усвоен материал, как малыши смогут применять их на практике, а также корректирование ошибок и дальнейшей работы. В этой деятельности нельзя руководствоваться только устными лекциями, следует широко применять для закрепления практические формы: наблюдение, экскурсии, прогулки.

Экологическое просвещение в старшей группе

Прогрессивным течением в науке стало экологическое развитие дошкольников. Оно возникло недавно и заменило традиционные занятия по знакомству с природой. Раньше программа нацеливала на изучение существующих объектов и явлений. Дети должны были осваивать отдельные природные взаимозависимости. Новые программы по экологическому воспитанию появились в результате исследований современных ученых о взаимозависимости человеческого социума с природой. Этот вопрос сегодня стоит очень остро и обусловлен сохранностью жизни на нашей планете.

Экологическое воспитание ставит своей целью формирование экологической культуры дошкольника, которая включает в себя:

  • экологическую нацеленность сведений о природе;
  • опыт использования их в практической жизнедеятельности.

Дидактические игры по экологии в старшей группе могут быть разнообразными. В играх с пособиями используют не только игрушки, но и бытовые предметы, природные реалии, состоящие из овощей, фруктов, шишек, листьев, семян. Такие занятия расширяют и уточняют детские представления, учат малышей анализировать, сравнивать, различать, обобщать, классифицировать, совершенствуют их лексикон. Дети в игре с удовольствием называют и описывают предметы, придумывают и отгадывают загадки, запоминают новые сведения.

Сюжетно-дидактические игры помогают дошкольникам осваивать установленные роли, например, продавцов, покупателей, строителей, врачей.

Игры с природными материалами типа растительных семян, листьев, цветов, камней, ракушек помогают расширять сведения о природной среде. Дидактические игры с использованием игрушек с ярко выраженными свойствами – цветом, формой, величиной, материалом – закрепляют знания детей обо всех этих качествах.

Разнообразные настольные печатные игры способствуют уточнению и увеличению преставлений дошкольников о мире, который их окружает, систематизируют их знания. Начинают играть с парных картинок, которые требуется подобрать по определенному признаку. В старшей группе условия могут усложняться: рисунки следует объединять по смыслу. В классификации изображений детям потребуется применение обобщающих интеллектуальных действий с установлением связей между объектами.

Игровое обучение ребят безопасности

Безопасность жизнедеятельности на всей планете считается серьезной современной проблемой, связанной с увеличением численности катастроф в социуме, природной среде и технике. Защита ребят от неблагоприятного влияния чрезвычайных ситуаций и устройство для них комфортных условий, является важнейшей задачей взрослых. Педагоги должны научить малышей, которые в силу своих возрастных особенностей не могут оценить степень угрозы, как вести себя в случае опасности. В современном мире изменилось понимание проблемы безопасности, которая теперь включает такие термины, как экологическая катастрофа и терроризм.

Дидактические игры по ОБЖ в старшей группе помогают обучить дошкольников безопасному поведению в чрезвычайных обстоятельствах:

  • знакомят ребят с виновниками угрозы в бытовых условиях;
  • обобщают их представления;
  • учат мерам предосторожности;
  • предупреждают о вероятных последствиях нарушения безопасности;
  • сообщают о необходимых действиях, в случае возникновения рискованного положения.

Важно при обучении детей безопасному поведению использовать наглядные пособия, которые можно изготовить собственными руками или с помощью родителей, а также моделирование и имитацию ситуаций. В процессе игры дети общаются между собой на заданную педагогом тему, повторяют правила поведения в подобной ситуации, отвечают на заданные воспитателем вопросы, имитируют действия с бытовыми приборами, которые могут быть потенциально опасными для них. Это помогает формированию опыта поведения по соблюдению безопасности в обиходе.

Екатерина Сухинина
Дидактические игры в детском саду (старшая группа)

Дидактические игры для детей 5-6 лет

Дети в возрасте 5-6 лет очень любознательны, наблюдательны, у них просыпается интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку, высказать суждение, найти правильное решение задачи.

С расширением объема знаний меняется и характер умственной деятельности ребят. Возникают новые формы мышления. Дети способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности.

Дидактическая задача: учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу, развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила: находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказывать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.

Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.

Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут похожими по цвету, форме, величине, материалу.

Правила игры: необходимо пройти по комнате, выбрать 2 похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти 2 предмета, в чем их сходства. Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает детям решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

«Знаешь ли ты?»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о видах спорта, пробуждать желание заниматься им; воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы.

Игровое правило: подбирая нужные для данного вида спорта предметы, правильно называть вид спорта и предметы.

Ход игры. Воспитатель рассматривает с детьми большие картинки, на которых изображены спортивные сюжеты: игры в футбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика и т. д. ; беседует с детьми, уточняет их знания. Раздав детям картинки, педагог предлагает им подобрать нужные предметы для каждого спортсмена. Он обращает внимание детей на предметы лежащие на ковре: обруч, ленту, футбольный мяч, клюшку, шайбу, ракетку и тд. По сигналу необходимо найти и положить к картинке, где нарисован один вид спорта, те предметы, которые нужны этим спортсменам.

Игру можно закончить беседой о спортсменах – чемпионах соревнований, рассматриванием картин, фотографий на спортивные темы.

Затем можно предложить детям взять все это спортивное оборудование на прогулку и поиграть в спортивные игры самостоятельно.

«Вершки и корешки»

Дидактическая задача: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Игровые правила: искать свой вершок или корешок только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Ход игры. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая корешки. На столе лежат овощи; дети первой группы берут в руку по вершку, а дети второй – по корешку. По сигналу воспитателя все разбегаются по участку врассыпную, после слов «Раз, два, три – свою пару найди!», ищите свою пару: к своему вершку – корешок. Игра повторяется, но условие становится в пару с одним и тем же игроком нельзя.

«Настольно-печатные игры»

«Собери картинку»

Дидактическая задача: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закреплять знания детей о разных видах труда.

Игровые действия: за определенное время правильно собрать из частей целую картинку.

Ход игры. Выбирается определенная тематика, например профессии, раздаются разрезные картинки всем игрокам, и по сигналу, необходимо собрать картинку. Тех кто быстро не может выполнить правила игры, воспитатель подбадривает их, просит тех, кто быстро складывает картинку, помочь товарищу.

«Зоологическое домино»

Дидактическая задача: закрепление знаний детей о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимание.

Игровое правило: кто первым выложит все карточки, тот и считается выигравшим.

Ход игры. На карточках изображены дикие и домашние животные. Детям раздаются картинки по 6 штук и напоминается правила игры: положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нужной картинки нет, ребенок пропускает ход. Тот, кто остается без карточек, считается победившим в игре.

Словесные игры

«Отгадай – ка!»

Дидактическая задача: учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Игровые правила: рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нем, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать только о тех предметах, которые находятся в комнате.

Ход игры. Каждый выбирает себе какой-либо предмет, который находится в комнате, не смотрите на него, чтобы остальные не догадались о чем вы говорите. Воспитатель кладет камешек в руки любому играющему, тот кому попался камешек встает и дает описание предмета, После того как ребята отгадали загаданное, ведущий вновь кладет кому-либо в ладошки камешек, игра повторяется.

«Магазин игрушек»

Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Игровое правило: продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель.

Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом с различными игрушками. Воспитатель объясняет детям, что открылся новый магазин, но для того чтобы купить в нем игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам.

Считалочкой выбирается продавец. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры:

Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети. Продавец подает покупателю мяч.

Спасибо, какой красивый мяч! – говорит воспитатель и с мячом садится на стул.

Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки.

«Радио»

Дидактические задачи: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Игровые правила: рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде детей своей группы.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

Сегодня мы будем играть в игру, называется она «Радио». Кто из вас знает, как называют человека, который говорит по радио? (диктор). Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Машей. Кто знает эту девочку?

Нового диктора выбирают при помощи считалочки.

«Испорченный телефон»

Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание

Игровые правила: передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неисправно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребенка. Если слово дошло верно то телефон исправен, если нет, то ведущий по очереди (начиная с последнего) узнает, кто «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

«Летает – не летает»

Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Игровое правило: поднимать руки надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

Ход игры. Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель будет называть предметы летающие и не летающие. Если произносится предмет, который на самом деле летает, дети поднимают руки, если нет, то руки лежат на коленях (при этом воспитатель детей путает, на нелетающие предметы поднимает руки и наоборот, дети должны быть внимательны).

«Где мы были, не скажем»

Дидактическая задача. Развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Игровое правило: имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнали и назвали профессию.

Ход игры. Дети делятся на две команды и расходятся в разные стороны, договариваясь какую деятельность они будут изображать. Одна группа показывает движения, а вторая по движениям должна догадаться, что делают дети. Можно предложить детям изобразить например: стирку белья, чистку ботинок, чтение книги и т. д.

Игра повторяется: те, кто отгадывал, теперь загадывают.

Кто где живёт?

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

педагог: – Дети:

Кто живёт в дупле? -Белка.

Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.

Кто живёт в гнезде? -Птицы.

Кто живёт в будке?-Собака.

Кто живёт в улье? -Пчёлы

Кто живёт в норе? -Лиса.

Кто живёт в логове? -Волк.

Кто живёт в берлоге? -Медведь.

Вариант 2.

педагог: -Дети:

Где живёт медведь? -В берлоге.

Где живёт волк?-В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Что происходит в природе?»

Пример: Тема «Весна»

педагог: -Дети:

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

педагог: -Дети:

Собака -стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

педагог: -Дети:

Горячий -холодный

Хороший -плохой

Умный -глупый

Весёлый -грустный

Острый -тупой

Гладкий -шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Педагог:-Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

педагог:- Дети:

Идёт -человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

педагог: -Дети:

Рукавички из меха -меховые

Таз из меди -медный

Ваза из хрусталя -хрустальная

Рукавички из шерсти -шерстяные

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской

Корова – телёнком Велосипед – железом

Дуд – жёлудем Рубашка – тканью

Рыба – икринкой Ботинки – кожей

Яблоня – семечкой

Дом – кирпичём

Лягушка – головастиком Сильный – слабым

Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком

«Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

педагог:- Дети:

Красный -мак, огонь, флаг

Оранжевый -апельсин, морковь, заря

Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа

Зелёный-огурец, трава, лес

Голубой -небо, лёд, незабудки

Синий- колокольчик, море, небо

Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

«Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

У рыси голова – рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

У лошади – лошадиная

У орла – орлиная

У верблюда – верблюжья

« Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

Кабачок, огурец, тыква, лимон.

Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Стол – столы стул – стулья

Гора – горы лист – листья

Дом – дома носок – носки

Глаз – глаза кусок – куски

День – дни прыжок – прыжки

Сон – сны гусёнок – гусята

Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

«Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

педагог:-Дети:

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

педагог: Дети:

Огурец, помидор-Овощи.

«Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Педагог: Дождь.

Дети:Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

Педагог:Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

Стол-столик, ключ-ключик.

Шапка-шапочка, белка-белочка.

Книга-книжечка, ложка-ложечка.

Голова-головка, картина-картинка.

Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.

Кукла-куколка, свёкла-свёколка.

Коса-косичка, вода-водичка.

Жук-жучок, дуб-дубок.

Вишня-вишенка, башня-башенка.

Платье-платьице, кресло-креслице.

«Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Один стол – пять столов

Один слон – пять слонов

Один журавль – пять журавлей

Один лебедь – пять лебедей

Одна гайка – пять гаек

Одна шишка – пять шишек

Один гусёнок – пять гусят

Один цыплёнок – пять цыплят

Один заяц – пять зайцев

Одна шапка – пять шапок

Одна банка – пять банок.

«Угадай, кто позвал?»

Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.

"Закончи предложение"

(употребление сложноподчинённых предложений)

· Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)

· Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)

· Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)

· Папа принёс конфеты и положил их... куда? (в конфетницу)

· Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

· Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

· Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)

· Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

· Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

· Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

"Режим дня"

8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

"Кому угощение?"

(употребление трудных форм существительных)

Учитель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

"Назови три слова"

(активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

· Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

"Кто кем хочет стать?"

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

"Зоопарк"

(развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

"Сравни предметы"

(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий

деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Учитель сообщает, что в школу прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди".

Например: Учитель: "У меня нарядный фартук".

Ребёнок: "У меня рабочий фартук".

Учитель: "Он белого цвета в красный горошек".

Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета".

Учитель: "Мой украшен кружевными оборками".

Ребёнок: "А мой - красной лентой".

Учитель: "У этого фартука по бокам два кармана".

Ребёнок: "А у этого - один большой на груди".

Учитель: "На этих карманах - узор из цветов".

Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты".

Учитель: "В этом фартуке накрывают на стол".

Ребёнок: "А этот одевают для работы в мастерской".

"Кто кем был или что чем было"

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

"Назови как можно больше предметов"

(активизация словаря, развитие внимания).

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

"Подбери рифму"

(развивает фонематический слух).

Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

"Назови части предмета"

(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

Игры, развивающие память

«Кто больше запомнит»

Участники игры садятся в круг. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести наибольшее количество слов. Игру можно начинать несколько раз.

«Чей предмет?»

Для проведения этой игры всех участников разбивают на две команды. Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил. Оцениваются ответы водящих. В роли водящих должен выступить каждый.

«Пересказ по кругу»

Водящий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

«Двигательная память»

Игроки разбиваются на две команды. Ведущий просит участников игры выбрать по представителю от обеих команд в жюри.

Представители команд танцуют в течение 15 секунд. Члены каждой команды наблюдают за ними. По сигналу ведущего представители каждой команды должны повторить движения танцора – противника как можно точнее.

Жюри оценивает двигательную память участников игры, определяет сначала команду – победителя, а затем и игрока, обладающего лучшей памятью.

«Цвета»

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов данного цвета (красного, зеленого, синего и т.д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.

«Форма предметов»

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать 5 предметов одинаковой формы (круглые, прямоугольные, квадратные и т.д.) Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить 5 предметов, выбывает из игры. Повторять названные предметы не разрешается.

«Запоминаем рисуя»

Ведущий заранее готовит список из 10 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги.

Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до 5. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот и выиграл.

«Где спрятана игрушка?»

Развивает зрительную память и внимание ребенка. Для организации игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

В один из ящичков следует положить какую-нибудь маленькую игрушку (шарик, ластик и др.). Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку.

Игру можно усложнить:

убрать ящики на более длительное время;

спрятать 2, а потом 3 игрушки;

заменять игрушки.

«Запомни картинки»

Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребенку предлагают 10 картинок. На каждой изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать в парах. Выигрывает тот, кто больше запомнил слов.

«Рисуем по памяти узоры»

Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите воспроизвести его по памяти.

«Запоминаем вместе»

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первых два слова и называет свое и т.д.

Это упражнение можно повторять неоднократно, увеличивая количество слов для запоминания.

Упражнение для развития зрительной памяти

Для организации работы с ребенком вам потребуется карточки с геометрическими фигурами. Время демонстрации карточек 10 секунд. После демонстрации одной из картинок следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в данной последовательности.

Игры, развивающие логическое мышление

Уже в раннем возрасте у ребенка начинает развиваться мышление. Однако совершенствование логических способностей невозможно вне развития речи ребенка, поэтому во время любой игры надо обязательно стараться, чтобы ребенок как можно точнее формулировал свой ответ.

«Кто кем будет?»

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечка, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, слабый?» и т.д.

При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

Вариантом этой игры является игра «Кем быть?»

Кем (чем) был раньше: цыплёнок (яйцом); лошадь (жеребенком), корова, дуб, рыба, яблоня, хлеб, шкаф, дом, сильный и т.д.

«Какой фигуры не хватает?»

«Сложи картинку»

Для игры потребуются детали из таблицы «Б». Вырежьте их из плотного картона. Покажите ребенку картинку №1 и соответствующий ей набор деталей. Предложите сложить из них предмет, изображенный на картинке, повторите упражнение со всеми картинками. Затем перемешайте все детали и попросите ребенка сложить из них понравившуюся картинку.

Выполняя каждое задание, ребенок учится анализировать простую контурную схему.

«Угадай, что я загадал»

Перед группой детей выкладывается несколько карточек с изображением разных предметов. Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии. Чтобы дети лучше поняли правила игры, попробовать несколько раз самим отгадать, что задала команда детей. Сначала надо специально «затянуть» игру и задать детям как можно больше вопросов о свойствах, назначении, деталях, цвете, форме изображенных предметов. Для этой игры очень удобно использовать карточки и наборы «Парные картинки».

«Что кому нужно?»

Каждый ребенок выбирает карточку с изображением человека какой-то профессии и называет необходимые для его работы орудия труда.

«Когда это бывает?»

Ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона и подбирает к ней другие карточки (картинки природы, что делают люди, во что играют дети и т.д.).

«Что лишнее?»

Ребенку дается ряд предметов. Он должен выделить лишнее. Задаются вопросы:

Что лишнее?

Почему? Назови отличительный признак.

«Где игрушка»

Разместите вокруг ребенка несколько его любимых игрушек. Загадайте одну из них. О загаданной игрушке ребенку сообщается только ее местонахождение. Например, она лежит впереди от тебя или позади, справа или слева.

Игры, развивающие речь

«Мешок сюрпризов»

Для этой игры нужен небольшой мешок и набор предметов, которые можно в него спрятать. Одному из участников завязывают глаза, после чего предлагают доставать из мешочка предметы и опознавать их. Играющий должен ответить, что за вещь он достал и для чего она предназначена. Побеждает правильно опознавший наибольшее количество предметов.

«Двенадцать вопросов»

Участники делятся на две команды. Ведущий кладет в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто не видел, после чего спрашивает игроков, что за предмет. Команды должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». Например: Круглое? Съедобное? Железное? Побеждают участники, которые после двенадцати вопросов называют предмет.

«Животные»

Все участники садятся в одну линию. Первый игрок называет какое-нибудь животное (птицу), следующий должен назвать животное, название которого начинается с последней буквы предыдущего слова.

«Кто знает, пусть продолжает»

Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1:

Взрослый называет родовое понятие – слово с обобщающим значением, дети – слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением.

Ведущий: мебель.

Дети: кровать, диван, стул, стол и т.д.

Ведущий: рыба

Дети: карп, карась, ерш, горбуша и т.д.

(Фрукты, деревья, овощи, птицы и т.д.)

Вариант 2:

Взрослый называет видовое понятие, а участники – обобщающее слово.

Ведущий: огурец, редис, картофель, репа.

Участники: овощи.

Кто ошибается, платит фанты. Выигрывает тот, кто не ошибается.

«Наоборот»

Цель: обогащение словарного запаса ребенка антонимами.

Для игры необходимы фишки.

Ведущий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.

1. Добрый – злой; вежливый – грубый; аккуратный – неряшливый; трудолюбивый – ленивый; внимательный – рассеянный.

Вперед – назад; высоко – низко; узкий – широкий; верх – низ; вправо – влево.

День – ночь; друг – враг; храбрый – трус.

2. Скажу я слово «высоко»,

а ты ответишь…(низко).

Скажу я слово «далеко»,

а ты ответишь… (близко).

Скажу я слово «трус»,

а ты ответишь… (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай …(конец).

«Какое время года»

Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенном временем года, развиваем слуховое внимание, быстроту мышления.

Загадки о временах года читаются вперемешку. Кто правильно ответит на вопрос «Когда это бывает?» получает картинку с изображением этого времени года. Выигрывает тот, кто больше отгадает загадок и соберет карточек.

Тает снежок.

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногам шелестят

И летят, летят, летят…

Дел у меня не мало -

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки превращаю,

Белю поля дома,

Зовут меня …(зима)

Я соткана из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я … (лето)

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стекла

Сделал снежными сады.

(мороз, зима)

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня …(весна)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я …(осень)

«Расскажи словечко»

Цель: развиваем находчивость, быстроту реакции.

Ведущий начинает фразу, а участники заканчивают ее. Кто ошибается, отдает фант. Выигрывает тот, кто сохранит все фанты.

Ворона каркает, а сорока?

Сова летит, а кролик?

Корова ест сено, а лиса?

Крот роет норки, а сорока?

Петух кукарекает, а лошадь?

У коровы теленок, а у овцы?

У медвежонка мама медведица, а у белочки?

У белочки мама…

«Фантазеры» («Сочини рассказ»)

Учим коллективно сочинять рассказ.

Взрослый предлагает тему, дети должны коллективно придумать рассказ на заданную тему. Дети по очереди говорят предложения. Содержание каждой фразы вытекает из предыдущей. Рассказ получается интереснее, если дети пользуются прямой речью, а героями рассказа являются знакомые сказочные персонажи, одноклассники.

После игры педагог дает оценку и говорит об ошибках.

«Зайка и Мишка»

Зайка рассказывал в лесу зверям, какую красивую елку он видел под Новый год на окраине города. А Мишка не знает, что такое Новый год… (Почему он этого не знает? Как объяснит ему Зайка?)

«Волк и Белочка»

Волк хотел узнать, почему Белочка зимой не голодает… (Что рассказала ему Белочка о своих запасах на зиму? Посоветовала ли Волку не есть зайчиков, а заготавливать грибы? Согласился ли Волк?)

Игра «Из какой сказки?»

Взрослый предлагает по героям вспомнить и назвать сказку, можно ее пересказать.

Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. (Царевна – лягушка)

Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна. (Сивка – бурка)

Царь, три сына, Иванушка, Конек – горбунок. (Конек – горбунок)

Выигрывает тот, кто назовет больше сказок. Затем дети по образцу загадывают свои загадки.

Игра «Обложки любимых книг»

Взрослый предлагает рассмотреть обложки любимых книг и вспомнить названия сказок.

– А что бы ты нарисовал на обложке своей любимой книги? Расскажи и нарисуй.

Игра «Добавь слог»

Взрослый называет первый слог, а дети должны говорить, чтобы получилось слово. Выигрывает тот, кто больше придумал слов, быстрее или длиннее.

Но – (ги, сы, жи, жницы).

Ве – (ревка, сна).

Игра «Подберите нужное по смыслу слово»

Взрослый предлагает подобрать нужное по смыслу слово.

Завязать (что?)…

Застегнуть (что?)…

Забить (что?)…

Завить (что?)…

Застрелить (что?)…

Запереть (что?)… и т.д.

«Цепочка слов»

Объясните ребенку заранее на конкретном примере: «Я называю слово «жук». Оно оканчивается на к. Ты должен назвать слово, которое будет начинаться со звука к. Например, кошка. Я назову слово на а – апельсин, ты на н и т.д.

Таким образом, составляется цепочка слов. Слова нужно называть в быстром темпе, без пауз. Кто ошибается или не назовет слова в течении 5 секунд, тот выбывает из игры. Игра развивает слуховое внимание, быстроту реакции.

Игра «Поем вместе»

Участники сидят в кругу. Условия: ведущий предлагает спеть песню, например, «Голубой вагон» или «Улыбка». Причем, если ведущий хлопает в ладоши 1 раз, все поют – громко. Если ведущий хлопает 2 раза, все продолжают петь тихонько, про себя. Если ведущий хлопает в ладоши 1 раз, все снова продолжают петь громко.

И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибается. Кто ошибается, сам становиться ведущим.

Игра «Алфавит»

Цель: развить внимание, учить буквы алфавита.

Задание: каждому ребенку присвоить 2 буквы алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву, ребенок должен встать и сделать один хлопок.

С группой детей можно провести игру на выбывание.

Игра «Исправь ошибки»

Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать слова правильно.

Жучка будку недоела,

Неохота, надоело (булку).

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку).

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

Игра «Что мы слышим»

Цель: развить слуховое внимание.

Задание: отгадать загадку. Назвать звук, который позволит найти отгадку.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Ответ: это жук. Повторяется звук [ж].

Игра «Кто больше заметит небылиц»

Цель: развить внимание, умение замечать не логические ситуации.

Задание: отметить все небылицы.

Повар готовил обед.

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочережкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет.

О. Григорьев.

Игра «Сценарий»

Каждому ребенку предлагается за 5-10 секунд предложить названия одного или двух предметов. Ведущий записывает слова, которые по очереди называют участники. Затем дети придумывают историю, в которой должны фигурировать все названные предметы.

На сочинение истории отводится 10 минут. Сначала предложите детям выбрать предмет, с которого начнется история. «Писать» сценарий надо с этого предмета и включать остальные в той последовательности, в которой они были названы. Сочинительство должно быть групповым. Все идеи и предложения должны записываться ведущим. Так как это сценарий, в нем должно быть много действий, динамики. Поэтому целесообразно стимулировать деятельность ребят вопросами типа: кто это? где находится? что делает? что говорит? куда пошел? с кем?

Полученная в результате история (сценарий) может быть разыграна.

«Неоконченный рассказ»

Цель: развитие образного и воссоздающего воображения ребенка.

Ребенку дают начало рассказа. «Темнело. Шел нудный дождь. По улице семенила старушка под большим зонтом. Вдруг…»

Необходимо продолжить и закончить рассказ. Лучше, если в игре участвуют несколько детей, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке.

«Составь рассказ»

Представь, что ты на какое-то время можешь стать домашним животным. Попробуй представить, что ты превратился в собаку, лошадь или кошку. Что бы ты ел? Чем бы занимался днем? Кто был бы твой хозяин и как бы к тебе относился? Где бы ты спал? Какой приятный сюрприз хотел бы ты получить от хозяина?

Составь рассказ от имени выбранного животного на тему «День и ночь моей жизни»