Типовая технологическая карта определение. Технологические карты для предприятий общественного питания. Информация для составления ТК

В категорию строительной технологической документации входят также технологические карты (ТК). Они могут составляться как отдельный организационно-технологический документ или же как дополнение к (ППР). Случаи, когда необходим подобный документ:

  • На объекте выполняются операции высокой сложности.
  • В определенном технологическом процессе есть спорные моменты и неоднозначности.
  • Существует необходимость в определении трудозатрат на эксплуатацию объекта.

Преследует сразу несколько целей:

  • установить эффективные способы выполнения работ;
  • определить порядок, в котором будут происходить все процессы;
  • организовать безопасные рабочие условия;
  • определить необходимое количество рабочих;
  • рассчитать затраты на выполнение работы и минимизировать их;
  • упорядочить расход ресурсов, в том числе времени и денежных средств.

Особенности разработки и применения техкарт

Чтобы оптимизировать тот или иной технологический процесс, при составлении ТК мы учитываем:

  • необходимость применения прогрессивных методов и технологий;
  • использование лучших примеров эффективной организации труда;
  • необходимость улучшения уровня качества работ и повышения эффективности труда;
  • важность снижения себестоимости строительства и его комплексной механизации;
  • организацию работ поточным методом.

Разработка техкарт с учетом этих факторов позволяет нормализовать и типизировать строительные процессы. Техкарты с более эффективными решениями, максимально снижающие затраты, тщательно отбираются, чтобы затем применяться уже на других объектах. Также на основе ТК:

  • определяются исходные данные для недельно-суточных графиков необходимости в материалах и технике;
  • устанавливаются оптимальные сроки строительства;
  • разрабатывается калькуляция, отражающая оплату труда.

На какие работы может разрабатываться техкарта

ТК составляются на технологические процессы, которые могут быть частью возведения или ремонта самых разных строительных объектов. Поскольку список работ очень широк, все они классифицируются в отдельные группы:

  • подготовительные работы;
  • нулевой цикл работ;
  • сварочные работы;
  • установку отдельных конструктивных элементов здания;
  • устройство полов или потолков;
  • монтаж перекрытий;
  • работы по черновой и финишной отделке и пр.

Разработка технологических карт возможна на любой вид работ из представленных групп. В качестве примера можно привести самые разные процессы:

  • установка колонн;
  • гидроизоляция железобетонных конструкций;
  • монтаж оконных конструкций;
  • прокладка трубопровода;
  • установка санитарно-технических приборов;
  • сварка металлоконструкций и пр.

Какие технологические карты мы разрабатываем:

  • Типовые технологические карты (ТТК), имеющие привязку. Они привязываются к тому или иному объекту, но не к местным условиям. Это необходимо для облегчения рабочих процессов, поскольку застройщик может использовать уже готовые решения, что особенно важно при массовой типовой застройке. Если ТТК к ним не подходит, мы адаптируем ее под новые условия на другом объекте или в другой местности.
  • Типовые технологические карты, которые не имеют привязки к объекту или проекту. Представляют собой документ, описывающий технологию выполнения определенного вида работ.
  • Рабочие, или составленные индивидуально. Это уже те документы, которые адаптированы и под конкретный объект, и под определенные условия местности.

Что предусматривается при создании технологических карт

При составлении технологических карт мы детально прорабатываем каждый раздел документа. Так, в процессе разработки предусматриваются:

  • Необходимое оборудование: подъемно-транспортное и осмотровое.
  • Оптимальные условия для взаимодействия с автомобилями и агрегатами. Важно, чтобы при выполнении работ механизмы удобно было перемещать, устанавливать и демонтировать.
  • Применение инструментов и оборудования, которые будут давать максимальную производительность на конкретном объекте.
  • Комфортные условия для рабочих. На объекте должно быть безопасно и удобно, для чего в ТК прописываются соответствующие мероприятия.

Тщательная проработка всех деталей производства тех или иных работ позволяет добиться оптимизации расходов и максимально сократить их длительность. В свою очередь, это делает вашу компанию еще более конкурентоспособно среди других подобных организаций, которые занимаются строительством.

Общий состав технологических карт в строительстве:

  • Сфера использования, которая отражает объект или вид работ, в отношении которых может использоваться ТК.
  • Список требований к предшествующим работам с определением их качества. Это важно, поскольку без приемки уже произведенных работ нельзя приступать к следующим этапам.
  • Список оборудования, машин и оснастки, которые необходимы для конкретных работ, а также методов производства.
  • Выбранная последовательность, в которой будут выполняться те или иные строительные процессы.
  • Перечень расходных материалов и технических ресурсов на весь объем работ.
  • Способы защиты окружающей среды, а также меры по охране труда, обеспечению безопасных условий для самих работ, в том числе в отношении пожаров.
  • Технико-экономические показатели проекта: машино- и трудоемкость, график осуществления работ и их продолжительность, калькуляции на трудовые и временные затраты.

Что мы используем при составлении технологических карт

Разработка технологических карт происходит на основе данных и документов из следующего списка:

  • Единые нормы и расценки (ЕНиР).
  • Эффективные технические решения, выделенные в результате обобщения опыта составления предыдущих работ.
  • Наиболее прогрессивные схемы научной организации труда.
  • МДС 12-29.2006. Это методические рекомендации, где есть вся необходимая информация не только по составлению, но и по правилам оформления уже готовой техкарты.

Оформление ТК – это тоже важный этап в создании этого документа. Согласно методическим рекомендациям, должна соответствовать требованиям СПДС. В целом, документ оформляется как издание посредством компьютерного набора всей необходимой информации: текстов, таблиц и графических материалов. После распечатки документ также заверяется штампом организации, которая ее разрабатывала.

Заказать разработку технологической карты

Выше представлена лишь основная информация относительно составления технологических карт. В реальности существует еще множество нюансов, которые должны быть учтены в процессе разработки. Поэтому стоит доверить эту работу профильной проектной организации. Мы имеем большой опыт в составлении ТК на самые разные виды работ. В нашей команде квалифицированные специалисты-инженеры, а все этапы разработки ТК имеют четко определенную последовательность.

На выходе вы получаете документ, который позволит произвести работы с минимальными затратами времени и труда рабочих, а также с соблюдением требований безопасности на стройплощадке. Причем при заказе типовой ТК вы сможете использовать ее в дальнейшем уже на новом объекте, если документ будет подходить под другие условия. Если нет, то мы поможем вам с разработкой новой индивидуальной техкарты.

Инструкция

Основанием для составления на кулинарное, хлебобулочное или кондитерское изделие является сборник рецептов, в котором даны содержание и необходимые нормы закладки , выхода полуфабрикатов и готовых блюд, технология приготовления. В том случае, если данное блюдо является фирменным или новым, и официального рецепта для его приготовления не имеется, то на него необходимо составить технико-технологическую карту, содержание которой идентично содержанию обычной технологической карты.

Руководствуясь рецептом, укажите в технологической карте продуктов, необходимых для приготовления данного , нормы закладки сырья и весового содержания полуфабриката и готового блюда в граммах. Это позволит определить общее количество продуктов, необходимых для приготовления расчетного количества порций.

Качественный и количественный блюда учтите при расчете калькуляции на него. В случае, если для приготовления блюда требуются какие либо уникальные условия или требования к качеству ингредиентов, то их так же отразите в технологической карте.

Подробно, в пошаговом режиме опишите технологию приготовления. При этом укажите нормы времени, затрачиваемое для выполнения каждого шага и общее время, необходимое для приготовления данного блюда. Используя нормы закладки и показатели пищевой ценности используемых продуктов, рассчитайте суммарную калорийность одной порции готового блюда и укажите ее в технологической карте.

В карте обязательно укажите вес одной порции готового блюда и подробно распишите требования по его оформлению, если они есть, то и к подаче блюда. В том случае, когда изготовленная продукция подлежит длительному хранению, в технологической карте отразите условия и срок его хранения.

Составляя карту, придерживайтесь требований Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия». В нем регламентируется содержание и оформление технологической карты на продукцию общественного питания.

Подпишите технологическую карту шеф-поваром или начальником производства, утвердите ее руководителем предприятия общественного питания.

Обратите внимание

Сайт содержит собрание лучших рецептур и технологических карт блюд: рецептура выпечки хлеба, технологические карты блюд из рыбы, каталог рецептур салатов и др.

Полезный совет

Организация производства общественного питания / Готовое меню (скачать). Приобретая пакет Готовое типовое меню, вы получаете технико-технологические карты, калькуляционные карты, расчеты белков, жиров, углеводов, калорийности, обоснования расчетов и акты контрольных проработок на каждое блюдо.

Источники:

  • составление технико технологической карты
  • Пояснения к расчету технологических карт

Технологическая карта на определенный вид продукции представляет собой исходный документ – основание для определения себестоимости продукции. Так в технологических картах на продукцию общественного питания, основой для которых является утвержденная рецептура данного конкретного блюда, указывается количественный и качественный его состав и описание технологии приготовления.

Инструкция

Технологическая на составляется на основании сборников рецептов. В них даются содержание и нормы закладываемого сырья, указываются нормы выхода полуфабрикатов и готовых блюд, технология их изготовления, в том числе и с учетом норм времени. Требования к содержанию и оформлению технологических карт на продукцию общественного установлены Национальным РФ ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия».

В технологической карте на такую продукцию укажите список продуктов, входящих в состав блюда с указанием их количества в граммах. Это необходимо для того, чтобы рассчитать общее количество продуктов, необходимое для изготовления некоторого расчетного количества порций. Кроме того, данная рецептура будет учтена в калькуляции на указанное блюдо. Если имеются уникальные требования к качеству используемых продуктов, то их следует также указать в технологической карте.

Распишите технологический процесс изготовления в пошаговом формате. Укажите количество времени, необходимое для выполнения каждого шага и общее количество времени, затрачиваемое на приготовление данного блюда.

Укажите вес готовой порции и требования к ее оформлению. Если продукция предназначена для длительного хранения, укажите в технологической карте необходимое для реализации время, сроки и условия ее хранения. В этом случае необходимо указывать показатели качества и безопасности готового блюда.

В технологической карте укажите пищевую ценность готового блюда. Расчет ее сделайте согласно рецептуре и суммарной пищевой ценности всех ингредиентов.

Обратите внимание

Технологическая карта является документом, согласно которому производится контроль качества продукции и безопасности процессов производства контролирующими органами.

Для установления общих правил информационного обмена между различными государственными ведомствами существуют технологические карты межведомственного взаимодействия. Такие карты представляют собой отдельные проекты, в которых описывается порядок обмена информацией между органами власти, определяются взаимные обязательства учреждений по содержанию, срокам и способам передачи информации. Заполнение технологической карты осуществляется по определенным правилам.

Инструкция

Ознакомьтесь со структурой технологической межведомственного взаимодействия. Карта порядка предоставления государственных услуг, данные о составе документов по конкретной услуге, сведения о контрагентах, планы внесения в правоустанавливающие и планы осуществления взаимодействия между ведомствами.

Подготовьте формы, необходимые для составления технологической карты, включая формы для внесения данных о порядке предоставления государственной услуги, формы для внесения данных о контрагентах и содержании межведомственного взаимодействия, формы плана внесения изменений в правовые акты и плана реализации такого взаимодействия.

Абсолютно все случаи при заполнении форм предусмотреть невозможно, поэтому при заполнении карты исходите из конкретных условий, относящихся к описанию услуг вашего ведомства. Министерство экономического развития РФ предоставляет инструкции по заполнению форм для технологических карт, соответствующие рекомендации и описание порядка согласования технологической карты.

При заполнении технологической карты учитывайте, что она составляется для каждой государственной услуги в отдельности.

Отсутствие административного регламента на услугу не отменяет необходимости составления карты. В этом случае технологическую карту заполните на основании актов, регулирующих ее предоставление.

Если сведения планируется получить из базового ресурса в виде выписки, например, из ЕГРЮЛ, то описывайте запрос стандартным образом (согласно инструкции), поскольку при описании может выясниться, что данные базового ресурса можно перевести на межведомственное взаимодействие.

После составления технологической карты и заполнения всех необходимых форм согласуйте ее со всеми контрагентами, участвующими в предоставлении государственной услуги (потребителями и поставщиками данных).

Источники:

  • О технологических картах межведомственного взаимодействия

Примеры технологической карты присутствуют на любом производстве, будь то авиационный завод или пункт общественного питания. Этот стандартизированный документ является обязательным на предприятии, однако форма и вид отличаются от отрасли к отрасли.

Что же это

Примеры технологической карты включают требующуюся информацию для работников, выполняющих определенную операцию. Он может принимать вид процедуры или инструкции, быть представлен в форме текста, таблицы, графиков, рецептов, плана действий и так далее.

Какой она должна быть

В каком бы виде ни были выполнены примеры технологической карты, она должна отвечать на следующие вопросы:

1. Что выполнять (какие операции или процедуры).

2. Как выполнять (описываются конкретные шаги в определенной очередности и последовательности).

3. Как часто они должны производиться (регламентируемая регулярность, периодичность).

4. Сколько по времени должно занимать выполнение (как долго может занять проведение любого этапа операции и все они вместе взятые; зачастую указывается «вилка» от и до).

5. Что ожидается на выходе (результат, после проведения процедуры).

6. Ресурсы, требуемые для производства (перечень необходимых инструментов, материалов и других ресурсов для каждого этапа операции).

Основные функции

Примеры технологической карты необходимы не только для прохождения комиссий Роспотребнадзора. Они несут и практический смысл на самом предприятии. Такой документ значительно облегчает работу персонала и проверку специальных инстанций.

Требование это базируется на понимании того, что специалисты совершенно разной (в том числе и довольно низкой) квалификации могут быть использованы на одном и том же производстве. Для того чтобы обеспечить достаточный уровень компетенции задействованных в подразделениях сотрудников предоставляется пример составления технологической карты предприятия. Таким образом, их первой функцией является обучающая.

Вторая задача - это регламентировать определенный порядок действий там, где возможно применение различных вариантов работы. Зачастую специалистами-разработчиками выбираются наиболее рациональные методы.

Третья задача заключается в том, чтобы обеспечить максимально быстрое вовлечение в новый процесс и повышение квалификации уже работающих профессионалов. А плановая грамотно составленная инструкция им в этом поможет.

Отсюда следует, что технологическая карта должна быть составлена таким образом, чтобы самый низкоквалифицированный сотрудник предприятия смог интуитивно понять ее, а грамотные специалисты могли найти для себя требуемые подсказки в работе.

Где применяется

Следует отметить, что зачастую этот документ разрабатывается для каждого отдельно взятого объекта предприятия.

Сегодня разработан пример заполнения технологических карт практически для всех видов производства. По одному образцу можно разрабатывать любые инструкции и рецепты.

Кем разрабатывается

Этот документ составляется специализированными отделами организации и проходит утверждение на уровне руководства предприятия.

В небольших компаниях документ может быть составлен любым технически грамотным специалистом.

Они составляются не только конкретными фирмами и заводами для своих нужд, но и консалтинговыми компаниями, и специализированными институтами на заказ.

Как разрабатывается

Зачастую технологическая карта составляется в отдельности для каждого подразделения предприятия. В одном документе допускается учитывать разные схемы операций, если методика выполнения аналогична.

Технологические карты рекомендуют разрабатывать и оформлять в виде табличек, графиков, четко структурированного текста. Допускается использование любых визуальных средств, призванных обеспечить понимание и правильное выполнение операций и процедур.

Особенности составления

Каждая технологическая карта индивидуальна. Она должна учитывать не только специфику отрасли, но и требования рынка, региона, в котором работает предприятие, квалификацию сотрудников и функциональные связи внутри компании. Именно в этом заключается сложность использования готовых примеров.

Однако, учитывая, что это стандартизированный документ, составлять его следует, используя привычную структуру для вашей области деятельности.

Примеры составления

Для начала будет рассмотрена технологическая карта экскурсии. Пример этот взят как один из достаточно распространенных и при этом относительно понятных в подготовке.

Технологическая карта экскурсии (пример структуры приведен ниже) будет включать такие составляющие:

1. Введение (включает общее карты, предприятия). Вы можете включить сюда историю создания экскурсионного агентства. Описать, как взаимосвязаны подразделения предприятия, как устроена документационная структура.

2. Область применения. В этом разделе уже стоит четко и обоснованно описать на какие именно процедуры и операции распространяется технологическая карта маршрута, пример которой рассматривается.

3. Нормативные документы. Перечислите здесь все, что может касаться вашей деятельности, от законодательных актов до внутренних инструкций. Учтите, что этот раздел - ваша своеобразная шпаргалка. Именно к нему вы сможете обратиться в случае возникновения любых вопросов, не описанных в данной карте.

4. Термины и определения. Также дотошно и кропотливо включите сюда все, что встречается в тексте. Не забудьте названия компаний, с которыми вы сотрудничаете и которые упоминаются в документе. Возможно, вы пользуетесь услугами наемного автотранспорта, тогда обязательно укажите, кто подпадает под определение перевозчика. Если у ваших маршрутов есть отдельные названия, обязательно расшифруйте их. Помните об аббревиатурах. Их также стоит включить именно в этот раздел.

5. Общие положения и основной текст технологической карты. Это самый объемный раздел документа. Он включает описание организации процесса, технологических особенностей, маршрутов. Сюда же можно включить требования к качеству работ и методы оценки этого качества. Опишите все материалы и ресурсы, в которых вы нуждаетесь для организации процесса. К ним отнесите не только финансы, но и задействованные кадры (человеческие ресурсы), оргтехнику, арендованную или собственную недвижимость, транспорт, если он требуется для экскурсионной деятельности. Технологическая карта маршрута, пример которой мы рассматриваем, максимально описывается именно здесь. Расчёт продолжительности - одна из обязательных граф.

6. Описание требований техники безопасности может быть выделено в отдельный раздел, а может быть включено и в предыдущий, - на усмотрение разработчика и руководства.

7. Калькуляция расходов также выносится в отдельный раздел по желанию составителей. В то же время часто включается в раздел 5. Ни один, ни другой вариант не будет считаться ошибкой. При расчете затрат не постесняйтесь прибегнуть к помощи профессионалов и бухгалтеров.

8. Порядок разработки и утверждения. Если в вашей компании создано много технологических карт, то может быть целесообразно вынести его в отдельный документ.

В документации также можно часто встретить определение «маршрутно-технологическая карта». Пример ее будет мало чем отличаться от рассмотренного выше, т. к. это один из терминов, описывающих последовательный ход всего технологического процесса.

Аналогичный принцип составления можно использовать в случае, когда необходим пример строительных работ, сельхозопераций и других проектов. Вы никогда не приготовите правильное блюдо, если не будете следовать четкому рецепту (пропорциям, последовательности, продуктам).

Примеры технологической карты действительно присутствуют на любом производстве, будь то хлебопекарный завод или местный кафетерий. Этот стандартный документ является обязательным в учреждениях, однако его форма и вид отличаются в зависимости от отрасли.

В сфере строительства применение технологических карт с каждым годом становится более актуальным. Это один из важнейших документов, разрабатываемый отдельно для каждого типа строительных работ.

Формирование карт предполагает не только ответственность, но и высокую квалификацию разработчиков. В большинстве случаев технологические карты в строительстве создают научно-проектные институты или подрядчики, ответственные за проект и выполнение всех работ на заданном объекте.

Виды

Технологическая карта или сокращенно ТК – это документ, создаваемый для исполнения только одного строительно-технического процесса и содержащий в себе все необходимые сведения:

Технологические карты в строительстве представлены в 3-ех видах:

  • Типовая или стандартная ТК, не связанная с каким-либо конкретным объектом строительства. Этот документ разрабатывается для конкретного вида работ, которые могут выполняться на различных по целям использования объектах (ТК кирпичной кладки, ТК отделочных работ).
  • Типовая ТК, привязанная к конкретному объекту, но игнорирующая условия строительства. Чаще всего такие карты используются при массовой типовой застройке.
  • Индивидуальная или рабочая технологическая карта, разрабатываемая для обозначенного объекта и принимающая во внимание все аспекты строительства, включая местоположение. Оригинальные и нестандартные строительно-архитектурные проекты требуют создания индивидуальных ТК.

Для чего необходима технологическая карта и где она используется

Основное назначение технологической карты – это выбор способа и подробно оформленная организация типового технологического процесса, позволяющего уменьшить себестоимость, сократить сроки работ, сохраняя при этом высокий уровень качества и полное соблюдение технической безопасности.

Технологические карты применяются в ходе работы над:


Также ТК активно используются в процессе обучения в профессиональных и высших учебных заведениях или для повышения квалификации персонала.

Еще один способ применения карт – это проверка заказчиком, а также подрядчиком или представителями надзорных органов качества выполненных строительно-монтажных работ.

ТК активно используются для:

  • организации поточных схем работы;
  • калькуляции оплаты труда;
  • рационального использования рабочей силы и времени персонала и ИТР;
  • повышения производительности труда;
  • сокращения сроков выполнения строительных работ;
  • обеспечения соблюдения техники безопасности.

Кто разрабатывает и утверждает ТК

Разработку технологических карт, как правило, берут на себя научно-проектные институты, проектные бюро и иные организации, занимающиеся подготовкой проектной документацией и ППР. Они утверждают порядок разработки, привязки и применения ТК. Также разработка может быть осуществлена силами самой строительной организации при наличии соответствующих квалифицированных специалистов.

Составление карты происходит при участии инженерных кадров с использованием опыта прорабов, мастеров и строительных бригад. Перед утверждением обязательной процедурой является совещание, проводимое группой подготовки производства строительных работ СМУ.

В ходе совещания вносятся окончательные правки, замечания и предложения, которые должны быть отражены в ТК. Технологическая карта должна включать в себя использование только тех методов и строительной техники, которые имеются в наличии у организации. Информация, представленная в ТК, дает окончательное представление о процессе строительства и методах калькуляции затрат на него.

Утверждение документа производит главный инженер или непосредственный руководитель строительной организации.

В чем отличие от ППР

В большинстве случаев строители используют типовые технологические карты, не привязанные к объекту застройки, в то же время проект производства работ (ППР) пишется под конкретный объект строительства.

Второе отличие заключается в количестве описываемых технологических процессов. В технологической карте речь идет об одном процессе, а ППР может разрабатываться как для одного, так и для нескольких процессов. Таким образом, ППР может включать в себя от одной до нескольких технологических карт.

ТК привязывается к объекту благодаря следующим действиям:

Исходные данные и состав

В качестве исходных данных выступают:

  • выбранный строительно-технологический процесс;
  • состав парка техники, необходимого оборудования и инструментария, которые имеются в наличии у организации.

ТК включает в себя несколько разделов, формирующих определенные условия и требования, позволяющие повысить эффективность процесса при минимальных затратах.

  1. Область применения – раздел, в котором формулируются основные исходные данные: от климатических условий до конструкционных особенностей возводимого здания. Также здесь приводится перечень нормативной документации, регламентирующей выполнение этого вида строительных работ.
  2. Организация и технология выполнения – это все требования, которые предъявляются к трем этапам: подготовительному, основному и заключительному.

В данном разделе указывается:

Также в этом разделе можно найти информацию об организации проходов и проездов, о размещении опасных зон на территории объекта, описание основных строительных работ, а также условия их проведения.

  1. Требования к качеству при приемке выполненных работ указывают на параметры, оборудования и способы измерения, с помощью которых производится оценка качества.
  2. Калькуляция затрат труда или ТЭП (технико-экономические показатели) предоставляет расшифровку таких показателей, как заработная плата, премии, нормативные трудозатраты, расценки на нормы рабочего времени, как людей, так и машин.
  3. График проведения строительных работ.
  4. Материально-технические ресурсы – информация о требуемых материалах, конструкциях, инвентаре и инструментарии.
  5. Техника безопасности и охрана труда.

Технологические карты давно вышли за рамки строительной области, и долгое время используются в различных сферах промышленности. Прогресс и инновации требуют знаний о качественной организации технологических процессов для достижения максимальной эффективности в условиях тенденциозного снижения затрат. Разработка и создание технологических карт с успехом решает все поставленные задачи.

Технологическая карта урока.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили

Вчера, мы украдём у детей завтра»

Джон Дьюи

Уважаемые коллеги! Меняется наше общество, меняются цели и содержание образования.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Традиционный урок – это наша молодость, так нас учили работать в институте, так мы работали всю жизнь. Его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

Но, как показывает практика, при традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться . Основная цель ФГОС - всестороннее развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных)

И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, чтобы добиться получения основного результата образования, урок должен измениться, стать новым, современным !

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте . Они имеют как статичные элементы, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.

При подготовке к современному уроку учитель проходит три стадии: моделирование, проектирование и конструирование.

Моделирование – определение основных параметров урока, определение типа и вида урока.

Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса.

Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этапе конструирования учитель создает документы – конспект урока и (или) технологическую карту , по которому будет работать, решая поставленные задачи и добиваясь получения основного результата образования.

Организовать урок в соответствии с требованиями ФГОС может помочь технологическая карта урока.

Технологическая карта урока – что это?

Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступенях начального и основного образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности, деятельность учителя и деятельность обучающихся, результат (формируемые УУД).

Структура технологической карты включает :

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность учащихся.

6) Формы работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая)

7) Результат (формируемые УУД, продукт).

Главная задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении, алгаритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока.

В технологической карте должны быть определены пути достижения трёх групп результатов образования:

  • личностных;
  • метапредметных;
  • предметных

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – можно сделать вывод, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Федеральных нормативных документов по составлению карт пока нет, пока идёт процесс накопления опыта.

Каждый учитель вправе разработать свою, удобную лично для него карту – главное, чтобы она помогала в работе, а не вызывала раздражение, как лишняя письменная нагрузка.

Я предлагаю вашему вниманию несколько шаблонов составления карты.

Вариант 1

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап урока «Постановка цели и задачи урока»

2-й этап урока «Актуализация знаний»

. . .

Предлагаемая технологическая карте урока призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и формируемые результаты обучения.

Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, отпадает необходимость выделения в структуре карты отдельной графы, посвященной целевому назначению проектируемого урока.

Вариант 2

Добавляются методы, приёмы и формы работы (методическая подструктура урока)

Вариант 3

Планируемые результаты

предметные

УУД

Этап (время)

Цели:

Карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока. Форма карт зависит от типов урока, но структура карты должна сохраняться.

Я предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока русского языка в 3 классе.

Как видите, коллеги, технологическую карту можно рассматривать как мини-проект учителя и создать её на первых порах учителю достаточно сложно. Её составление занимает нимало времени.

Технологическая карта-это один из инструментов работать по-новому, в рамках ФГОС и

потребность в составлении технологической карты возникла в связи с тем, что изменились требования к современному уроку.

В чём же отличие конспекта урока от технологической карты?

Конспект урока

Технологическая карта

Средства представления

Текстовое

Графическое, символическое

Что определяет содержание

Требования программ, содержание учебников

Требования стандарта

Приемы деятельности

Осознанно

Фиксированно, осознанно

Дифференциация

Групповая

Индивидуальная

Форма получения знаний

Индивидуальная

Учебное сотрудничество

Направленность обучения

Передача теоретических знаний

Личностная направленность

Преимущества технологической карты.

Технологическая карта позволяет:

  • увидеть учебный материал целостно и системно;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы с учётом цели и темы урока;
  • гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке;
  • согласовать действия учителя и учащихся;
  • организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения;

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

· используются эффективные методы работы с информацией;

·организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

·обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Самоанализ урока

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Вывод:

Карта не заменяет конспекта урока. Конспект урока - это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок». А главное назначение карты - отразить деятельностный подход, алгаритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока, формирование УУД.

Предварительный просмотр:

I.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Проверьте посадку за партой. Настройтесь на урок.

Сегодня чудесный день. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте. Любые трудности мы преодолеем сообща.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку, создание ситуации успеха и доверия.

Улыбаются и прикасаются ладошками друг к другу.

Управление поведением партнёра, готовность строить отношения с другими людьми.

Вспоминают правила поведения, настраиваются на урок.

Самооценка готовности к уроку, психологический настрой.

II. Актуализация изученного.

1. Вспомним изученные орфограммы.

В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Орфограммы-буквы гласных и орфограммы- буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось

(на слайде таблички: безударные, согласные, удвоенные, непроизносимые )

- Вспомните полные названия этих орфограмм.

2.Работа в парах.

Приведите примеры слов с этими орфограммами.

3.Словарная работа.

Орфограммы веселились,

И ошибки появились.

Вы скорее их найдите,

Правильно слова спишите.

(на слайде запись: Шыроко, вороне пиро, ворабьи, мухолофка)

- Напишите правильно. Обозначьте орфограмму.

(ученик работает у доски)

Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.

Слушают сказку, вспоминают орфограммы.

Давать полную характеристику изученным орфограммам и находить их в тексте.

Диктуют по 2 слова друг другу

Умение слушать собеседника, быть готовым корректировать ответ и исправлять свою ошибку

Сверяют свою работу с доской, оценивают работу на доске.

Работать по плану, сверяя свои действия с с целью, вырабатывать критерии оценки.

III. Постановка проблемного вопроса.

Выделите в слове мухоловка корень.

Я увидела в тетрадях учеников следующее: мухоловка, мухоловка.

Какой вопрос возникает?

(Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка?)

Записывают слово. Выделяют корень.

Формулировать учебную проблему, строить рассуждения, доказывать свою точку зрения.

Весь класс во фронтальном режиме слушают высказывания обучающихся.

Умение вступать в диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оценивают точность ответов.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказывания.

IV. Поиск решения (открытие нового знания)

1.Беседа по вопросам.

Кто такая мухоловка ? (птица)

Почему птицу так назвали? (показ картинки)

Какой корень в слове муха ?

Какой корень в слове ловит ?

Подберите однокоренные слова.

Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка ?

Так сколько корней в слове мухоловка ? (В этом слове 2 корня)

Как называются слова, состоящие из двух корней?

Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой.

Записывают на доске: мухоловка -ловит мух.

Отвечают на вопросы учителя, развивают словарный запас.

Выдвигают гипотезы.

Читают правило,решают проблему, открывают новые знания.

Перерабатывать информацию,строить рассуждения.

Выслушивают ответы обучающихся

Оформлять свои мысли, строить речевое высказывание.

Контролируют правильность ответов, исправляют, дополняют, уточняют.

Составлять план решения учебной проблемы.

IV. Формулирование темы (работа с определением)

Какие слова называются сложными?

Почему их так назвали: сложные? (Сложили из двух слов)

Приведите свой пример сложного слова.

Приводят примеры, выделяют корни, объясняют значение слов, подбирают однокоренные.

Извлекают новую информацию.

Работают во фронтальном режиме.

Приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оценивают правильность ответов.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью.

V.Развитие умения по применению нового знания.

1. Работа по учебнику.

Упр.122 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней.

Из каких слов сложилось это слово?

Сколько в нём корней?

Выпишите это слово и выделите в нём корни.

2.Определение места сложных слов в ряду однокоренных.

Упр.123

В кокой группе однокоренных слов может оказаться слово водопад ?

3.Групповая работа.

(Работа по карточкам)

Коллективное выполнение задания с мотивировкой выбора слова.

Выписывают 2 группы однокоренных слов, выделяют корни.

Определяют лексическое значение сложных слов, дают толкование, выделяют корни.

Перерабатывать полученную информацию и извлекать новую.

Работа в группах.

Умение сотрудничать, договариваться и приходить к общему решению.

Осознание ценности совместной деятельности.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в группах.

Работать по плану, определять степень успешности своей работы и работы других.

VI.Подведение итогов работы. Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что такое сложные слова? Незнайка на этот вопрос ответил так: « Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова- это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами»

Кто из героев прав?

Самооценка работы на уроке.

Формировать умение обобщать, делать выводы, оценивать свою работу.

VII.Домашнее задание.

1.Выучить правило

2. Сочинить сказку про сложные слова.

Последовательность действий учителя Моделирование урока – определение основных параметров урока, включающее: уточнение концепции или технологической идеи обучения; соотнесение цели урока с целями учебной темы, определение типа и вида урока Учитывая требования к уроку по ФГОС тип урока изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения ЗУН; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся) Вид урока - отражает ведущий метод обучения.

Последовательность действий учителя Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса: задач, содержания, методов, средств, форм учебной деятельности. Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этапе конструирования учитель создает документы – конспект урока и (или) технологическую карту, по которому будет работать, решая поставленные задачи и добиваясь получения основного результата образования

Дидактическая структура урока Технологическая карта урока План-конспект урока

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

1) Название этапа урока. 2) Цели этапа урока. 3) Содержание этапа. 4) Деятельность учителя. 5) Деятельность учащихся. 6) Формы работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая) 7) Результат (формируемые УУД, продукт). Структура технологической карты включает:

Тема: Цели: Ход урока: 1.Организационный момент 2.Проверка домашнего задания 3.Повторение 4.Изучение нового материала 5.Закрепление. 6.Итог урока 7.Домашнее задание Структура традиционного конспекта урока

Характеристика технологической карты Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования). В технологической карте урока должны быть определены пути достижения трех групп результатов образования: личностных, метапредметных предметных)

Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений.

Вариант 1 Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 1-й этап урока «Постановка цели и задачи урока» 2-й этап урока «Актуализация знаний» . . .

Вариант 2 Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы, средства обучения Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)

Вариант 3 Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся Планируемые результаты предметные УУД Этап (время) Цели:

Учебный предмет: русский язык Класс: 3Г Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова» Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технологическая карта урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 1-й этап урока « Организационный момент. Мотивация учебной деятельности » 1.Организует класс, проверяет посадку за партой. 2.Даёт позитивный настрой на урок. Учебно-познавательный интерес к данному уроку, создание ситуации успеха и доверия. Улыбаются и прикасаются ладошками друг к другу. Управление поведением партнёра, готовность строить отношения с другими людьми. Вспоминают правила поведения, настраиваются на урок. Самооценка готовности к уроку, эмоционально-психологический настрой.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 2-й этап урока « Актуализация изученного » 1.Организует работу над изученными орфограммами 2.Актуализирует знания, необходимые для понимания новой темы. 2.Организует работу в парах. 3.Организует словарную работу. Слушают орфографическую сказку, вспоминают орфограммы. Давать полную характеристику изученным орфограммам и находить их в тексте. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Умение слушать собеседника, быть готовым корректировать ответ и исправлять свою ошибку Умение сотрудничать. Сверяют свою работу с доской, оценивают работу на доске. Работать по плану, сверяя свои действия с с целью, вырабатывать критерии оценки.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 3-й этап урока « Постановка проблемного вопроса » 1.Создаёт проблемную ситуацию, подводит к формулированию проблемного вопроса Записывают слово мухоловка. Выделяют корень. Формулировать учебную проблему, строить рассуждения, доказывать свою точку зрения. Весь класс во фронтальном режиме слушают высказывания обучающихся. Умение вступать в диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Оценивают точность ответов. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказывания. Планировать учебные задачи.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 4-й этап урока « Поиск решения (открытие нового знания) » 1.Организует работу над лексическим значением слова. 2.Просит выделить корни в словах, из которых сложилось это слово. 3.Подводит детей к открытию нового знания - как называются слова, состоящие из двух корней. 4.Просит прочитать определение и сравнить свой ответ с авторской формулировкой. 1.Записывают на доске: мухоловка - ловит мух, выделяют корни 2.Выдвигают гипотезы. 3.Читают правило, решают проблему, открывают новые знания. Перерабатывать информацию, строить рассуждения. Выслушивают ответы обучающихся Оформлять свои мысли, строить речевое высказывание. Участвовать в открытии новых знаний о составе слова. Контролируют правильность ответов, исправляют, дополняют, уточняют. Составлять план решения учебной проблемы.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 5-й этап урока « Формулирование темы (работа с определением) » 1.Помогает сформулировать тему урока. 2.Организует работу над определением 3.Просит привести свои примеры сложных слов. Приводят примеры, выделяют корни, объясняют значение слов, подбирают однокоренные. Извлекают новую информацию. Работают во фронтальном режиме. Приходить к общему решению в совместной деятельности. Оценивают правильность ответов. Работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 6-й этап урока « Развитие умения по применению нового знания » 1. Организует работу над новым материалом по учебнику 2.Организует работу на определение места сложных слов в ряду однокоренных 3.Организует групповую работу по закреплению материала Самостоятельно выполняют зад-я. Определяют лексическое значение сложных слов, дают толкование, выделяют корни. Перерабатывать полученную информацию и извлекать новую. Находить сложные слова. Работа в группах. Умение сотрудничать, договариваться и приходить к общему решению. Осознание ценности совместной деятельности. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в группах. Работать по плану, определять степень успешности своей работы и работы других.

Деятельность учителя2 Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 7-й этап урока « Подведение итогов работы. Рефлексия. » 1.Организует подведение итогов работы на уроке. 2.Просит оценить свою работу при помощи условных обозначений. Участвуют в беседе. Проверяют свои знания, полученные на уроке. Обобщать знания об изученном материале Рисуют сигнальные кружки, оценивают свою работу. Формировать умение обобщать, делать выводы, оценивать свою работу.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 8-й этап урока « Домашнее задание » 1. Выучить правило 2. Сочинить сказку про сложные слова.

Отличия плана-конспекта урока от технологической карты Конспект урока Технологическая карта Средства представления Текстовое Графическое, символическое Что определяет содержание Требования программ, содержание учебников Требования стандарта Приемы деятельности Осознанно Фиксированно, осознанно Дифференциация Групповая Индивидуальная Форма получения знаний Индивидуальная Учебное сотрудничество Направленность обучения Передача теоретических знаний Личностная направленность

Технологическая карта позволит учителю: реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например: реализацию учителем целей урока; использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся; осуществление оценивания и контроля.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!