Определение расстояний и высот по глобусу презентация. Масштаб. Измерения расстояний по планам, картам небольших территорий

Мы ответим на следующие вопросы.


1. Что нужно сделать, чтобы определить расстояние между географическими объектами на глобусе?
2. Как определяют кратчайшее расстояние по глобусу?
3. Какими способами изображают рельеф на глобусе?

Мы научимся измерять расстояния и высоты (глубины) по глобусу, создадим объемную модель материка Африка.
1. Определение расстояний по глобусу.

  • Прочитайте текст учебника (с. 83) и запишите последовательность действий (алгоритм) определения расстояний по меридиану:

1) определить значения координат двух точек меридиана, расстояние между которыми необходимо рассчитать;
2) определить расстояние между двумя точками меридиана в градусной мере;
3) умножить полученное расстояние в градусной мере на 111,13 км (средняя длина дуги меридиана в 1’).

  • Используя способ определения расстояний по меридиану, определите протяженность крупнейшего по площади российского острова Сахалин (рис. 1 на с.40) с севера на юг по меридиану 142” в.д.
1) 8*111,13 = 889,04 км.

  • Прочитайте текст учебника (с. 84) и запишите последовательность действий (алгоритм) определения расстояний по параллели:
1) определить значение координат двух точек параллели, расстояние между которыми необходимо рассчитать;
2) определить расстояние между двумя точками параллели в градусной мере;
3) умножить полученное расстояние в градусной мере на 111,13 км (средняя длина дуги данной параллели в 1 градус).
  • Используя способ определения расстояний по параллели, определите расстояние между Смоленском и Челябинском (рис. 2) с запада на восток по параллели 55 градусов с.ш.
1) 61-32=29
2) 29 *111,13 = 3222,77 км

2. Изображение рельефа на глобусе. Шкала высот и глубин

  • Впишите пропущенные слова в определение.

Изогипсы – это горизонтали, проведенные не через равные ступени высот, а в соответствие с теми значениями, которые указаны на горизонтальном и вертикальном масштабах.
На глобусе изогипсы (горизонтали) проводят линией послойной окраски цвета.
Для изображения рельефа способом послойной окраски глобуса используют следующие цвета:
Низменности (с абсолютной высотой от 0 до 200 м) окрашивают зеленым цветом;
Возвышенности (с абсолютной высотой от 200 до 500 м) окрашивают светло-коричневым цветом;
Низкие горы (с абсолютной высотой от 500 до 1000 м) окрашивают светло коричневым цветом;
Средневысотные горы (с абсолютной высотой от 1000 до 2000 м) окрашивают коричневым цветом;
Высокие горы (с абсолютной высотой от 2000 до 5000 м и выше) окрашивают более насыщенными оттенками коричневого цвета.

  • Укажите достоинства и недостатки различных способов изображения рельефа земной поверхности на глобусе. Заполните пропуски в схеме.

Школа географа-следопыта


  • Проведите измерения по глобусу. Занесите в таблицу полученные во время расчетов и измерений значения расстояний (протяженности).


Сравните результаты, полученные разными способами.
Если известны значения широт двух пунктов, то можно узнать расстояние между ними либо в градусной мере, либо в километрах при помощи глобуса или линейки.

  • Используя рисунок (цветная вкладка, с. 1), сделайте рельефную карту Африки.
Вывод: по сравнению с другими материками Африка – равнинный материк.
Наиболее высокая часть Африки Северная, наиболее низкая – центральная и южная.

Цели и задачи урока:

Повторить и закрепить знания и умения по определению географических координат;

Определение расстояний между объектами по карте и глобусу;

Определение положения одного объекта относительно другого на карте и глобусе;

Определение расстояний между объектами, расположенными на одной параллели и на одном

меридиане (в градусах и километрах);

Определение высот и глубин географических объектов с помощью шкалы высот и глубин;

Развивающие

Развитие логического мышления;

Расширение кругозора учащихся.

Воспитывающие

Воспитание инициативы, активности;

Умение работы в группе

Межпредметные связи : математика

Ход урока.

1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку;

Проверка посещаемости;

Озвучивание темы урока, целей и задач урока.

2. Актуализация опорных знаний

Блок повторения и закрепления материалов по теме «Географические координаты»

    Градусную сетку на карте и глобусе образуют линии ….. (меридианы и параллели)

    Какую форму имеют меридианы Земли? Полуокружности, дуги.

    Какова их величина? 180*, 20000 км, 1*=111 км

    Через сколько градусов проведены меридианы на карте полушарий и на глобусе? Почему? Можно ли провести их иначе? Через 10*. Т.к. меридианы условные линии, то можно нанести на карту любое их количество.

    Какое направление показывают линии меридиана? Север-юг

    Можно ли провести меридиан в классе? Как определить его направление? Можно. Необходимо знать направление на север.

    Назовите материк и океан, которые пересекают все меридианы. Антарктида. Северный Ледовитый океан.

    Как вы объясните название «параллель»? Линии, параллельные экватору.

    Какую форму имеют параллели? Окружности.

    Какая параллель самая длинная? Экватор.

    Какова длина параллелей в градусах и километрах? 360*. Длина в километрах уменьшается по направлению от экватора к полюсам. Величина градусная не изменяется. Длина экватора 40000 км. 1*=111 км.

    Путешественник двигается по параллели с востока на запад. В какое место он прибудет? В пункт своего отправления.

    Будет ли путешествие от полюса к полюсу короче по 60-му меридиану, чем по 30-му? Нет, т.к. длина меридианов одинакова.

    В каком направлении идет судно из Средиземного моря в Атлантический океан через Гибралтарский пролив? На запад.

    Какой из островов – Новая Гвинея или Мадагаскар – расположен севернее? Новая Гвинея.

    Что же необходимо знать, чтобы правильно определять местоположение объектов на Земле? Координаты точки (объекта): широту и долготу.

    По карте полушарий (работа в группах) определите координаты географических объектов: г. Лондон 51*с.ш.0*д. г. Джомолунгма 29*с.ш.88*в.д. о-в. Пасхи 28*ю.ш.109*з.д.

    По данным координатам найдите географические объекты: 29*ю.ш.138*в.д. – озеро Эйр (Австралия), 39*с.ш.77*з.д. – Вашингтон , 55*ю.ш.68*з.д. – о-в Огненная Земля

3. Изложение нового материала

3.1. Ориентирование глобуса.

Мы научились определять географические координаты по карте и глобусу.

Скажите, пожалуйста, почему ось школьного глобуса наклонена к горизонтальной подставке под углом 66,5*? Потому что земная ось имеет наклон 66,5*.

Сейчас наша задача состоит в том, что мы должны научиться ориентировать глобус. Для этого нам необходимо (стр.62, рис. 67):

Ось глобуса совместить с полуденной линией

(полуденная линия указывает направление на север)

так как мы не можем в данный момент определить полуденную линию, мы воспользуемся компасом и определим направление на север и расположим глобус так, чтобы его ось была направлена на север;

- градусная мера угла наклона оси глобуса к горизонтальной плоскости должна быть равна значению географической широты места

Москва 56*с.ш.

66,5*- 56*=10,5 * - угол наклона основания глобуса к горизонтальной плоскости;

мы сориентировали глобус на широте Москвы;

- ориентированный глобус позволяет изучить условия освещения Земли в разное время года

Создаем модель освещения Земли; обращаем внимание на угол падения солнечных лучей в различное время года (стр.22, рис 20)

3.2. Изображение рельефа на глобусе и на карте.

Рельеф – это все неровности земной поверхности. Приведите примеры различных форм рельефа (горы, овраги, холмы, впадины, возвышенности) .

На плане и топографической карте неровности обозначаются линиями, которые называются ….. (горизонтали ).

На глобусе и карте формы рельефа изображают изогипсами (горизонталями).

Изогипсы – линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой. Изогипсы обозначены коричневым цветом.

Изображение дополняется и послойной окраской.

Как называется шкала, с помощью которой мы можем определить высоту точки? Шкала высот и глубин.

Каким цветом окрашены возвышенные участки суши? Коричневым

Зеленый цвет на карте указывает на наличие лесных массивов или на высоту местности? На высоту местности.

На карте и глобусе показаны абсолютные или относительные высоты объектов? Абсолютные, относительно уровня моря.

Можем ли мы определить глубины различных участков океана? Как мы это определим? Используем шкалу глубин: сравним цвет участка и соответствующий участок шкалы глубин и определим глубину.

Линии, с соединяющие точки с одинаковой глубиной наз. изобаты. Эти линии на карте и глобусе – синего цвета.

3.3. Определение расстояний по глобусу.

1. Точки расположены на одном меридиане . Это значит, что данные точки имеют одинаковую географическую долготу. Как же найти кратчайшее расстояние между этими точками?

На глобусе находим Санкт - Петербург и озеро Танганьика (Африка), эти объекты расположены на меридиане 30* в.д.

2 способ – определяем расстояние в градусах 65*

Вспоминаем, что 1* = 111 км

Определяем расстояние 65 х 111= 7215 км

Сравним полученные разными способами расстояния. Расстояния одинаковы, так это кратчайшие расстояния между объектами.

2. Точки расположены на одной параллели.

Это означает, что точки имеют одинаковую географическую широту.

Определим расстояние от Санкт - Петербурга до Магадана. Эти города расположены на параллели 60*

1 способ – определяем расстояние с помощью гибкой линейки

Используя масштаб, определяем расстояние между объектами;

2 способ – определяем расстояние в градусах 120*

Длина 1* параллели 60* равна 55,8 км

Определяем расстояние 120 х 55,8 = 6696 км

Сравним полученные разными способами расстояния. Расстояния различны. Почему? Расстояние, измеряемое по параллели, не является кратчайшим; приложив гибкую линейку, мы видим, что нет совпадения с параллелью 60*, так как это будет расстояние кратчайшее между объектами.

3. Работа в группах.

Используя гибкую линейку, определите расстояния между Москвой и указанными городами на глобусе и определите в каком направлении от Москвы расположены данные города. Полученные данные внесите в таблицу.

Рио-де-Жанейро

Нью-Йорка

Кейптауна

Работу выполнили учащиеся:

____________________________________

Оценка _________________

4. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы узнали: как ориентируется глобус, как определяются на карте и глобусе высоты и глубины, научились определять расстояния между объектами на глобусе. За работу сегодня оценки получили следующие учащиеся:

«5» _______________ «4» ______________ «3» _______________

_______________ ______________ _______________

5. Домашнее задание: параграф 16, задания № 4,5; энциклопедия для детей изд. «Аванта+» Том 3 «География»

3. Работа в группах.

Координаты

Координаты

29*ю.ш.138*в.д.

г. Джомолунгма

39*с.ш.77*з.д.

о-в Пасхи

55*ю.ш.68*з.д.

Определить расстояние (в км) от Москвы до:

В каком направлении от Москвы расположены города

Рио-де-Жанейро

Нью-Йорка

Кейптауна

____________________________________

Оценка _________________

3. Работа в группах.

1. Используя карту полушарий или глобус, определите координаты заданных точек и по данным координатам определите географические объекты. Полученные результаты запишите в таблице.

Координаты

Координаты

29*ю.ш.138*в.д.

г. Джомолунгма

39*с.ш.77*з.д.

о-в Пасхи

55*ю.ш.68*з.д.

2. Используя гибкую линейку, определите расстояния между Москвой и указанными городами на глобусе и определите в каком направлении от Москвы расположены данные города. Полученные данные внесите в таблицу.

Определить расстояние (в км) от Москвы до:

В каком направлении от Москвы расположены города

Рио-де-Жанейро

Нью-Йорка

Кейптауна

Работу выполнили учащиеся: ____________________________________

____________________________________

Оценка _________________

3. Работа в группах.

1. Используя карту полушарий или глобус, определите координаты заданных точек и по данным координатам определите географические объекты. Полученные результаты запишите в таблице.

Координаты

Координаты

29*ю.ш.138*в.д.

г. Джомолунгма

39*с.ш.77*з.д.

о-в Пасхи

55*ю.ш.68*з.д.

2. Используя гибкую линейку, определите расстояния между Москвой и указанными городами на глобусе и определите в каком направлении от Москвы расположены данные города. Полученные данные внесите в таблицу.

Определить расстояние (в км) от Москвы до:

В каком направлении от Москвы расположены города

Рио-де-Жанейро

Нью-Йорка

Кейптауна

Работу выполнили учащиеся: ____________________________________

____________________________________

Оценка ___________

3. Работа в группах.

1. Используя карту полушарий или глобус, определите координаты заданных точек и по данным координатам определите географические объекты. Полученные результаты запишите в таблице.

Координаты

Координаты

29*ю.ш.138*в.д.

г. Джомолунгма

39*с.ш.77*з.д.

о-в Пасхи

55*ю.ш.68*з.д.

2. Используя гибкую линейку, определите расстояния между Москвой и указанными городами на глобусе и определите в каком направлении от Москвы расположены данные города. Полученные данные внесите в таблицу.

Определить расстояние (в км) от Москвы до:

В каком направлении от Москвы расположены города

Рио-де-Жанейро

Нью-Йорка

Кейптауна

Работу выполнили учащиеся: ____________________________________

____________________________________

Вопросы перед параграфом

1. Почему ось школьного глобуса наклонена к горизонтальной подставке под углом 66,5 градусов?

Глобус Земли является точной моделью планеты. На глобусе изображены все географические объекты. Ось глобуса имеет наклон к его горизонтальной подставке в 66,5 град в связи с тем, что земная ось также имеет наклон на тот же угол. Таким образом, глобус не только дает представление о том, как выглядит планета, но и дает представление о ее расположении в целом в космическом пространстве.

2. Как ориентирована земная ось? На какую звезду она направлена?

Земная ось наклонена по отношению к прямой линии. То, что ось Земли не строго вертикальна, имеет очень большое значение для планеты. Достоверно известно, что своим северным полюсом наша планета направлена на Полярную звезду. Именно поэтому по ней люди и определяют северное направление в ночное время суток.

3. Какие способы применяют картографы для изображения рельефа земной поверхности на глобусе и картах?

На глобусе формы рельефа изображают изогипсами. Если горизонтали проводятся через равное расстояние, то изогипсы в соответствии со шкалой: 200, 500, 1000,1500, 2000, 3000 и далее через 1000 м. изображения рельефа дополняется послойной окраской. Характеризовать рельеф суши и морского дна на глобусе помогает шкала высот и глубин. Шкала разделена на ступени высот и глубин. По шкале высот и глубин можно более точно определить высоту или глубину в метрах. Возвышенные участки суши окрашивают коричневым цветом. Насыщенность красок с увеличением высоты. В отличии от топографических карт, зеленый цвет на глобусе используют для показа равнин, а не растительного покрова.

Подводный рельеф и глубины различных участков океанов и морей обозначают на глобусе изобатами. Изобаты – это линии, соединяющие точки дна с одинаковой глубиной. Для послойной окраски глубин используются различные оттенки синего цвета: чем глубже, тем темнее.

Вопросы и задания

1. По глобусу определите, какой ступени шкалы высот соответствует рельеф вашей местности.

Шкала высот представляет собой шкалу различных цветовых гамм. Так называемая высотная ступень имеет свой цвет. Как правило низменные участки имеют зеленый цвет (0 - 200м). Ступени выше (200м и выше) красят в желтый, затем в коричневый. Чем выше точка, тем темнее цвета. Бывает и наоборот. Горы - светло желтые, а морские впадины - темно синие. Обычно шкалу высот применяют на географических картах, а также гипсометрических и физических. На полях карты помещают шкалу высот.

Рельеф Южного Урала отличается большим разнообразием. Он формировался на протяжении миллионов лет. В пределах Челябинской области имеются различные формы рельефа - от низменностей и холмистых равнин до хребтов, вершины которых превышают 1000 м.

Западно-Сибирская низменность ограничена с запада горизонталью (отметка 190 м над уровнем моря), что проходит через села Багаряк, Кунашак и далее через Челябинск - на юг. Низменность слабо наклонена на северо-восток, понижаясь до 130 м у восточной границы области.

2. Используя гибкую линейку, определите расстояние от вашего населенного пункта до крупнейших городов мира, например Мехико, Нью-Йорка, Токио, Рио-де-Жанейро.

Расстояние от Челябинска до Рио-де Жанейро - 13000; Мехико – 11500; Нью-Йорк – 8500; Токио – 6100 километров.

3. Определите протяженность территории России с запада на восток вдоль Северного полярного круга.

Известно, что длина одного градуса равна 44,5 км и Полярный круг пересекает границы России примерно на долготе 29гр. на западе и 171гр. на востоке (180 - 29) + 9 = 160гр, 160 *44,5км=7120 км.

Кратчайшее расстояние от западной границы с США в Беринговом проливе.

Западная точка на границе с Финляндией имеет координаты-67*с. ш. и 32 * в. д.. Расстояние до Гринвичского меридиана =180*-32*=148*,да еще прибавить 11* до 169* з. д, до границы с Америкой и получим всего расстояние в градусах=148+11=159 *. Каждый градус на 67 параллели=52 км, значит самое краткое расстояние по 67 параллели будет 52км*161*=8372 км. (примерное значение)

4. Определите протяженность территории России с севера на юг вдоль меридиана 45 градусов в.д.

Чтобы найти протяженность России с севера на юг, смотрим координаты севера и юга по 45 * меридиану. Северная точка лежит на 68* с.ш,а на юге на 40*с.ш. Находим разность 68*-40*=28*, 111,1*28= 3110 км

Для измерения расстояний по планам, картам и глобусу надо уметь пользоваться масштабом, который показывает степень уменьшения длины линии на плане, карте или глобусе по сравнению с действительным расстоянием на местности, Масштабы бывают численные, именованные и графические (линейные).

Численный масштаб выражается дробью, где в числителе - единица, а в знаменателе - число m, показывающее, во сколько раз расстояние на карте меньше истинного расстояния на местности, т.е. степень уменьшения. Например, М=1:m=1:100000 означает, что на карте длина уменьшена в 100000 раз по сравнению с местностью. Числитель и знаменатель даются в одинаковых измерениях (сантиметрах). Численный масштаб обычно сопровождают пояснением, указы­вающим соотношение длин линий на карте и на местности. В нашем примере 1 см соответствует 1 км (100000 см). Это так называемый именованный масштаб. Его указывают на всех картах.

Для непосредственного определения по картам и планам расстояний служит линейный масштаб (рис. 5). Это график, помещаемый внизу карты в виде прямой линии, разделенной на сантиметры, при этом справа от нуля у каждого деления линии (например, сантиметрового) подписано истинное расстояние на местности, равное одному, двум или нескольким величинам масштаба. В нашем примере это 1, 2, 3 км и т.д. Слева от нуля 1 см разбивают на меньшие деления, например на миллиметры, для получения более точных результатов. Измеряют расстояние по карте линейкой или циркулем, переносят это расстояние на масштаб и без дополнительных расчетов получают искомое расстояние. При этом неизбежны погрешности, которые зависят от масштаба и проекции карты. Чем крупнее масштаб карты, тем точнее результат измерений. Масштаб мелкомасштабных карт обширных территорий не постоянен в разных частях карты, поэтому следует учитывать, что указанный на них масштаб относится к определенным линиям или точкам (в зависимости от примененной проекции), а не ко всему полю карты.

Картографические проекции

Сферическая поверхность Земли при изображении на пло­скости претерпевает сжатия или растяжения, что приводит к нарушениям геометрических свойств картографируемых объектов, т.е. искажениям. Математический способ изображения на плоскости поверхности земного шара (эллипсоида) называется картографической проекцией. Проекция позволяет учитывать неизбежные искажения, особенно существенные на картах всей Земли и ее крупных частей. На планах и крупномасштабных картах небольших участков местности искажения практически неощутимы.

Выделяют четыре вида искажений на картах: длин, площа­дей, углов и форм объектов.

По характеру искажений картографические проекции подраз­деляются на равноугольные, при которых сохраняются углы и форма объектов, но искажаются длины и площади; равновеликие, при которых сохраняются площади, но сильно изменены углы и форма объектов; произвольные, при которых есть искажения длин, площадей и углов, но они распределяются на карте определенным образом. Среди них особо выделяют равнопромежуточные про­екции, при которых нет искажения длин по определенным направлениям.



Масштаб, указанный на картах, справедлив только на линиях и в точках нулевых искажений. Он называется главным. Во всех остальных частях карты масштаб отличается от главного и называется частным. Для его определения нужны специальные расчеты.

Чтобы определить характер и величину искажений на карте, надо сравнить градусную сеть карты и глобуса. На глобусе все меридианы равны между собой и пересекаются с параллелями под прямым углом. Поэтому все ячейки градусной сети между соседними параллелями имеют одинаковые размеры и форму, а клетки между меридианами расширяются и увеличиваются от полюсов к экватору.

Искажение длин заключается в том, что масштаб длин изменяется на карте с переменой места и направления. Признак - фазные по величине отрезки меридианов между соседними параллелями.

Искажение площадей состоит в изменении на карте масштаба площади. Признак - неодинаковые величина и форма ячеек между соседними параллелями.

Искажение углов заключается в том, что углы на карте между определенными направлениями не соответствуют таковым на местности. Признак - отклонение от прямых углов между парал­лелями и меридианами на карте.

Искажение форм объектов состоит в том, что формы географических объектов на карте не соответствуют им в натуре. Признак - формы клеток на одной и той же широте различны, а площади их одинаковы.

Так как карты строятся на основании математических расчетов, можно, зная характер искажений и учитывая их, получить довольно точные нужные результаты.

По способу построения различают проекции условные, которые строятся по заранее заданным условиям, и проекции, в которых изображение сначала переносится на вспомогательную геометрическую поверхность, а затем с нее на плоскость. По виду вспомогательной поверхности выделяют проекции цилиндрические (для карт мира), конические (карты России и других стран), азимутальные (карты полушарий, материков и др.).

Виды карт. Условные обозначения

Современные географические карты весьма разнообразны. Они подразделяются по содержанию, масштабу, назначению, по охвату территории.

По содержанию карты бывают общегеографические и те­матические. На общегеографических картах изображаются в основном рельеф, реки, озера, а также населенные пункты, дороги в т.д. Ни один из объектов, нанесенных на карту, не выделяется особо среди других. Тематические карты передают с большей подробностью один или несколько определенных элементов в зависимости от темы данной карты. Среди них выделяются физико-географические карты (геологические, климатические, почвенные, ботанические, природного районирования и др.) и социально-экономические (политические, политико-администра­тивные, экономические, карты населения и др.).

По масштабу выделяют крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные карты. Крупномасштабные (топог­рафические) карты масштаба 1:200 000 и крупнее передают основные особенности местности, создаются в результате обработки аэрофотоснимков и путем непосредственных наблюдений и изме­рений на местности; искажения на топокартах весьма незначитель­ны. Среднемасштабные (обзорно-топографические) (1:200000-1000000 включительно) создаются по крупномасштабным картам путем генерализации, т.е. отбора и обобщений объектов в соответствии с назначением карты. Мелкомасштабные (обзорные) карты (мельче 1:1000 000) предназначены для изучения больших территорий.

По назначению карты делятся на учебные, справочные, туристические и др.

По охвату территории создаются карты мира, полушарий, материков и их частей, океанов и морей, государств и их частей - республик, областей, районов и т.д.

Для изображения географических объектов на картах приме­няют специальные условные знаки, объяснения которых даются в легенде карты. Легенда - ключ к пониманию и чтению карты, поэтому изучение ее надо начинать с легенды.

Условные знаки бывают площадные (контурные), линейные и внемасштабные. К площадным знакам относятся контур леса, озера, городского квартала и др.; к линейным - реки, дороги, каналы и т.д., у них преувеличена ширина, они могут быть разного цвета, рисунка и пр.

Особую категорию линейных знаков на географических картах составляют изолинии, т.е. линии, соединяющие точки с равными значениями изображаемых явлений. Для изображения рельефа - неровностей земной поверхности - применяются горизонтали (изогипсы) - линии на карте, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой, т.е. высотой над уровнем моря. Цифровые значения горизонталей даются через определенные интервалы. Кроме того, на картах ставятся точки на водоразделах и у урезов воды рек и озер, у которых подписываются их абсолютные высоты. Направление склонов отмечается короткими черточками - бергштрихами, проставляемыми перпендикулярно горизонтали и направленными в сторону понижения склонов. Разность высот двух соседних горизонталей называется высотой сечения рельефа, зная эту величину, по количеству горизонталей можно вычислить, как абсолютную, так и относительную высоту местности.

Относительная высота - превышение одной точки местности над другой, например вершины горы над подножием, поймы над руслом реки.

Глубины моря изображаются с помощью изобат - линий равных глубин.

Таким образом, горизонтали и изобаты разграничивают ступени с разной высотой и глубиной. На мелкомасштабных физических картах ступени подчеркиваются послойной окраской, внизу карты изображается шкала высот и глубин.

Внемасштабными знаками отмечаются, например, колодец, домик лесника, церковь, памятник, т.е. такие объекты, которые не могут быть выражены в масштабе карты.

На тематических картах, отображающих разнообразные свой­ства явлений природы, и общества, применяются различные способы картографирования: ареалы (например, угольный бас­сейн), знаки движения (ветры, морские течения), значки (населенные пункты) и др.

Применение карт

Карты широко применяются в научной и практической деятельности. Карта как модель действительности обладает большой информативностью, обзорностью, наглядностью. Это делает ее важнейшим средством научного познания в географии и в других областях знаний о Земле и обществе. Многие географические исследования начинаются с карты и заканчиваются картой. Недаром говорят: «Без карты нет географии».

Географическая карта незаменима при решении различных народнохозяйственных задач, связанных с изучением и освоением территорий. Разведка полезных ископаемых, учет и оценка сельскохозяйственных земель, вод, лесов, мелиоративное строительство, работы по проектированию дорог, каналов, ЛЭП, промышленных объектов, природоохранных и других мероприятий немыслимы без карт и планов. Карты необходимы морякам, летчикам, космонавтам, метеорологам и многим другим специалистам. Исключительно велико и разносторонне применение топографических карт в военном деле.

Огромна роль карты в преподавании географии. И не только потому, что на ней показано размещение объектов и явлений, хотя и это необходимо знать. Карты позволяют устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимости как в природе, так и между природными и социально-экономическими объектами. Они развивает географическое мышление.

Поэтому в школе и вузе карта является важнейшим «наглядным пособием», хотя и разговаривает со своим читателем языком условных знаков. Ее нельзя заменить ни текстом, ни живым словом.

Ориентирование на местности. Понятие о горизонте. Способы ориентирования

Ориентирование на местности включает определение своего местоположения относительно сторон горизонта и заметных предметов местности, а также определение направления пути.

Горизонтом называется часть земной поверхности, наблю­даемая на открытой местности. Линия горизонта - граница видимого пространства, где нам кажется, что небо сходится с землей. При поднятии наблюдателя дальность видимого горизонта увеличивается. У человека среднего роста, стоящего на ровной местности, она около 5 км, при подъеме на 100 м - около 40 км, на 1000 м - около 120 км и т.д.

Для ориентирования на местности надо знать стороны горизонта. Основные стороны горизонта - север, восток, юг и запад, промежуточные - северо-восток, юго-восток, юго-запад, северо-запад. Направление географического меридиана, идущего по поверхности земного шара от Северного до Южного полюса, показывает полуденная линия. В полдень, когда Солнце находится в южной стороне небосвода (для жителей нашей страны это справедливо всегда), тень от предметов (она при этом самая короткая) падает строго на север. Если встать лицом к северу, сзади будет юг, справа - восток, слева - запад. Ночью можно ориентироваться по Полярной звезде, которая находится почти над точкой севера.

Надежнее и удобнее в любую погоду ориентироваться по компасу, синяя стрелка которого указывает на север. Однако магнитная стрелка компаса располагается вдоль магнитного, а не географического меридиана, которые обычно не совпадают, так как не совпадают географические и магнитные полюса. Чтобы найти точное направление на север, надо учитывать угол между (северным направлением географического меридиана снаправлением северного конца магнитной стрелки, называемый магнитным склонением. Магнитное склонение бывает восточное и западное.

При отклонении северного (синего) конца магнитной стрелки компаса к востоку от географического меридиана склонение называется восточным и имеет знак плюс (положительное), при отклонении к западу - западным и имеет знак минус (отрицательное). Магнитное склонение указывается обязательно на всех топографических картах. Например, магнитное склонение Москвы +8° (рис. 4). Чтобы узнать направление географического меридиана, надо от направления северного конца магнитной стрелки компаса отсчитать к западу 8°. Это и будет направление на север.

Наиболее надежным является ориентирование на местности с помощью подробной карты или аэрофотоснимка, проводимое путем сопоставления картографического изображения с местностью. Положение точки, в которой находится наблюдатель, определяют относительно заметных предметов местности (ориентиров) глазомерно или путем промера расстояний и углов направления - азимутов. Азимут - угол, который отсчитывается от северного конца меридиана по часовой стрелке до направления на предмет (от 0 до 360°). Если угол отсчитывают от магнитного меридиана, получают магнитный азимут, а с учетом магнитного склонения - истинный (географический) азимут.

Можно ориентироваться в пространстве и по местным признакам. В основе большинства из них лежит меньшее количество солнечного тепла, получаемого с северной стороны горизонта. Так, например, с северной стороны у деревьев, растущих на открытой местности, беднее крона; у пней меньше толщина годовых колец; на стволах деревьев больше мхов и лишайников. А муравейники обычно располагаются к югу от пней и деревьев, с юга на стволах хвойных деревьев выделяется больше смолы и т.д.

Вопросы и задания:

1. Что представляет собой градусная сеть и каково ее назначение?

2. Что такое географические координаты? Как их определяют по глобусу и карте?

3. Какие способы ориентирования на местности вам известны?

4. Назовите основные особенности географической карты и плана местности. В чем их различия?

5. Что такое масштаб? Какие виды масштаба вы знаете? Как можно измерить расстояния по карте и глобусу?

6. В чем состоит назначение картографических проекций, их основные виды.

7. Почему на картах обширных территорий неизбежны искажения? Назовите их виды.

8. Какие основные виды карт вы знаете? Где находят применение географические карты?

Цель урока: Формирование навыка определения расстояний и географических координат по глобусу с помощью гибкой и широтной линеек, усвоение алгоритма действий при определении географических координат объекта и определении объекта по заданным координатам.

  • образовательные:
создать условия для успешного усвоения учащимися знаний системе географических координат, градусной сети, параллелях и меридианах, географической широте и географической долготе.
  • развивающие:
  • совершенствовать умения школьников определять расстояния и географические координаты объектов на глобусе, планировать свою деятельность по выполнению поставленных практических задач, составлять алгоритм своей деятельности, оценивать себя и других.
  • воспитательные:
  • содействовать формированию коммуникативных навыков (умения работать в группах, слушать других).

    Тип урока: урок решения частных задач.

    Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Необходимое техническое оборудование : ПК, мультимедийный проектор, экран, глобусы, гибкие линейки и широтные линейки (изготовлены из плотной бумаги самими учащимися), учебники, листы самооценки, взаимной оценки..

    Структура и ход урока

    Этап урока Название используемых ресурсов Деятельность учителя (с указанием действий С ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время (в мин.)
    1 2 3 5 6 7

    Мотивационно-ориентированный компонент

    1 Организационный этап. Обеспечивает комфортную психологическую обстановку и настраивает на продуктивную работу. Настраиваются на работу.
    2 – Актуализация опорных знаний, анализ условий, еобходимых для отработки навыков определения расстояний и координат на глобусе.

    – Самооценка в листе самооценки.

    ОМС из ФЦИОР “Глобус и географические координаты”.

    Учитель в беседе с учащимися выясняет, чем они занимались на предыдущем уроке. Проверяет их, включая ОМС с голосом диктора. – Учащиеся вспоминают определения градусной сетки, координат, параллелей и миридианов, широты и долготы, показывают их на глобусе.

    – Выставляют себе оценку в листе самооценки.

    5–7
    3 Этап определения темы и совместной цели урока. 1. Учитель, в беседе с учащимися подводит их к мысли о том, что необходимо предлагает сформулировать тему и цель урока;

    2. Уточняет формулировки темы и цели урока, высказанные учениками.

    1. Предполагается, что учащиеся назовут тему урока – определение расстояний и географических координат, цель – отработка навыков определения расстояний и координат по глобусу.

    Операционно-исполнительный компонент

    Отработка навыков определения расстояний и координат по глобусу. Глобусы, гибкая линейка, широтная линейка. Организует работу учащихся группах. 1. Работают в группах по полученным заданиям. 15–20

    Рефлексивно-оценочный компонент

    5 Подведение итогов, рефлексия. Листы взаимооценки и самооценки. Предлагает учащимся сделать выводы об успешности своей деятельности на уроке. Делают выводы о том, что удалось, что не удалось. 5–7
    7 Подача домашнего задания. Объявляет домашнее задание с учётом затруднений учащихся. Записывают домашнее задание с учётом личных затруднений,задают вопросы.

    Группа № 1.

    1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Владивостоком. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

    3. Определите географические координаты г. Москва.

    4. Какой объект находится в точке с координатами 33°юш. 151°в.д.?

    Примечание.

    Листе взаимооценки

    Листе самооценки

    Группа № 2.

    1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Читой. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

    3. Определите географические координаты г. Чита.

    4. Какой объект находится в точке с координатами 48° с.ш. 3° в.д.?

    5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

    Примечание.

    1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

    2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

    3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

    4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки.

    Группа № 3.

    1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Чита и Владивосток. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

    2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к Северному полюсу параллели, обозначенной пунктирной линией. Как она называется? В каком направлении от Северного полюса находится? Полученные данные запишите в таблицу.

    3. Определите географические координаты г. Владивосток.

    4. Какой объект находится в точке с координатами 35°ю.ш. 149° в.д.?

    5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

    Примечание.

    1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

    2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

    3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

    4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки . Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

    Группа № 4.

    1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Чита и Якутск. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

    2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к Южному полюсу параллели, обозначенной пунктирной линией. Как она называется? В каком направлении от Южного полюса находится? Полученные данные запишите в таблицу.

    3. Определите географические координаты г. Якутск.

    4. Какой объект находится в точке с координатами 41° с.ш. 74° з.д.?

    5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

    Примечание.

    1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

    2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

    3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

    4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

    Группа № 5.

    1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Якутск и Москва. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

    2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к северу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.

    3. Определите географические координаты г. Рио-де-Жанейро.

    4. Какой объект находится в точке с координатами 54° с.ш. 83° в.д.?

    5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

    Примечание.

    1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

    2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

    3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

    4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

    Группа № 6.

    1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Лондоном. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

    2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к югу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.

    3. Определите географические координаты г. Лондон.

    4. Какой объект находится в точке с координатами 30° с.ш. 32° в.д.?

    5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

    Примечание.

    1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

    2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

    3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

    4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки . Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.