Классификация карт применяемых в авиации мчс. Беспилотные летательные аппараты МЧС России: виды и классификация. Примеры спасательных операций с помощью авиации

В России ликвидацией последствий локальных и стихийных бедствий занимается федеральное министерство, которое сокращенно называется МЧС. Это самая важная в стране Она действует совместно с другими органами быстрого реагирования. В ее состав входят муниципальные пожарные и спасательные службы. МЧС осуществляет единое руководство аварийными ведомствами городов, областей и страны в целом. Всего министерство проводит более 25 % федеральных проверок.

Деятельность МЧС

Федеральная служба обеспечивает контроль над всеми спасательными органами страны. Первоначально на вызов направляются муниципальные ведомства. Если местными силами локализировать опасность не удалось, в дело вступают региональные службы. Республиканские ведомства подключаются только при острой необходимости.

Спасатели МЧС прибывают на место только четвертыми. Первыми на аварийную ситуацию должны реагировать такие местные органы, как полиция, скорая помощь и пожарные. И только после того, как этими службами будет установлена необходимость привлечения дополнительных сил для ликвидации опасности, прибывают сотрудники МЧС. Время их реагирования составляет порядка 4 часов.

При масштабной катастрофе к ее ликвидации подключается авиация федеральной службы. Однако перед тем как вызвать вертолет МЧС, необходимо оценить уровень опасности. Возможно, аварию удастся ликвидировать городским службам. Сотрудников МЧС вызывают только в редких случаях, когда ситуация выходит из-под контроля.

В министерстве работают люди, прошедшие военную подготовку в армии, и пожарные. При сдаче экзаменов у спасателей проверяется не только физическая готовность и умственные способности, но и психологическая устойчивость. Всего в органах МЧС работает более 7200 человек, в противопожарной службе - около 150 тыс. сотрудников.

Спасательная авиация

Воздушные силы МЧС являются гордостью всей страны. Авиация федеральной службы была образована в мае 1995 года. Инициатором выступило Правительство РФ. За время существования авиация оправдала себя неоднократно. Она приняла участие в тысячах спасательных миссий на территории России и за ее пределами.

Главной базой МЧС считается аэродром «Раменское». Однако силы авиации равномерно распределены по всем регионам страны. На сегодняшний день в распоряжении министерства более 50 воздушных судов. Самолетный парк представлен такими аппаратами, как Ил-62М, Ан-74, Як-42Д, Бе-200ЧС и многими другими многофункциональными моделями. Также на балансе находятся спасательные БК-117, Ми-8 и Бо-105. Под медицинские нужды были модернизированы Ка-32. Из многоцелевых тяжеловесов стоит выделить Ми-26Т.

Отцом российской спасательной авиации считается военный пилот и инженер Рафаиль Закиров. Именно он стоял у истоков разработки технологий пожаротушения для таких вертолетов, как Ми-26 и Ка-32. Для эффективности были использованы водосливные устройства серии ВСУ-15. Также Закиров разработал концепцию борьбы с разливом нефти. Для этого было сконструировано устройство ВОП-3. Позже инженеру удалось добиться удивительных результатов в тушении техногенных пожаров. Эффективность была достигнута благодаря изобретению Закирова - водосливного аппарата ВАП-2.

Вертолет Ми-8

Вертолет пригоден как для разведки, так и для огневой поддержки сухопутных войск. Есть возможность крепления противотанковых бомб.

Разработкой БК-117 в 1970-х годах совместно начали заниматься ведущие японские и немецкие компании. Производство и экспорт были налажены только к началу 1980-х.

Вертолетом управляет один пилот. В грузовом отсеке помещается 9 человек. Грузоподъемность варьируется в пределах 1700 кг. Мощность обоих двигателей - 1500 л. с.

Максимальная скорость доходит до 250 км/ч.

Лекция № 6. Авиация МЧС России. Задачи и работы, выполняемые авиацией МЧС России 1. Формирования и авиационный парк МЧС России

Февраль 1992 г. — из Министерства обороны России (войска ГО) в МЧС переданы четыре отдельных вертолетных группы, дислоцированных по задачам МЧС в Центральном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном регионах России. Март 1992 г. создаётся Центральный аэромобильный отряд, оснащаемый самолетами и вертолетами Ил-76, Ан-74, и Ми-8. 10. 05. 1995 г. образована Авиация МЧС России в соответствии с постановлением Правительства РФ № 457 «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России» . (с 2002 г. — Федеральное ГУАП).

Задачи авиации МЧС России: обеспечение экстренного реагирования Си. С на ЧС (доставка спасателей, медиков, спец. снаряжения, техники и оборудования); участие в ПСР и АСР (воздушная, инженерная разведка местности — химическая, радиационная, биологическая и др. , доставка и наведение поисково-спасательных групп на объекты, десантирование спасателей, спец. грузов, аэромобильного госпиталя, эвакуация пострадавших); специальные авиационные работы по: тушению природных и техногенных пожаров; проведению спас. операций на водных акваториях (оказание помощи экипажам и пассажирам терпящих бедствие судов); реагированию на ДТП на федеральных трассах; управлению с воздуха Си. С спец. групп, проводящих АСР; выполнение задач по международной деятельности (участие в гуманитарных акциях).

Выполняемые авиацией работы: 1. Авиационно-спасательные работы: поиск и обнаружение потерпевших бедствие; наведения поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным, беспарашютным и посадочным способами спасательных групп и грузов; эвакуация пострадавших из районов бедствия на суше (в равнинной, горной местности и городах) и с водной поверхности. 2. Специальные авиационные работы: тушение пожаров; воздушная, инженерная, радиационная, химическая, пожарная разведка и мониторинг местности, обработка заданных объектов химическими и биохимическими препаратами; монтажные и демонтажные работы при расчистке завалов и разрушений.

3. Обеспечение управления и связи: управление Си. С с воздушных командных пунктов; ретрансляция и связь между поисково-спасательными группами и пунктами управления. 4. Воздушные перевозки: доставка в зоны ЧС Си. С, необходимых для проведения поисковых, АСР, медицинской помощи и опергрупп министерств и ведомств, грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения из районов ЧС; вывоз уникального оборудования и ценностей; эвакуация российских граждан из-за рубежа.

Авиация применяются из положения «дежурство на аэродроме» . Экипажи несут круглосуточное дежурство в установленных степенях готовности (от 30 мин) в зависимости от выполняемых задач, максимальная готовность к вылету – 3, 5 часа для вертолётов, 6 часов для самолётов – после возникновения ЧС.

9В Центральный аппарат МЧС России входит Управление авиации и авиационно-спасательных технологий которое организует: планирование и руководство применением авиации, управление авиационными формированиями; оперативное использование авиации при ЧС, доставку спасателей и грузов, воздушные перевозки в системе МЧС; подготовку авиационных формирований МЧС России, и др. В составе авиации МЧС – 4 авиационно-спасательных центра (АСЦ), входящих в состав спасательных воинских формирований МЧС России.

Центральный АСЦ ФГУАП: аэродром (аэ) Раменское (г. Жуковский) – самолётный авиаотряд: Ил-62М (2), Як-42Д (2), Ил-76ТД (6), Бе-200ЧС (4). вертолётный авиаотряд вертолётная авиаэскадрилья: Ми-8МТВ (4+1: Калининград); + три вертолётных авиазвена (Ка-32 — 8, БО-105 — 3, БК-117 — 1) — аэ Касимово (г. С-Пб), Ростов-на-Дону (2 Ми-8, 2 самолёта Ан-3Т), Сочи (2 Ка-32).

АСЦ аэ Добрынское, п. Сокол (г. Владимир) Действует в интересах ЦРЦ, ПРЦ, УРЦ, СЗРЦ и ЮРЦ. Вертолёты Ми-26Т (2), Ми-8МТ (8). Сибирский АСЦ аэ Черемшанка, Емельяново (г. Красноярск) Обеспечение СРЦ, усиление ДВРЦ. Самолеты Ан-74П (1), Бе-200ЧС (2), вертолёты Ми-26Т (2), Ми-8МТ, МТВ – 1, 2 (7), Во-105 (1). Дальневосточный АСЦ аэ Хабаровск-Центральный (г. Хабаровск) Обеспечение ДВРЦ. Самолеты Ан-74П (1), Бе-200ЧС (1), вертолёты Ми-26Т (2), Ми-8МТВ (6).

12Начальники РЦ МЧС на территориях федеральных округов организуют аэродромно-техническое обслуживание, заправку авиационным топливом и ГСМ, обеспечение транспортом и связью, охрану воздушных судов, размещение и жизнеобеспечение авиационного персонала: в Дальневосточном РЦ – на 3-х аэ; в Сибирском РЦ – на 4-х аэ; в Уральском РЦ – на 1 аэ; в Приволжском РЦ – на 2-х аэ; в Южном РЦ – на 3-х аэ и 1 вп; в Северо-Кавказском РЦ – на 2-х аэ; в Северо-Западном РЦ – на 5-ти аэ (в т. ч. Храброво) и 1-й вп; в Центральном РЦ – на 3-х вп.

Характеристики самолётов МЧС России Тип ЛА Марка ЛА Год выпуска Макс. дальность полёта (км) Крейс. скорость полёта (км/ч) Практ. высота полёта (км) Макс. кол-во пассажиров (чел.) Макс. масса груза (т) Размер грузовой кабины (д х ш х в, м)сам олёты Ил-62м 1968 11000 850 12, 2 114-138 23, 0 8, 35 х 2, 00 х 1, 38 Ил-76тд 1977 3500 750 12, 0 30-225 (114-лёжа) 48, 0 24, 50 х 3, 45 х 3, 40 Ан-74п 1985 4800 600 10, 7 14 (58-лёжа) 7, 5 10, 48 х 2, 15 х 2, 20 Як-42д 1988 3200 810 9, 6 49-120 14, 5 — Бе-200чс 2003 4000 610 8, 0 72 (40-лёжа) 7, 5 (12-воды) — Ан-3т? ? ? —

ИЛ-76ТД – тяжелый транспортный самолет — для: перевозки опергрупп до 250 чел. , грузов — до 48 т; перевозки спас. подразделений, в т. ч. легких вертолетов; десантирования Си. С, в т. ч. при авариях на акваториях; пожаротушения; доставки грузов (до 48 т) гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов на расстояние до 3500 км; эвакуации пострадавших из районов ЧС.

Вариант загрузки: аварийно-спасательный автомобиль «Розенбауэр» — 1 ед. , «Камаз» -1 ед. , «Лендровер — Дефендер» – 1 ед. ; Отряд «Центроспас» — 37 чел. , ОГ МЧС — 7 чел. , ЦЭПП-5чел. G = 22 т Аварийно-спасательный автомобиль « Камаз-43118 » Машина оперативного управления «Лендровер-Дефендер» ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 б/н 363 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В ЯПОНИИ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант № 1 (1 борт) Аварийно-спасательный автомобиль «Розенбауэр-1222»

Вариант загрузки: аварийно-спасательный автомобиль «Камаз» — 2 ед. , АСМ – 1 ед. ; 294 СЦ — 35 чел. , 179 СЦ – 14 чел. G = 22 т Аварийно-спасательный автомобиль « Камаз-53215 » ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 б/н 362 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В ЯПОНИИ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант № 1 (2 борт) «АСМ — 270572»

Вариант загрузки: аварийно-спасательный автомобиль «Камаз» — 2 ед. , Прицеп – 1 ед. ; G = 25 т Автомобиль « Камаз-43114 » ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ 294 ЦСООР ДЛЯ РАБОТЫ В ЗОНЕ РАДОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант1 Прицеп Автомобиль « Камаз-53228 »

Вариант загрузки: Пост радиационного контроля-1 ед. , АСМ-1 ед. , Автомобиль доставки робототехнических комплексов-1 ед. , G = 26, 5 т АСМ « АСМ-4803 » Машина доставки робототехнических комплексов « Mersedes » Пост радиоконтроля «ГАЗ 2705» ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ 294 ЦСООР ДЛЯ РАБОТЫ В ЗОНЕ РАДОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант

23Воз можна установка (20 мин) 5-ти медицинских модулей (на 4 чел) , в которых единовременно можно перевозить 20 пострадавших. Может десантировать, используя: большие грузовые платформы П-7 (П-17) – грузы до 40 т, с высот 11500-2000 м;

малые грузовые платформы ПГС-500 (ПГС-1000) — груз до 30 т серией в 26 единиц, с высот 200-300 м на площадки приземления малых размеров 200x 500 м (важно для горной местности).

25Оснащается выливным авиационным прибором ВАП-2 на 42 т воды или огнегасящей смеси (ОГС) — специальной смеси, пары которой не поддерживают горение.

26Выливные авиационные приборы ВАП-

28Сброс воды: с высоты 50 м на скорости 300 км/час за 7 сек накрывает площадь 6 га (100x 600 м).

29Правительство РФ в 2010 г. предписало оснастить выливными авиационными приборами ВАП-2 самолеты ИЛ-76 военно-транспортной авиации, авиации МВД РФ и МЧС. На конец 2012 г. имеются ВАП-2: в ВТА МО – 12, в МЧС – 6; В МВД – 2. Была деревня

Ил-62М воздушный пункт управления МЧС России — для: перевозки оперативных групп (до 114 чел.); управления Си. С, привлекаемыми к ликвидации ЧС; эвакуации российских граждан из-за рубежа и зон ЧС, доставки правительственных делегаций; выполнения специальных полетов на расстояние до 7500 км.

Як-42Д специальный самолет, ВПУ перевозка оперативных групп до 48 чел. ; управление Си. С, привлекаемыми к ликвидации ЧС; наведение поисково-спасательных сил на объекты поиска; ретрансляция команд между наземными ПУ; доставка правительственных делегаций; выполнение специальных полетов на расстояние до 3200 км.

Салон для оперативных совещаний

Ан-74П средний транспортный самолет с укороченными взлётом-посадкой перевозка оперативных групп до 58 чел. до 3500 км; перевозка поисково-спасательных групп, ручного инструмента и наземной техники; перевозка грузов гуманитарной помощи; доставка медицинского персонала и эвакуация пострадавших. 35 Александр Беляков. Георгий Байдуков

36Бе-200ЧС авиационный спасательный комплекс транспортные и пассажирские перевозки (72 пассажира и 750 кг груза); поисково-спасательные работы на суше и водных акваториях; ведение воздушной и инженерной разведки; контроль прибрежных вод и экономических зон; мониторинг экологической обстановки; тушение пожаров Бортовое тепловизионное устройство обеспечивает: поиск очагов пожара и живых людей, автоматическое ЦУ и наведение на объект с помощью спутникового оборудования, ТВ изображение пролетаемой местности, видеоконтроль за эффективностью слива воды (ОГС).

39Тушение пожаров: сброс воды на очаг пожара с высот 20-40 м на скорости 250-270 км/ч за 1-2 сек.

Водоемы для выполнения авиационных работ по пожаротушению на территориях региональных центров: Центральный: Рыбинское и Дубнинское водохранилища; Приволжский: Верхнеуральское, Ириклинское, Камское, Боткинское, Нижнекамское, Саратовское водохранилища; Уральский: Северо-западный: Ладожское озеро, Онежское озеро, Ильмень-озеро, Чудское озеро; Южный: Азовское море, прибрежные акватории Черного моря, Цимлянское водохранилище; Сибирский: озеро Байкал, Братское, Красноярское, Новосибирское водохранилища, озеро Чаны; Дальневосточный: прибрежные акватории Охотского, Японского морей, Татарского пролива, Зейское и Вилюйское водохранилища.

41Ан-3Т транспортный самолёт. Предназначен для перевозки 1800 кг груза и 4 пассажиров. Вариант самолёта Ан-2 с турбовинтовым двигателем ТВД-20.

Транспортно-десантный вертолет Ми-8МТ (МТВ) для: доставки спас. команд до 24 чел. и АСИ к местам ЧС; проведения монтажных и демонтажных работ на внешней подвеске до 3 тонн; доставки наземной техники и грузов до 4 тонн; пожаротушения (ВСУ-5); наведения поисково-спасательных сил на объекты поиска; выполнения десантирования спасателей и грузов; ведения инженерной, радиационной, химической разведок, аэрофотосъемки и мониторинга местности доставки медицинского персонала для оказания помощи; перевозки носилочных раненых до 12 человек. Может использовать дистанционную систему уничтожения ледяных заторов ДВС-УЛЗ-ФРЗ. С необходимым интервалом времени, с вертолета выбрасываются заряды аммонита (тротила) в мешках с многоцелевым взрывателем замедленного действия.

Ка-32А 1 аварийно-спасательный вертолет для: поиска и эвакуации пострадавших из районов ЧС, в т. ч. в горной местности, с водной поверхности, морских и речных судов; доставка 10-12 спасателей, аварийно-спасательных средств, вспомогательного оборудования к месту ЧС; десантирование спасателей и грузов; монтажные и демонтажные работы на внешней подвеске до 5 тонн; выполнение работ по пожаротушению.

Ми-26Т тяжелый транспортно-десантный вертолет доставка спасательных команд до 82 чел. и аварийно-спасательного имущества к местам ЧС; проведение монтажных и демонтажных работ на внешней подвеске до 20 т; доставка крупногабаритной техники и грузов гуманитарной помощи до 20 т; выполнение десантирования спасателей и грузов; пожаротушение с использованием ВСУ-15; перевозка раненых и больных.

49Погрузка ВСУ-

Легкие вертолеты БО-105 и БК-117 проведение АСР на ограниченных площадках — в условиях больших городов и горной местности; наведение поисково-спасательных сил на объекты поиска; оказание первой медицинской помощи и эвакуация пострадавших в медицинские учреждения; эвакуация людей с высотных зданий; эвакуация раненных, поражённых, больных; патрулирование, разведка и аэрофотосъемка.

Аэромобильные спасательные комплексы Первый (основной) вариант АСК – система «Глобальный радиус» . вертолеты БО-105 (БК-117) транспортируются Ил-76ТД, после выгрузки — готовы к применению через 20 минут; автомобильная аварийно-спасательная техника повышенной проходимости после выгрузки доставляет спасателей, медиков и специалистов в зону ЧС и обеспечивает их работу; разворачиваются средства жизнеобеспечения (пневмокаркасные модули с освещением, отоплением, местами отдыха); вертолет осуществляет поиск, мониторинг района ЧС, при необходимости — инженерную разведку, спасение и координацию действий спасательных групп.

Второй вариант АСК. Первый, (+) аэромобильный госпиталь со средствами жизнеобеспечения, разворачиваемый после выгрузки из самолета. Применяется при ЧС с большим количеством пострадавших (наводнения, землетрясения). Третий вариант АСК. Состав — аналогичен второму. Все комплектующие десантируются с самолета: техника и грузы на платформах П-7 (П-17) — с высоты 600-800 м, спасатели и медики — с высоты 800-1200 м. Наземный состав специальных групп подбирает десантируемую технику и госпиталь, доставляет их в базовую точку для развертывания.

Четвертый вариант АСК. Применяется на водных акваториях морей и океанов. Спасательные плавсредства десантируются с высоты 150-200 м серией на 26 платформ, на каждой — 4 плота ПСН-10, соединенные в «гирлянду» (всего — 104 плота, обеспечивают спасение до 1500 чел.) В заключительном заходе десантируются спасатели для обеспечения подъема пострадавших (раненых) на плоты. Пятый вариант АСК. Для доставки грузов гуманитарной помощи, средств спасения и жизнеобеспечения в условиях высокогорья или в зонах чрезвычайных конфликтов. Десантирование грузов — с больших высот (3000-7000 м), серийно, на 26 платформах.

Патрулирование вертолётами автомобильных трасс. Осуществлено на трассе «Москва – Санкт-Петербург» . Принцип организации — понятие «золотой час» , в течение которого человек должен быть доставлен в лечебное учреждение и получить необходимую помощь. На трассе круглосуточно дежурят пять вертолетов Ка-32, готовность к вылету — 10 минут, радиус досягаемости лечебных учреждений — до 20 минут. Ка-32 оборудованы медицинским модулем и аппаратами искусственной вентиляции легких. Планируется введение патрулирование на трассах «Москва – Казань» и «Дон М 4» .

Возраст: 14 лет.

Ученик 7 класса, МАОУ «Молозоркальцевская СОШ», Тобольский район, Тюменская область,

Руководитель: Цейнер Алексей Викторович, учитель технологии.

Историко-исследовательская работа: «Какую роль играет авиация в спасательных операциях?»

План

1.Введение.

1.1 Актуальность исследования.

1.2 Цель и задачи исследования

2. История возникновения авиации МСЧ России.

3. Классификация авиации МЧС России.

4.Задачи авиации МЧС России.

5. Авиапарк МЧС России.

6.Примеры спасательных операций с помощью авиации.

7. Заключение.

1.Введение.

1.1 Актуальность исследования.

Ежегодно в России случаются большое количество различных чрезвычайных ситуаций различного характера, от быстрого и своевременного реагирование зависит степень их последствий и самое главное здоровье и человеческие жизни. Однако, учитывая огромную площадь территории России и недоступность многих районов, нужно признать, что без привлечения авиации проведении спасательных операций практически невозможно. Попробуем разобраться.

1.2 Цель и задачи исследования.

Цель работы: выяснить в процессе исследования степень значимости и роли авиации в проведении спасательных операций.

Задачи исследования: - изучить историю возникновения поисково-спасательной авиации России;

Изучить технические характеристики образцов авиационной поисково-спасательной техники;

Изучить перспективы внедрения беспилотной авиации в проведении спасательных операций;

По результатам исследования разработать собственный проект создания спасательной техники;

2. История возникновения авиации МСЧ России.

История Авиации МЧС России начинается с 13 марта 1992 года, когда По-становлением Правительства Российской Федерации № 154 был создан Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России (ЦАМО или Центроспас) с отдельным авиационным звеном, получившим в своё распоряжение са-молёт Ил-76, два самолета Ан-74 и четыре вертолёта Ми-8.

Основное предназначение ЦАМО было определено как оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. С этого времени в системе МЧС России было организовано круглосуточное дежурство спасателей, транспортных средств, техники и снаряжения в режиме постоянной готовности к быстрым действи-ям по оказанию экстренной помощи терпящим бедствие людям с готовностью вылета в зону ЧС на вертолёте - до 1 часа и на самолёте - до 3 часов.

В мае 1993 года для ликвидации ЧС регионального и территориального мас-штабов из МО РФ в распоряжение Центрального, Приволжско-Уральского, Сибирского и Дальневосточного региональных центров по делам ГОЧС были переданы отдельные вертолёт-ные отряды, укомплектованные многоцелевыми и транспортными вертолетами.

С момента создания все авиационные подразделения приняли участие практически во всех спа-сательных и гуманитарных операциях МЧС России международного, федерального, регио-нального и территориального масштаба.

Практика показала, что авиация - это та основа, на которой должна строиться мобильность и эффективность действий сил МЧС России. Именно для претворения этой концеп-ции в жизнь в мае 1995 года Постановлением Правительства РФ № 457 было создано Госу-дарственное унитарное авиационное предприятие (ГУАП) МЧС России. Задача авиационного обеспечения мероприятий МЧС РФ по оперативному (экстренному) реагированию на чрезвычайные ситуации международного и федерального масштаба была возложена на созданную структуру. Кроме того, соединение ГУАП с ЦАМО с этого времени стало полигоном для отработки новых авиационно-спасательных технологий.

Создание структуры авиации на центральном и региональном уровнях позволили эффективно ее использовать как в России, так и за ее пределами. Многократно лётчи-ки МЧС России в сложнейших погодных, климатических и временных условиях, демонстри-руя высочайший профессионализм, оперативно перевозили спасателей, медиков, экспертов, необходимое оборудование и технику в зоны бедствий и катастроф.

Анализ применения авиации в деятельности МЧС России показал, что ни одна задача по выполнению или обеспечению работ в зоне ЧС сегодня не может быть эффективно реше-на без применения самолётов и вертолётов.

Универсальные профессиональные возможности летчиков и спасателей, высо-кая техническая оснащённость и автономность авиаподразделений сделали их незаменимы-ми при проведении работ по ликвидации природных, экологических, техногенных и социальных бедствий и катастроф, а также в зонах вооруженных конфликтов.

Подтверждением может служить ряд примеров действий авиации МЧС России по обеспечению ликвидаций последствий землетрясений, наводнений и цунами, тушению лесных, торфяных пожаров и пожаров на промышленных объектах, поиску потерпевших катастрофу самолётов, перевозке гуманитарных грузов, в том числе и по линии ООН.

Авиация МЧС РФ принимает также активное участие в специальных авиационных и спасательных учениях, выставках, показных полётах в ряде стран мира.

Все это примеры свидетельствуют, что Авиация МЧС России активно развивается и становится неза-менимым средством повышения оперативности и эффективности выполнения АСДНР.

Приоритетным направлением деятельности Авиации МЧС России является создание сбалансированной, оперативной и эффективной авиационной группировки, подготовке и поддержанию классной квалификации летного состава в целях повышения его готовности к авиационному обеспечению экстренного реагирования на ЧС.

Для решения задач ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций МЧС России располагает необходимой авиационной группировкой.

Современный парк специальных самолетов и вертолетов позволяет создавать необходимую авиационную группировку для поиска и спасения людей в труднодоступных местах и на воде, тушения пожаров, вести общую и специальную воздушную разведку, проводить аварийно-спасательные работы, перебрасывать в зоны чрезвычайных ситуаций силы и средства, эвакуировать пострадавших, организовывать воздушные пункты управления и решать другие задачи.

3.Классификация авиации МЧС России.

По назначению и выполняемым задачам Авиацию МЧС России можно разделить на че-тыре основных класса: многоцелевая, транспортная, поисково-спасательная и специальная авиация.

Многоцелевая авиация

Многоцелевая авиация - это самолеты и вертолеты, способные выполнять разнородные задачи без измене-ния их конструктивной схемы. Их универсальность обеспечивается применением многофункционального быстросъёмного бортового оборудования. К примеру, на планируемых к принятию на вооружение вертолётах Ка-226 в зависимости от задания можно установить пассажирскую или грузовую кабину, транспортную платформу, бортовую ле-бёдку для краново-монтажных работ, а при наружной подвеске контейнера со специальной аппаратурой он может применяться для ведения разведки.

В МЧС России многоцелевая авиация представлена отечественными вертолётами Ми-2, Ми-8, Ка-32 и западноевропейскими Бо-105 и Бк-117.

Транспортная авиация

Транспортная авиация включает самолеты и вертолеты, предназначенные в первую очередь для пере-возки грузов (грузовые), а также пассажиров (транспортно-десантные, грузопассажирские и пассажирские).

Грузовые - это транспортные самолёты и вертолёты, предназначенные для перевозки грузов и техни-ки с сопровождающим их персоналом. Они имеют грузовую кабину, в которой размещается и швартуется перевозимый груз, оснащены большими грузовыми люками, рампой (трапами) и погрузочно-разгрузочным оборудованием. Вертолёты, кроме того, могут транспортировать груз на гибкой или жёсткой внешней подвеске.

Транспортно-десантные самолеты и вертолеты предназначены для высадки поисково-спасательных групп десантным и посадочным способом и осуществления воздушных перевозок личного состава, техники, материально-технических средств, эвакуации пострадавших и больных. Их фюзеляж представляет собой грузовую кабину для размещения личного со-става, техники и грузов. Для крепления, загрузки, выгрузки и десантирования людей и грузов в кабинах устанавливают десантно-транспортное обо-рудование.

На большинстве транспортно-десантных самолетов и вертолетов в хвостовой части фюзеляжа имеется грузовой люк с откидывающейся рампой, через который осуществляют загрузку и выгрузку на земле. Некоторые из них оборудуются грузовым люком в боковой части фюзеляжа. Хвостовой люк может открываться также и в полёте для выброски спасателей, техники и грузов десанта на парашютных системах.

Грузопассажирские самолеты и вертолеты - это быстро переоборудуемые базовые пассажирские самолёты и вертолёты, при проектировании которых в конструкции фюзе-ляжа предусматриваются грузовая дверь, усиленный пол (под транспортировку грузов) и уз-лы крепления контейнеров и поддонов. Примером являются все транспортные вертолёты Ми-8, Ми-6 и Ми-26, которые имеют не только грузовые модификации, но и в пассажирском варианте оборудованы рампой и узлами для швартовки грузов.

Пассажирские самолёты и вертолёты предназначены только для перевозки лю-дей. Однако при возникновении чрезвычайных ситуаций пассажирские самолёты и вертолёты могут использоваться для перевозки спасателей, медицинских работников, пострадавших, грузов и необходимого обо-рудования.

В МЧС России в качестве грузовых и грузопассажирских применяются самолёты Ил-76, Ан-74 и вертолёты Ми-2, Ми-8, Ми-26.

Для пере-возки пострадавших из зон ЧС Авиация МЧС РФ располагает пассажирскими самолётами Як-42д и Ил-62м, грузопассажирскими вертолётами Ми-26 и Ми-8

В целом, воздушные суда, как правило, многофункциональны. Например, Ил-62м способен выполнять задачу в качестве воздушного пункта управления, осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций (до 114 человек), выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, а также комиссий по ЧС других министерств и ведомств, выполнять другие задачи.

Поисково-спасательная авиация

Поисково-спасательная авиация предназначена для ведения поиска и эвакуации экипажей и пассажиров с терпящих бедствие самолётов, вертолётов, морских судов, а также населения из зон ЧС. Экипажи самолетов и вертолетов обучены приёмам по-иска пострадавших в различных условиях обстановки и их эвакуации.

Эвакуация терпящих бедствие и пострадавших с помощью вертолёта осуществляется путем его зависания над местом бедствия. Для подъёма людей используются веревочные лестницы, лебёдки с тро-сами. С самолётов на место бедствия сбрасываются спасатели-парашютисты, спасательные средства и продовольствие.

Основными поисково-спасательными вертолетами, приме-няемыми в МЧС России, являются специализированные вертолёты Ка-32а, многоцелевые вертолёты Ми-2, Ми-8, Бо-105 и Бк-117.

Специальная авиация

Противопожарная авиация предназначена для тушения лесных и тор-фяных пожаров. В МЧС России с этой целью вертолёты оборудуются специальными водосливными устройствами на внешней подвеске: Ми-8 и Ка-32 - ВСУ-5, Ми-26 - ВСУ-15 ёмко-стью 5 и 15 т огнегасящего раствора соответственно, а самолёты Ил-76тд оснащаются быстросъёмными выливными авиационными приборами ВАП-2 с двумя ёмкостями общим объёмом до 42 т воды. В ближайшей перспективе планируется эксплуатация самолёта Бе-200чс, способного брать до 12 т воды.

Авиация экстренной медицинской помощи МЧС России предназначена для оказания не-отложной медицинской помощи в зонах ЧС и экстренной эвакуации больных и пострадавших в специализированные лечебные учреждения, участия в проведении срочных санитарных и про-тивоэпидемических мероприятий и т.д.

Все самолеты и вертолеты должны обеспечивать размещение в пассажирском салоне больных и пострадавших в креслах, на откидных сиденьях или носилках, а также сопровождающего их медперсонала с комплек-сом санитарных средств для оказания им необходимой помощи во время полёта. В качестве санитарных могут использоваться специализированные модификации многоцелевых вертолётов Ми-2, Ми-8, Ми-6, Ми-26, Ка-32 и самолётов Ан-74, Ил-76.

Кроме того, самолёт Ил-76 способен доставлять или десантировать в зону ЧС полевой госпиталь Всероссийского центра медицины катастроф "Защита", аэромобильный госпиталь на 50 койко-мест, базовый лагерь спасателей Центроспаса, а также санитар-ные вертолёты Бо-105 и Бк-117, автомобили "Скорой помощи". Также на базе самолёта Ил-76 создан уникальный летающий госпиталь "Скальпель"

Самолеты и вертолеты управления и связи предназначены для руководства силами РСЧС в качестве воз-душных пунктов управления (ВзПУ) и обеспечения устойчивой связи (ретрансляция) между назем-ными пунктами управления и управляемыми ими силами. В МЧС России в качестве воздушных пунктов управления подготовлены самолёты Ил-62м и Як-42д и вертолёт Ми-8мт.

Патрульно-разведывательные самолеты и вертолеты МЧС России используются для мониторинга (на-блюдения) состояния местности и окружающей среды, выполнения общей и специальной разведки (инженерной, радиационной, химической, биологической, пожарной, ме-теорологической и других видов).

Патрулирование может проводиться в целях контроля внутренних и территориальных вод, лесных массивов,

движения на автомобильных дорогах, состояния нефте- и газопроводов, линий электропередач и других объектов.

В зависимости от характера решаемых задач и условий ведения разведки самолеты и вертолеты оборуду-ются записывающей и передающей аппаратурой для дневной и ночной фото-, теле- и видео-съемки, радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, магнито- и радиометрическим оборудо-ванием, приборами радиационного, химического и бактериологического контроля, средствами связи.

Патрульно-разведывательные задачи могут выполнять модификации самолётов Ан-74 и вер-толётов Ми-2, Ми-8, Ка-32. Также в МЧС России для этих целей применяются вертолёты Бо-105 и Бк-117.

4. Задачи поисково- спасательной авиации МЧС России.

К поисково-спасательным и аварийным работам с участием авиации относятся:

Поиск, обнаружение и эвакуация пострадавших с изолированных объектов и площадок, спасение пассажиров и экипажей судов при бедствии на воде;

Наведение наземных поисково-спасательных сил в зонах чрезвычайных ситуаций на объекты поиска, терпящие бедствие морские и речные суда;

Десантирование спасательных групп парашютным, безпаращютным и посадочным способами;

Демонтаж и монтаж строительных конструкций, разбор завалов.

К выполнению поисково-спасательных работ могут быть привлечены почти все типы самолетов и вертолетов МЧС России. Лишь для ведения поисково-спасательных работ в условиях высокогорья могут использоваться только вертолеты, которые имеет большую тяговооруженность.

Все вертолеты, предназначенные для спасения людей, должны быть оборудованы специальными средствами спасения людей (без посадки), средствами радиосвязи, а также внешними подвесками для подъема и транспортировки грузов.

Формирования РСЧС для проведения поисково-спасательных работ применяют, в основном, вертолеты Ми-8 различных модификаций, допущенные к эксплуатации в транспортном и пассажирс-ком вариантах.

Пассажирский вариант Ми-8, в зависимости от особенностей салона, спо-собен принять на борт 9-11 или 28-30 пассажиров. Транспортный вариант Ми-8 имеет боль-шой грузовой люк, усиленный пол, узлы швартовки грузов, трапы и откидные сиденья на 24 человека. Вертолеты Ми-8 спасательной службы оснащены системой внешней подвески грузоподъемностью 3000 кг и лебедкой с бортовой стрелой, позволяющей поднимать на борт в режиме зависания до 40 м грузы весом до 150 кг, а также забирать с земли (воды) при помощи спусковых устройств СУ-Р по три человека.

Максимальная масса груза, перевозимого в кабине вертолета - 4000 кг, дальность полета с 28 пассажирами на борту - 500 км, максимальная высота полета - 6000 м. Вертолету разрешена посад-ка на равнинной, холмистой и горной местности со взлетами и посадками на площадках, расположенных на высотах до 4500 м. Для посадки на е площадки ночью на вертолете установлены две фары ПРФ-4.

Вертолет Ка-32Т предназначен для транспортировки грузов весом до 3700 кг внутри кабины и до 5000 кг на внешней подвеске. Спасательное подъемное устройство имеет мак-симальную грузоподъемность 300 кг. Практический потолок полета вертолета - 6000 м.

Вертолет Ми-26 предназначен для подъема и транспортировки крупногабаритных грузов весом до 20000 кг, а также для перевозки 60 человек на носилках или 82 спасателей.

Вертолет Ми-2 используется для проведения поисково-спасательных работ при ликвидации локальных ЧС. Дальность полета вертолета с 8 пассажирами на борту - 160 км.

5.Авиапарк МЧС России

В настоящее время авиация МЧС включает в себя транспортные самолеты Ил-76ТД, которые могут быть переоборудованы в пожарные всего за четыре часа. " />

Воздушные пункты управления на базе самолетов Як-42Д и Ил-62М. Самолеты короткого взлета и посадки Ан-74П, незаменимые на аэродромах Сибири и Дальнего Востока.

Новый многоцелевой самолет Ан-3 с турбовинтовым двигателем.

БЕ-200ЧС - НОВЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ АВИАЦИОННЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 21 ВЕКА.

Сегодня авиация МЧС России располагает 3 самолетами-амфибиями Бе-200ЧС, которые находятся на боевом дежурстве на подмосковном аэродроме «Раменское» и в Хабаровске на Дальнем Востоке. В ближайшее время планируется базирование Бе-200ЧС в Красноярске.

Самолет-амфибия Бе-200ЧС предназначен для транспортных и пассажирских перевозок (72 пассажира или 7500 кг груза); тушения пожаров с забором воды при глиссировании до 12 тонн за 12-14 секунд и ее сброс на очаг пожара с высоты 20-40 м на скорости 215-270 км/ч за 1-2 сек.; поисково-спасательных работ на суше и водных акваториях; ведения воздушной и инженерной разведки; контроля прибрежных вод и экономических зон; мониторинга экологической обстановки и других задач.

За одну топливную заправку в пределах 8 тонн самолет Бе-200ЧС способен сбросить на очаг пожара до 270 тонн воды при удалении от аэродрома взлета до 100 км.

Высокие взлетно-посадочные характеристики обеспечивают эксплуатацию Бе-200ЧС с аэродромов класса «В» с длиной ВПП до 1800 м.

В санитарном варианте самолет-амфибия обеспечивает эвакуацию на специальных носилках до 40 раненых в сопровождении медиков.

Для обеспечения точной навигации по маршруту, в районе авиационных работ и при заходе на посадку Бе-200ЧС оснащен пилотажно-навигационным комплексом АРИА-200 с характеристиками точности навигации, соответствующими требованиям RNP-1 ИКАО. АРИА-200 обеспечивает в полете автоматический контроль, анализ и запись параметров полета, работы двигателей и всех бортовых систем самолета.

В поисково-спасательном варианте Бе-200ЧС оснащается надувной шлюпкой «Орион-25С», спасательными плотами типа ПСН-10 и ПСН-25/30, которые позволяют успешно спасать терпящих бедствие на акваториях.

В варианте морского спасателя самолет оснащается, кроме того, радиостанциями морского диапазона, поисковыми прожекторами, системой внешнего звукового оповещения SG-U-600, а также медицинским диагностическим оборудованием.

Возможности многоцелевого самолета-амфибии Бе-200ЧС были представлены в ходе демонстрационных полетов на о. Сардиния (Италия) в 2003 г. и в аэропорту «Внуково» в августе 2004 г.

Российские авиационные технологии спасения и тушения пожаров с применением Бе-200ЧС были удостоены золотой медали на 32-м международном салоне новой техники и технологий в 2004 г. в Женеве.

Аэромобильные спасательные комплексы

Особой гордостью авиации МЧС являются аэромобильные спасательные комплексы (АСК). Указанные комплексы входят в состав Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования и способны проводить спасательные операции и гуманитарные акции в различных климатогеографических условиях, в любое время года и суток. АСК представляют собой сложные системы, объединяющие технические возможности авиационной и спасательной техники в сочетании с высоким уровнем профессиональной подготовки летных экипажей и спасателей при условии четкой организации и взаимодействия в ходе проведения поисково-спасательных работ. Состав аэромобильных спасательных комплексов в зависимости от видов и масштабов ЧС, а также от поставленной задачи, может быть оперативно изменен.

Основу аэромобильных спасательных комплексов составляет один или несколько транспортных самолетов типа ИЛ-76, которые выполняют в основном задачи по доставке составляющих комплексов и в то же время могут решать такие самостоятельные задачи, как тушение очагов пожара, поиск и обнаружение потерпевших, эвакуация пострадавших из зоны ЧС.

В состав первого варианта АСК входят спасательные вертолеты легкого класса типа БО-105 (БК-117), которые имеют оптимальные габаритные размеры и складывающиеся лопасти, обеспечивающие возможность их транспортировки в самолете ИЛ-76. Время подготовки к вылету данных вертолетов после выгрузки из самолета не превышает 20 минут.

Данный вариант АСК является основным и хорошо зарекомендовавшим себя при работах на региональных, федеральных, трансграничных ЧС, а также при проведении международных спасательных акций и гуманитарных миссий. Задачи по предназначению выполняются автономно, в течение не более двух недель.

Транспортный самолет ИЛ-76 обеспечивает доставку комплекса в заданный регион. Автомобильная аварийно-спасательная техника повышенной проходимости обеспечивает доставку основной группы спасателей и специалистов в зону ЧС и их работу в зоне. Как правило, в комплект данной техники входит типовое специальное аварийно-спасательное оборудование и инструмент, обеспечивающий работы при практически любых видах ЧС (за исключением химически опасных техногенных аварий). В случае возникновения химических техногенных аварий и катастроф данная аварийно-спасательная техника комплектуется специальным снаряжением и инструментом. Средства автомобильного жизнеобеспечения включают в себя пневмокаркасные модули с отоплением, освещением, местами для размещения спасателей, медиков и специалистов. Эксплуатационный, температурный диапазон применения средств жизнеобеспечения от -40°С до +50°С. Спасательный вертолет легкого класса типа БО-105 (БК-117) обеспечивает поисковые, при необходимости аварийно-спасательные мероприятия, а также выполняет мониторинг места ЧС, контролирует распространение последствий ЧС, координирует действия спасательных групп, а в некоторых случаях применяется для экстренной передислокации поисково-спасательных групп в различные точки зоны ЧС.

В составе второго варианта АСК находятся вертолет легкого класса типа БО-105 (БК-117), легко трансформируемый из аварийно-спасательного в санитарный вариант, аэромобильный госпиталь со средствами жизнеобеспечения, автомобильная техника повышенной проходимости, группа квалифицированного медицинского персонала и спасатели.

Данный вариант АСК применяется в основном при федеральных и трансграничных ЧС с большим количеством пострадавших. Это, как правило, результаты стихийных бедствий - наводнений, землетрясений, а также последствий международных конфликтов. Данный вариант АСК применялся в Югославии, Индии, Турции, Афганистане, Ленске, Каспийске и др.

Третий вариант АСК - это вариант десантируемого аэромобильного комплекса. В этом случае самолет ИЛ-76 оснащается штатным десантным оборудованием для десантирования грузовых платформ типа П-7, ПП-128. Данный вариант АСК обеспечивает экстренную доставку аварийно-спасательной техники, средств жизнеобеспечения, медиков и спасателей в заданную точку методом парашютного десантирования грузовых платформ, на которых устанавливается автомобильная техника повышенной проходимости, комплект аэромобильного госпиталя со средствами жизнеобеспечения.

Экипаж самолета ИЛ-76 осуществляет десантирование грузовых платформ в заданную точку с высоты 500-800 м, далее с набором высоты 800-1500 м производится десантирование спасателей и медицинского персонала аэромобильного госпиталя, прошедшего специальную парашютно-десантную подготовку. Доставка неподготовленных специалистов осуществляется на парашютных системах типа «Тандем» парашютистами-спасателями, имеющими допуск в качестве тандем-пилотов. Личный состав с помощью автомобильной техники повышенной проходимости производит подбор парашютно-десантной техники и аэромобильного госпиталя и осуществляет передислокацию в базовую точку. Далее производится разворачивание госпиталя и систем жизнеобеспечения. Оказание первой помощи пострадавшим может быть произведено уже через 20-30 минут после приземления и расшвартовки госпиталя, а полномасштабная деятельность госпиталя по приему пострадавших с рентгеновским контролем осуществляется через 45 минут - 1 час.

Четвертый вариант АСК предназначен для экстренной доставки групповых спасательных плавсредств терпящим бедствие на акваториях Мирового океана также методом десантирования. В этом случае на самолет ИЛ-76 устанавливается штатное напольное оборудование, на котором размещаются парашютно-грузовые системы типа ПГС-1000 с установленными на них спасательными плавсредствами. Максимальное количество десантируемых платформ - 26, по четыре плота типа ПСН-10МК на каждой. Технологически все плоты соединены в так называемую гирлянду.

Десантирование осуществляется с высокой степенью точности с высоты 150-200 м с наветренной стороны от терпящих бедствие. В заключительном заходе производится десантирование спасателей в специальном снаряжении для обеспечения подъема пострадавших на борт спасательных плавсредств.

Пятый вариант АСК предназначен для экстренной доставки спасательных средств и средств жизнеобеспечения грузов гуманитарной помощи на малогабаритных парашютно-грузовых системах типа ПГС-500 и ПГС-1000 с высот от 300 до 7000 м. Высотное десантирование, как правило, применяется в условиях высокогорья и в зонах международных конфликтов. Рассмотренные варианты аэромобильных спасательных комплексов далеко не полностью исчерпывают возможности самолетов типа ИЛ-76 как базовых носителей авиационных технологий. Так, на протяжении многих лет достаточно эффективно используются выливные авиационные приборы ВАП-2, предназначенные для тушения ландшафтных (лесных) пожаров с борта самолета Ил-76ТД и представляющие собой легкосъемную, монтируемую в грузовой кабине самолета танкерную систему, заполненную огнегасящей жидкостью (водой или реагентом). Емкость двух резервуаров системы составляет 40 куб. м. Слив огнегасящей жидкости осуществляется через сливную систему, выполненную в виде лотков при открытом заднем люке и рампе. Слив производится с высоты 50-100 м и занимает 6-8 секунд. Заправка ВАП осуществляется на аэродроме через рукава, заведенные в грузовую кабину от гидрантов и пожарных систем. Время заправки составляет 10-30 минут.

«Винтокрылые спасатели»

Особое место в развитии и применении новых авиационных технологий занимают вертолеты авиации МЧС России. Вертолетный парк включает такие уникальные машины, как Ми-8 и Ка-32,

легкие аварийно-спасательные вертолеты Бо-105, БК-117, а также тяжелый многофункциональный вертолет Ми-26Т.

Нет смысла перечислять все задачи, которые выполняют «винтокрылые спасатели». Наиболее актуальной остается проблема пожаротушения. В этом направлении специалистами МЧС России внесен существенный вклад в развитие авиационных технологий по пожаротушению. Разработаны и успешно применяются водосливные устройства типа ВСУ-5 для использования на внешней подвеске вертолетов типа МИ-8, а также ВСУ-15 для использования на внешней подвеске вертолетов типа МИ-26. Эксплуатация в реальных условиях продемонстрировала высокую эффективность указанных устройств.

Кроме того, на базе системы типа ВСУ разработана и внедрена авиационная технология экстренной нейтрализации нефтяных загрязнений на суше и водных акваториях (за счет распыления специальных растворов, поглощающих нефтепродукты). Подобная система, ВОП-3, находит все более широкое применение.

Одной из последних разработок в области авиационных технологий является применение подвесной корзины для эвакуации из зоны ЧС пострадавших на внешней подвеске вертолета МИ-8. Непосредственно корзина представляет собой сборно-разборную конструкцию, которая предназначена для спасения (эвакуации) людей, терпящих бедствие на оторвавшихся льдинах, в горах, на крышах высотных горящих домов, на островках твердой земли при селях и наводнениях, то есть в условиях, когда посадка вертолета не представляется возможной.

Эффективной также является дистанционная система ДВС-УЛЗ-ФРЗ, предназначенная для уничтожения ледяных заторов с использованием фюзеляжного раскладчика, промежуточного дистанционного устройства и зарядов аммонита (тротила) в мешках с многоцелевым взрывателем замедленного действия. Основной принцип работы заключается в выбросе зарядов, снабженных взрывателями, с установленным (необходимым) интервалом времени с вертолета Ми-8МТ.

Уникальным по своей значимости является создание авиационной технологии на базе легких вертолетов типа БО-105, БК-117 для оказания экстренной помощи пострадавшим при различных ЧС в субъектах Российской Федерации. На сегодняшний день отработана и оформлена нормативно-правовая база для выполнения данного вида работ в московском мегаполисе, подготовлены посадочные площадки на территориях ряда московских городских больниц, сформированы и обучены экипажи вертолетов и бригады Комитета здравоохранения г. Москвы для оказания экстренной помощи, организовано регулярное дежурство.

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день МЧС - единственная структура в стране, соединившая в единое целое авиацию и спасателей. Министерство обладает уникальной техникой и высокопрофессиональными экипажами для проведения специальных аварийно-спасательных работ. Авиация - основа мобильности и эффективности действий любой «чрезвычайной» службы.

6.Примеры спасательных операций с помощью авиации.

«Спасение экспедиции челюскинцев»

13 апреля 2014 г. исполнилось 80 лет со времени успешного завершения беспримерной по масштабам арктической экспедиции по спасению 104 человек команды и научной экспедиции раздавленного льдами парохода «Челюскин» на Чукотке.

Эта гуманитарная миссия имела мощный политический резонанс во всем мире. Не случайно спустя три дня после её успешного завершения, 16 апреля 1934 г., ВЦИК СССР своим указом установил высшую степень отличия — звание Героя Советского Союза. Первыми Героями стали семь летчиков, вывезших зимовщиков со льдины — Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнёв, Водопьянов, Доронин , остальных пилотов и бортмехаников наградили орденами. Впоследствии за мужество и героизм звание Героя Советского Союза в СССР получили более 12 тысяч человек. В новой России это высшее отличие трансформировалось в звание Героя России. Между тем полеты на льдину и эвакуация людей из ледового лагеря — это героическая, но всего лишь «надводная» часть «айсберга» проделанной работы, в то время как его «подводная» или «рабочая» часть осталась практически забытой. Достаточно полную и «непридуманную» картину коллективного подвига сохранил лишь сборник воспоминаний «Как мы спасали челюскинцев» . Накануне празднования 7 ноября 1933 г. начальник научной экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидт радировал в Москву, что они находятся в Беринговом проливе у острова Диомида, всего лишь в двух милях от чистой воды.

2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, Челюскин (пароход) вышел из Мурманска во Владивосток. Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. 1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован. Он дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года ему удалось войти в Берингов пролив, однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека.

На «Юнкерсе» W-34 вывезли на материк остальных челюскинцев. Всего летчики совершили 24 рейса.

Все 104 человека, два месяца проведшие в условиях полярной зимы на льдине, были спасены за счет авиации.

«Война на Северном Кавказе»

Чеченские события 1994-1995 годов явились серьезным испытанием для МЧС России и создаваемой авиации. Вместе с авиацией МО и МВД России, обеспечивавших переброску воинских подразделений и частей, боевой техники в район вооруженного конфликта, авиация МЧС России выполняла гуманитарные задачи, эвакуацию беженцев, больных и раненых из районов боевых действий, поставляла грузы гуманитарной помощи. С началом чеченского конфликта был сформирован отдельный вертолетный отряд для выполнения гуманитарной миссии.

На вертолетах летчики министерства только за январь-апрель 1995 года совершили 654 боевых вылета. Под постоянными обстрелами бандитских формирований из пунктов боевых действий авиагруппа эвакуировала 4112 человек раненых, больных, беженцев. В различные районы вооруженного конфликта вертолетами оперативной группы МЧС России было доставлено 317 тонн продовольствия, медикаментов и гуманитарных грузов. Вертолетчики (командир отряда С. Зикеев) организовали эвакуацию раненых и больных непосредственно с поля боя в госпитали и больницы. Неоднократно подвергавшиеся стрелковому обстрелу со стороны бандформирований они не потеряли ни одного летательного аппарата, ни одного экипажа.

Первыми авиаторами МЧС России, получившими боевые награды за спасение людей стали: полковники Гарин В., Пластков А., Зикеев С., Мирошниченко О., Мудренов В., Бортан С., Павлов А., генерал-лейтенант запаса Козлов Л.

«Спасательная операция и тушение пожаров в Курганской облости.

Самой крупной операцией с применением авиации МЧС России стало тушение в мае 2004 года лесных пожаров в Курганской области. В состав противопожарной авиационной группировки министерства вошли два самолета-танкера Ил-76ТД, три вертолета Ми-26Т и два вертолета Ми-8МТВ, оборудованные специальными выливными приборами. В период с 14 по 20 мая авиация МЧС России совершила в Курганской области 145 вылетов на тушение крупных очагов лесных пожаров. На них было сброшено в общей сложности 12 тысяч 789 тонн воды и специальных огнетушащих реагентов. Благодаря оперативным и профессиональным действиям авиаторов МЧС России удалось не допустить подхода огня к 13 населенным пунктам.

7. Заключение.

Авиация - это та основа, на которой строится мобильность и эффективность действий Чрезвычайной службы России.

В ходе исследования была выполнена основная задача - выяснить в процессе исследования степень значимости и роли авиации в проведении спасательных операций. Россия -огромная страна, со своим неповторимыми и разнообразными просторами. Большое количество красивых, но труднодоступных мест

Осуществлению экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации способствует развитие современных авиационных технологий спасения как наиболее эффективных способов реагирования на чрезвычайные ситуации и спасения терпящих бедствие людей.
Современный парк специальных самолетов и вертолетов МЧС России позволяет создавать авиационную группировку для пожаротушения, спасения людей в труднодоступных местах и на воде, организовывать воздушные пункты управления, ведения инженерной, радиационной и химической разведки, оказывать экстренную медицинскую помощь в крупных мегаполисах и т.д.

8.Вывод

На сегодняшний день авиация бесспорно занимает ведущее место в поисково-спасательных операциях. Одной из главных причин этого лидерства- быстрое реагирование и мобильность с учётом огромных территорий России. Ведутся большие разработки в создании новой авиационной спасательной техники. Всё больший акцент делается на беспилотную поисковую авиацию. Хотелось бы увидеть на вооружении МЧС такие машины как лёгкие экранопланы, аэроглиссеры, и т.д.

Проводя исследование я работал над собственным проектом спасательной техники - это модель самолёта амфиби

Список использованной литературы

3.http://www.mchs.gov.ru/
4. МЧС России, [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М.].: 2010. - Режим доступа: www.mchs.gov.ru

12.Книга " Авиация России" ЗАО «Издательский дом «Столичная энциклопедия», 2009 год.

Глава 2 КАРТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В АВИАЦИИ

1. Назначение карт

В авиации карты используются как при подготовке к полету, так и в процессе полета. При подготовке к полету карта необходима в целях:

1) прокладки и изучения маршрута полёта;

2) измерения путевых углов и расстояний между пунктами маршрута;

3) определения географических координат пунктов;

4) нанесения точек расположения радиотехнических средств, обеспечивающих полет;

5) получения данных о магнитном склонении района полета;

6) изучения рельефа местности и определения высоты гор и отдельных точек местности.

Еще в большей мере карта необходима в полете. В этом слу­чае она применяется в целях:

1) ведения визуальной и радиолокационной ориентировки;

2) контроля пути и прокладки линий положения самолета;

3) определения навигационных элементов полета.

Карты нужны также службе движения для руководства полета­ми и контроля за правильностью их выполнения.

В авиации карта является основным пособием для самолето­вождения. Без нее не может выполняться ни один полет.

В первые годы существования авиации для самолетовождения использовались обычные топографические карты. Пользоваться ими было неудобно.

По мере развития авиации и средств самолетовождения возник­ла необходимость в издании специальных авиационных карт, отве­чающих требованиям самолетовождения.

Большой вклад в разработку новых способов построения карт внесли советские ученые В. В. Каврайский, Ф. Н. Красовский, М. Д. Соловьев, Н. А. Урмаев и др.

В настоящее время для нужд авиации издаются различные кар­ты, которые отличаются большой точностью и совершенством вы­полнения.

2. План и карта

Правильно изобразить поверхность Земли можно только на глобусе, который представляет собой земной шар в уменьшенном виде. Но глобусы, несмотря на указанное преимущество, неудоб­ны для практического использования в авиации. На небольших гло­бусах нельзя поместить все сведения, необходимые для самолето­вождения. Большие глобусы неудобны в обращении. Поэтому под­робное изображение земной поверхности делается на плоскости (обычно на листах бумаги) в виде плана или карты.

Планом называется уменьшенное изображение на плоскости в крупном масштабе небольшого участка земной поверхности. План составляется без учета кривизны Земли. Небольшие участки земной поверхности радиусом 10-15 км можно практически при­нимать за плоскость и изображать на бумаге все элементы мест­ности без искажений.

Плану присущи следующие свойства:

1) отсутствие градусной сетки меридианов и параллелей;

2) равномасштабность во всех направлениях;

3) большая подробность деталей местности и передача очерта­ний предметов без искажений.

Планы составляются в масштабе 200 м в 1 см и крупнее. На них помещаются объекты, в изображении которых нужна большая под­робность.

Большие участки земной поверхности изображаются на карте.

Картой называется условное изображение всей поверхности Земли или отдельных ее частей в уменьшенном виде на плоскости с учетом шарообразности Земли. Как видно из определения, план и карта - это прежде всего уменьшенные изображения того или иного участка земной поверхности. Уменьшение зависит от приня­того для плана или карты масштаба.

3. Масштаб карты

Масштабом карты называется отношение длины линии, взятой на карте, к действительной длине той же линии на местно­сти. Он показывает степень уменьшения линий на карте относи­тельно соответствующих им линий на местности. Масштаб бывает численный и линейный.

Численный масштаб выражается дробью, у которой чис­литель- единица, а знаменатель - число, показывающее, во сколь­ко раз действительные расстояния на Земле уменьшены при нанесении их на

Рис. 2.1. Линейный масштаб

карту. Например 1: 1 000000, 1: 500 000. Чем меньше знаменатель численного масштаба, тем более крупным будет масш­таб данной карты.

Линейный масштаб представляет собой прямую линию, разделенную на равные отрезки, обозначенные числами, показыва­ющими, каким расстояниям на местности соответствуют эти отрез­ки (рис. 2.1). Линейный масштаб-это графическое выражение численного масштаба. Отрезок линии, положенный в основу линей­ного масштаба, называется основанием масштаба. Обычно основанием масштаба для удобства измерений на карте берется отрезок длиной в 1 см. Расстояние на местности, соответствующее основанию масштаба, называется величиной масштаба . На­пример, величина масштаба карты 1: 1 000000 равна 10 км.

Ввиду того, что шарообразную поверхность Земли нельзя изо­бразить на плоскости без искажений, масштаб не является постоян­ной величиной для всей карты. Принято различать главный и ча­стный масштабы.

Главным масштабом карты называется степень общего уменьшения земного шара до определенных размеров глобуса, с которого земная поверхность переносится на плоскость. Главный масштаб позволяет судить об уменьшении длин отрезков при пе­ренесении их с земного шара на глобус.

Масштаб в данной точке карты по данному направлению назы­вается частным. Если главный масштаб принять равным едини­це, то частные масштабы могут быть больше и меньше единицы.

На авиационных картах есть линии нулевых искажений, где со­храняется главный масштаб. На листах карт (на южной рамке) указывается главный масштаб.

4. Сущность картографических проекций и их классификация

Способ изображения земной поверхности на плоскости назы­вается картографической проекцией . Существует много способов изображения земной поверхности на плоскости.

Сущность любой картографической проекции состоит в том, что поверхность земного шара переносится сначала на глобус опреде­ленного размера, а затем с глобуса по намеченному способу на плоскость.

При переносе поверхности Земли с глобуса на плоскость при­ходится в одних местах растягивать изображения, а в других сжи­мать, т. е. допускать искажения. Каждая проекция имеет определенную степень искажения длин, направлений и площадей и опре­деленный вид сетки меридианов и параллелей. Выбор проекции для построения карты зависит от того, каким требованиям должна отвечать данная карта. Все существующие проекции условились подразделять по двум признакам: по характеру искажений и по способу построения картографической сетки.

По характеру искажений картографические проекции делятся на следующие группы:

1. Равноугольные . Эти проекции не имеют искажения уг­лов и сохраняют подобие небольших фигур. В равноугольных про­екциях угол, измеренный на карте, равен углу между этими же направлениями на поверхности Земли. Небольшие фигуры, изо­браженные на карте, подобны соответствующим фигурам на мест­ности.

Картами в равноугольных проекциях широко пользуются в авиации, так как для самолетовождения важно точное измерение направления (путевого угла, пеленга и т. п.).

2. Равнопромежуточные . В этих проекциях расстояние по меридиану или по параллели изображается без искажения.

3. Равновеликие . В этих проекциях сохраняется постоянст­во отношения площади изображения фигуры на карте к площади этой же фигуры на земной поверхности. Равенства углов и подобия фигур в этих проекциях нет.

4. Произвольные. Эти проекции не обладают ни одним из указанных выше свойств, но нужны для упрощения решения некоторых практических задач.

В основе любой картографической проекции лежит тот или иной способ изображения на плоскости сетки меридианов и парал­лелей.

Существует несколько способов изображения градусной сетки на плоскости. В одних случаях сетка меридианов и параллелей проектируется с глобуса на боковую поверхность цилиндра или конуса, которую затем разворачивают на плоскость, в других случаях проектирование осуществляется непосредственно на плос­кость.

По способу построения сетки меридианов и параллелей карто­графические проекции делятся на цилиндрические, конические, по­ликонические и азимутальные. Каждая группа проекций имеет оп­ределенные свойства. Правильно пользоваться картой можно, зная свойства проекции, в которой составлена данная карта.

5. Цилиндрические проекции

Цилиндрические проекции получаются путем проектирования поверхности глобуса на боковую поверхность касательного или секущего цилиндра. В зависимости от положения оси цилиндра от­носительно оси вращения Земли цилиндрические проекции могут быть:

1) нормальные - ось цилиндра совпадает с осью вращения Земли;

2) поперечные - ось цилиндра перпендикулярна к оси вращения Земли;

3) косые - ось цилинд­ра составляет некоторый угол с осью вращения Земли.

Карты в цилиндрической проекции издаются в не­скольких разновидностях.

Нормальная равноугольная цилиндрическая проек­ция приобрела всеобщее распространение для составления мор­ских карт. Эту проекцию называют еще проекцией Меркатора по имени голландского картографа, который ее предложил.

Построение этой проекции производится проектированием гло­буса из его центра на боковую поверхность цилиндра, касательно­го к экватору (рис. 2.2). После проектирования цилиндр разрезает­ся по образующей и разворачивается на плоскость. При проектиро­вании на поверхность цилиндра параллели растягиваются до дли­ны экватора. Соответственно на такую же величину растягиваются и меридианы. Поэтому проекция сохраняет подобие фигур и явля­ется равноугольной.

Карты в равноугольной цилиндрической проекции имеют сле­дующие основные свойства:

1) меридианы и параллели изображаются взаимно перпенди­кулярными линиями;

2) расстояния между меридианами одинаковые, а между па­раллелями увеличиваются с увеличением широты;

3) сохраняется равенство углов и подобие фигур;

4) масштаб переменный и с увеличением широты становится крупнее, поэтому расстояние между двумя точками определяется по специальной шкале, нанесенной на боковых обрезах карты. Эта шкала учитывает переменный масштаб по широте;

5) искажение масштаба практически не ощутимо только в по­лосе ±5° от экватора;

6) локсодромия изображается прямой линией, что является основным преимуществом этой проекции, значительно облегчаю­щим решение навигационных задач;

7) ортодромия изображается кривой линией, выпуклой к полю­су (т. е. в сторону более крупного масштаба).

В нормальной равноугольной цилиндрической проекции изда­ются навигационные морские карты.

Равноугольная поперечно-цилиндрическая проекция. Эту про­екцию предложил немецкий математик Гаусс, поэтому ее обычно называют проекцией Гаусса. Равноугольная поперечноцилиндрическая проекция получается путем проектирования земной поверхности на боковую поверхность цилиндра, расположенного перпен­дикулярно оси вращения Земли.

Для построения карт в этой проекции поверхность Земли де­лят меридианами на 60 зон. Каждая такая зона по долготе зани­мает 6°. Счет зон ведется на восток от Гринвичского меридиана, который является западной границей первой зоны (рис. 2.3). По широте зоны простираются от Северного полюса до Южного. Каж­дая зона изображается на своем цилиндре, касающемся поверх­ности глобуса по среднему меридиану данной зоны. Указанные особенности построения позволяют уменьшить искажения.

Карты в равноугольной поперечно-цилиндрической проекции имеют такие свойства:

1) незначительное искажение масштаба; на осевых меридианах искажения длин отсутствуют, а по краям зон на широте 0° не пре­вышают 0,14%, т. е. 140 м на 100 км измеряемой длины и практи­ческого значения не имеют;

2) сохраняется равенство углов и подобие фигур; на крайних меридианах зон фигуры изображаются в более крупном масштабе, чем на среднем меридиане;

3) осевой меридиан зоны и экватор изображаются прямыми взаимно перпендикулярными линиями; остальные меридианы - кривыми линиями, сходящимися от экватора к полюсам, а парал­лели- дугами, выпуклыми к экватору; кривизна меридианов в пределах одного листа карты незаметна;

4) в пределах одной зоны листы карт склеиваются без разры­вов;

5) локсодромия имеет вид кривой, выпуклой к экватору;

6) ортодромия на расстоянии до 1000 км изображается прямой линией;

7) на картах масштаба 1:200000 и крупнее нанесена километровая

Рис. 2.3. Поперечно-цилиндрическая проекция

сетка прямоугольных координат Гаусса.

В равноугольной поперечно-цилиндри­ческой проекции составлены карты масш­табов 1: 500 000, 1: 200 000, 1: 100 000, 1:50000, 1:25000 и 1:10000, т. е. все карты крупного масштаба.

Косая равноугольная цилиндрическая проекция. Эта проекция получается при проектировании земной поверхности на бо­ковую поверхность цилиндра, расположен­ного под углом к оси вращения Земли (рис. 2.4). Цилиндр располагают так, что­бы он касался глобуса по оси маршрута. Этим достигается уменьшение искажений на составляемой карте. На картах в этой проекции в полосе 500-600 км от осевой линии маршрута искажения масштаба не

превышают 0,5%. Ортодромия в полосе карты изображается пря­мой линией.

В косой равноугольной цилиндрической проекции издаются маршрутно-полетные карты масштабов 1: 1 000 000 и 1: 2 000 000, а также бортовая карта масштаба 1: 4 000 000.

6. Конические проекции

Конические проекции получаются в результате переноса поверх­ности Земли на боковую поверхность конуса, касательного к одной из параллелей или секущего земной шар по двум заданным па­раллелям. Затем конус разрезается по образующей и разворачи­вается на плоскость. Конические проекции в зависимости от распо­ложения оси конуса относительно оси вращения Земли могут быть нормальные, поперечные и косые. Большинство авиа­ционных карт построено в нормальной конической проек­ции.

Равноугольные конические проекции. Равноугольные конические проекции могут строиться на касательном или на секущем конусе. Принцип построения такой проекции на касательном конусе (рис. 2.5) состоит в том, что все меридианы выпрямляют до сопри­косновения с боковой поверхностью конуса. При этом все паралле­ли, кроме параллели касания, будут растягиваться до размеров окружности конуса. Для того чтобы сделать проекцию равноуголь­ной и сохранить подобие фигур, производят растягивание меридиа­нов в такой степени, в какой были растянуты параллели в данной точке карты. Затем конус разрезается по образующей и разворачи­вается на плоскость.

Карты в равноугольной конической проекции на касательном конусе имеют следующие свойства:

1) меридианы изображаются в виде прямых, сходящихся к по­люсу;

2) угол схождения меридианов

где Δλ - разность долгот между заданными меридианами; φ - широта параллели касания;

3) параллели имеют вид дуг концентрических окружностей, расстояния между которыми увеличиваются по мере удаления от параллели касания;

4) на параллели касания искажения длин отсутствуют, а в по­лосе ±5° от этой параллели они незначительные и в практике не учитываются;

5) локсодромия изображается кривой линией, обращенной сво­ей выпуклостью к экватору;

6) ортодромия для расстояний до 1200 км изображается пря­мой линией, а для больших расстояний имеет вид кривой, обращен­ной своей выпуклостью в сторону более крупного масштаба.

В равноугольной конической проекции на касательном конусе издаются бортовые карты масштабов 1:2000000, 1:2500000, 1:3 000 000, 1: 4 000 000 и обзорная карта масштаба 1:5 000 000.

С целью уменьшения искажений поверхность Земли переносят на секущий конус (рис. 2.6). Равноугольная коническая проекция на секущем конусе имеет следующие свойства:

1) угол схождения меридианов определяется по формуле

σ= Δλ sinφ ср,

где Δλ - разность долгот между заданными меридианами; φ ср - средняя широта между параллелями сечения;

2) на параллелях сечения искажения длин отсутствуют, а в по­лосе ±5° от этих параллелей искажения незначительные;

3) масштаб в разных точках карты неодинаковый. На внешних сторонах от параллелей сечения он крупнее, а между параллеля­ми сечения мельче. Такое изменение масштабов обусловлено тем, что при переносе поверхности Земли на секущий конус изображе­ния на внешних сторонах от параллелей сечения, приходится растягивать, а между паралле­лями сечения

4) ортодромия изобра­жается кривой, выпуклой в сторону более крупного масштаба и имеет точку перегиба на параллели наи­меньшего масштаба.

В нормальной равно­угольной конической про-­ екции на секущем конусе издаются бортовые карты масштабов 1:2 000 000 (Москва - Берлин) и 1: 2 500 000.

7. Поликонические проекции

По принципу построения поликонические проекции незначи­тельно отличаются от конических. Они являются дальнейшим усо­вершенствованием конических проекций.

В поликонических проекциях земная поверхность переносится на боковые поверхности нескольких конусов, касательных к парал­лелям или секущих земной шар по заданным параллелям. На по­верхность каждого конуса переносится небольшой шаровой пояс земной поверхности (рис. 2.7). Затем каждый конус разрезается по образующей и разворачивается на плоскость. После склеивания полос получается поликоническая проекция.

Карты в поликонической проекции имеют следующие свойства:

1) средний меридиан изображается прямой линией и не имеет искажения длин; поэтому поликоническая проекция наиболее удоб­на для изображений территорий, вытянутых вдоль меридиана. Остальные меридианы имеют вид кривых линий;

2) параллели изображаются в виде дуг окружностей, проведен­ных из разных центров, лежащих на среднем меридиане;

3) нет нарастающего искажения масштабов к северу и югу, так как главный масштаб сохраняется по параллелям касания (се­чения) каждой полосы;

4) проекция имеет искажения длин и углов.

Эта проекция взята за основу для составления равноугольной международной проекции.

8. Видоизмененная поликоническая (международная) проекция

Видоизмененная поликоническая проекция была принята на международной геофизической конференции в Лондоне в 1909 г. и получила название международной. В этой проекции из­дается международная карта масштаба 1: 1 000 000.

Строится она по особому закону, принятому международным соглашением.

Принцип построения карт в видоизмененной поликонической проекции масштаба 1: 1000000 состоит в. следующем. Вся зем­ная поверхность делится на поя­са шириной по 4° и переносится на боковые поверхности конусов, секущих земной шар по задан­ным параллелям. Перенос мест­ности производится не сразу всего пояса, а отдельными сфе­рическими трапециями, размер которых равен 4° по широте и 6°

по долготе. На каждом листе карты меридианы изображаются прямыми линиями, сходящимися к полюсу, а параллели - дугами концентрических окружностей. На крайних параллелях листа искажений нет. В целях равномерного распределения иска­жений на листе карты меридианы, отстоящие от среднего мериди­ана в обе стороны на 2°, растягивают настолько, что изобра­жаются без искажений. Внутренние меридианы и параллели оставляют несколько сжатыми, а наружные меридианы несколько растягивают (рис. 2.8).

По характеру искажений видоизмененная поликоническая про­екция является произвольной. Искажения на листе карты настоль­ко незначительные, что проекцию практически считают равноуголь­ной, равнопромежуточной и равновеликой.

Особенности построения сетки меридианов и параллелей в меж­дународной проекции приводят к тому, что склеивать без разры­вов можно только листы одной колонки или одной полосы. Допус­кается склейка в «блок» девяти листов (3x3) карт масштаба 1: 1 000 000. В этом случае возникающие разрывы не вызывают существенных искажений длин и углов.

Ортодромия на картах в этой проекции на расстоянии до 1200 км изображается прямой линией, а локсодромия - кривой, выпуклой к экватору.

Угол схождения меридианов

σ= Δλ sinφ ср,

где φ ср - средняя широта листа карты.

В видоизмененной поликонической проекции, кроме карт масш­таба 1: 1000000, издается полетная карта масштаба 1: 2000000 и бортовая карта масштаба 1: 4 000 000.