Появление первой монеты в мире. Где появились первые монеты? Деньги имеют свою историю! Старые мастера и новая школа

Где были изготовлены самые первые монеты (дошедшие до нас) и получил лучший ответ

Ответ от ДИНамовец По духу[гуру]
Первые монеты
Монеты - металлические пластинки с рисунком, свидетельствующим, что это деньги. Первые монеты были изготов лены в VII в. до н. э. в Малой Азии, в царстве Лидия (ныне территория Турции) из электра, природного сплава золота и серебра. Для подтверждения установленного веса кусочков металла на них штамповался рисунок. Процесс штамповки получил название чеканки. Отчеканенный рисунок играл роль печати, или клейма, которым правитель гарантировал точность веса монеты. Опыт изготовления монет оказался удачным и вскоре распространился на Европу. Следует отметить появление других форм металлических денег: медных монет в Северном Причерноморье и Италии, бронзовых
имитаций орудий труда и раковин в Китае, серебряных колец в Таиланде, золотых и серебряных слитков в Японии.
Первые серебряные монеты
Монеты быстро распространились в эллинском мире. На монетах часто изображали эмблемы мест изготовления. Лев - символ Карий в Малой Азии; ваза, каракатица и черепаха - островов Андроса, Кеоса и Эгины. Жук был эмблемой Афин Можно определить время выпуска этих монет: они были обнаружены в фундаменте храма богини Артемиды (справа) в Эфесе, построенного около 560 г. до н. э.
Литые медные монеты
Слитки меди определенного веса служили деньгами до начала изготовления монет в Ольвии (Северное Причерноморье) , Риме и некоторых других этрусских и латинских городах. На медные слитки стали наносить изображения, которые превращали их в монеты. В Ольвии монеты обычно отливались в круглых формах, но иногда им придавали вид дельфина.
Слоновые монеты
В Риме первые слитки с изображениями сохраняли прямоугольную форму. Индийский слон на плате напоминает боевых слонов греческой армии, которая захватила Южную Италию в 280 г. до н. э.
Причудливые формы
Первые китайские монеты (около 500 г. до н. э.) делали из бронзы в форме орудий труда и раковин каури, служивших ранее деньгами. Монеты - орудия труда для использования в хозяйстве не годились.
Деньги-кольца
В домонетный период в Таиланде расплачивались серебряными кольцами определенного веса. В XVII в. кольца стали переделывать в монеты: их разгибали, ковали и клеймили государственным штемпелем.
Монеты-слитки
На рубеже XVI-XVII вв. Иэясу, будущий первый сёгун Токугава, преобразовал монетную систему Японии. Его золотые и серебряные монеты в виде кованых или литых пластин были очень похожи на слитки предшествующих эпох.

Ответ от Ўнона [гуру]
Считается, что первые металлические монеты появились только в VIII веке до н. э. в Китае. Чеканились они из меди. Спустя век были отчеканены первые золотые монеты.
Родиной их стала Лидия – могущественное рабовладельческое государство, располагавшееся в западной части Малой Азии. Впрочем, монеты были не совсем золотые. В Лидии разрабатывались месторождения, в которых золото находилось в сплаве с серебром. Этот сплав называют электрумом. Из него и делались монеты.
Самые древние монеты, дата чеканки которых известна, – это монеты, чеканившиеся в Лидии (Малая Азия) в 685-652 гг. до н. э. Первым об этом упоминает Геродот, сообщая, что лидийцы были «первыми из людей.. .чеканившими и использовавшими в употреблении золотые и серебряные монеты...» .
Лидия вела обширную торговлю с Грецией и своими восточными соседями. Поэтому позже монеты распространилась на всю зону греческой цивилизации в Средиземноморье и персидскую державу.
В эпоху зрелых рабовладельческих отношений в Древней Греции и Риме золото и серебро играли ведущую роль в денежном обращении, хотя параллельно с ними в употреблении были и медные монеты.
Для удобства расчетов при торговых сделках лидийцы ввели в обращение золотую чеканную монету - статер, на которой была изображена бегущая лисица - символ главного лидийского бога Бассарея.
Однако настоящее золотое обращение ввел в VI в. до н. э. легендарный лидийский царь Крез, чеканивший монеты весом 11 г из золота россыпей малоазиатской реки Пактол. Их называли "крезеиды"
Спустя век золотые монеты вошли в обиход в Персии. После завоевания Лидии персидским царем Киром золотые монеты начали чеканить и в других странах Ближнего и Среднего Востока.
Широкое распространение получили, например, дарики - монеты царя Персии Дария I, на которых он изображен стреляющим из лука.
После разгрома Персидской державы в IV в. до н. э. Александр Македонский стал богатейшим человеком всех времен и народов, захватив не менее четырех тысяч тонн золота из сокровищниц персидских царей.
Естественно, что в эпоху эллинизма самыми надежными деньгами были высококачественные золотые статеры с его профилем весом 7,27 г.
С III века до н. э. золотые монеты начали чеканить в Риме. Именно римлянам суждено было назвать новое изделие монетой – денежный двор находился в храме Юноны-Монеты, изделия двора стали называть монетами.
Появление золотых монет в России связывают со временем князя Владимира Святославовича. В самом конце 18 века, в 1792 году, была найдена в Киеве первая древнерусская монета. Ее обнаружили среди церковных привесок к иконам. Это был сребреник князя Ярослава Мудрого.
А еще через несколько лет стала известна и первая золотая русская монета – златник князя Владимира. Вес златника – около 4 граммов. От златника произошла русская единица веса – золотник (4,266 г) .
В настоящее время можно считать установленным, что чеканка первых монет на Руси началась при Владимире, в конце Х столетия.
ссылка

Принято считать начало русской государственности 882 годом нашей эры, когда новгородский князь Олег со своей дружиной взял город Киев. Именно с этого момента начинается официальная история нашего государства. Как и другие страны, на Руси с самого начала появились не только государственные органы, но и деньги.

Самыми старинными монетами, найденными на Руси, являются византийские серебряные и золотые монеты.

С одной стороны на монете изображался портрет императора, другую могли занимать различные изображения, надписи и номинал монеты. Именно такой тип монеты на Руси взяли за образец. Именно, благодаря византийцам, мы имеем такой современный вид монеты в настоящей России.

Менялись эпохи и правители, гербы и названия, а Россия развивалась и процветала, а с ней эволюционировала и монета.

Начало чеканки монет непосредственно на Руси ведёт нас, благодарных потомков, в Киевскую Русь, где ориентировочно в конце Х века появляется «Сребреник». На монете изображался Киевский князь, а рядом с ним герб Рюриковичей - парящий сокол в виде трезубца.

Однако, полноценного цеха по производству монет на Руси того времени так и не появилось. Основной денежной единицей стал серебряный слиток, называемый Гривной.

В ХIII веке меняется техника производства денег. Теперь монеты стали изготавливать из серебряной проволоки. Отсюда появляется знакомое нам всем название «Рубль» от того, что слитки «рубили» из проволоки. Размеры слитков были различны по весу и форме. Свои рубли выпускали Москва и Новгород. Из рубля изготовляли монеты.

Но всё это было кустарным производством. Первые массовые монеты на Руси стали делать в начале ХV века в Москве, затем в Суздальском княжестве, а после в Рязани и Твери. На первых Московских монетах изображался в основном Дмитрий Донской, но часто встречаются монеты с изображением со всадниками, воинами с оружием в руках, животными как существующими, так и мифическими. Это было связано с тем, что как такового монетного двора не существовало, и монеты производили серебряных дел мастера, которым князь лично разрешал чеканить монету для пополнения монетного фонда. Так монеты чеканили даже уездные князья и богатые бояре. На московской монетах с другой стороны изображалась надпись на татарском языке. Дело в том, что уже в то время Московия активно завоёвывала рынки Поволжья, где основным языком был татарский, поэтому деньги были «мульти язычными». Это дало свои плоды, во второй половине ХV века и до включения этих земель в состав России, российская старинная монета, называемая «денгой» прочто удерживала лидерство в регионе и была аналогом доллара в современном мире.

По мере централизации государства и создания внутреннего рынка, деньги стали чеканиться только с русскими надписями, да и потребность в распространении денег за границу отпала.

Следующей вехой в истории медных денег на Руси принято считать 1534 год, год, когда оканчивается денежная реформа Елены Глинской. Теперь на Руси стали чеканить деньги единого государственного образца. На монете был изображён всадник с копьём, отсюда пошло новое название - «копейка». Копейка стала на долгое время самой крупной монетой московского царства.

Серебро стало единственным материалом для производства денег на долгое время. Многие цари пытались проводить денежную реформу, вводились и медные деньги, а Василий Шуйский даже выпустил первые золотые деньги, но всё это было каплей в море и часто проваливалось. Так, медный бунт даже получил отдельную главу в учебниках истории и москвоведения.

Очередной шаг в развитии российских денег сделал царь-реформатор Пётр Алексеевич Романов, известный больше, как император Пётр I . В 1704 году Пётр проводит денежную реформу. Появляются серебряные рублёвые монеты, полтинники, полуполтинники, гривенник, пятачок с надписью «Десять денег» и Алтын, равный трём копейкам.


Теперь с одной стороны царской монеты изображался двуглавый орёл - герб Российской империи, как было принято во всех европейских странах. С 1730 года на теле орла появляется герб московского царства - Георгий Победоносец.

Помимо серебра, велись работы и над медной монетой. Дело в том, что всё правление Петра I велись поиски номинала медной монеты, поэтому медные этого периода часто менялись по весу и форме.

Дальнейшее развитие монеты в России шло по нарастающей. Монеты становились больше в объёме, ценнее по весу, изображение императоров становилось всё более чётким и искусным.


С развитием государства, постепенно стали появляться бумажные деньги, первые появились в Российской Империи ещё при матушке-императрице Екатерине II . Окончательной точкой чеканки монеты в Российской империи стал 1917 год, Первая Мировая война, революция. Экономика России того периода характеризовалась фразой И.А. Вышнеградским, министра финансов России в 1887-1892 годах, «Не доедим, но вывезем».

В 1915 году дошло до того, что в царской армии не было снарядов и патронов, солдатам некоторых частей выдали топоры на длинных палках, для отражения атак немцев и австрийцев. В стране всё больше богатели богатые и всё сильнее беднели бедные. Такое положение дел привело к революции в феврале 1917 года, когда ситуацией воспользовались буржуазные круги, и к Великой Октябрьской Социалистической Революции. Новая власть быстро осознала потребность в своих собственных, новых деньгах. О монетах советской эпохи будет рассказано в другой статье...

Создание монет - одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет - это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы « пройдемся » по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи - их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны - доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII-XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера - Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию - она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа - гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие - полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет - в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед . В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед . У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет - наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки - чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет - пруф-лайк , или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6-0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка - центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа - это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш А также не забывайте на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

До происхождения монет на протяжении веков миссию платежного средства, т.е. денег, выполняли различные предметы применения: раковины, рабы, зерно, скот, и другое. В эпоху бронзы денежным эквивалентом стал металл.

С развитием торговли, и производства ведущюю роль стали выполнять слитки из драгоценных металлов и меди разной формы и веса, имея высокую ценность при относительно небольшой массе. Во втором тысячелетии до н.э. в Вавилоне купцы при применении слитков или колец из драгоценных металлов гарантировали их вес и содержание металла клеймом.

Около 700 года до н.э. в Лидии и ионических городах Малой Азии появились монеты, которые постепенно начали вытеснять весовые деньги. Они отличались от весовых денег тем, что их изготовлением занималось само государство. Из монеты получились деньги в виде удобного кусочка металла, за содержание благородного металла в котором государство ручалось нанесенным изображением и надписью. Помимо экономической функции, оно придало этому средству платежа и обращения еще и функцию носителя информации. Появление монет стало в качестве платежного средства к существованию, и привело к укреплению ключевых позиций государства в экономике.

К примеру сказать, в Греции, где денежные фабрики были государственные, жизнь без государства, государственного регулирования и государственных законов для граждан страны стала невозможной уже и по экономическим причинам. Монеты это знак, отчеканенный из золота, серебра, меди или других металлов и сплавов имеет лицевую - аверс, и оборотную - реверс, стороны. Сбоку поверхность монеты - гурт.

Самые первые монеты появились в высокоразвитой культуре древнего Китая в середине второго тысячелетия до н.э. Были изготовлены из бронзы литьём. В VII в. до н.э. в странах Средиземноморья появились первые чеканные монеты. Изготовление и чеканка монет было делом относительно простым, сперва плавили металл и отливали маленькие круглые диски, эти диски подвергали чеканке.

В античности развитие монет происходило греческими рабовладельческими государствами, затем Древним Римом и достигло своей вершины в период наибольшего расширения территории Римской империи. Слово «монета» - это одно из имен древнеримской богини Юноны и одновременно название первого римского монетного двора при храме Юноны на Капитолийском холме в Древнем Риме.

Когда появились первые монеты, появились и подделки. Так в Древней Греции этот вид преступления получил большое распространение, в IV в. до н.э. в Афинах в законах Солона за изготовление фальшивых монет была предусмотрена смертная казнь. Фальшивые монеты былы повседневным явлением, народ знал слова высеченные на стене святилища Аполлона в Афинах: «Лучше подделывать монету, чем истину ».

Во время недавних раскопок одного из древних поселений викингов в Англии археологи нашли старинную арабскую серебряную монету, которая оказалась вовсе не серебряной, а изготовленной из меди с тонким серебряным покрытием, это была искусная подделка. Считают главным центром фальшивомонетничества во времена расцвета Древнего Рима являлся экономически слабый Египет. Впервые возникли методы и приемы проверки подлинности монет. Когда Антоний прибыл в Египет, в его свите были опытные, как бы мы их сейчас назвали, «специалисты по экспертизе монет».

Основными металлами для изготовления монет в течение столетий были золото, серебро и медь. Государство или правитель, чеканившие деньги, удостоверяли как точность веса, так и пробу сплава монеты. В истории можно найти как минимум три способа подделки монет. Первый - это уменьшение веса монеты, или чеканка неполновесной монеты. Второй - уменьшение содержания драгметалла в монете, или снижение пробы монеты. Иногда такие способы подделки называют «порчей монет». И третий способ - изготовление «золотых» и «серебряных» монет из неблагородных металлов. Им только придавался вид подлинных, иногда их покрывали тонким слоем драгоценного металла.

Были приемы проверки подлинности монет. Простой при помощи ножа, срезался кусочек монеты и по срезу легко устанавливалось, настоящая или поддельная. Например, только покрытая слоем драгоценного металла. Правда, фальшивомонетчики быстро нашли выход из положения: они сами делали на поддельной монете надрез и серебрили его. Причем научились это делать очень давно. Кроме ножа, монету проверяли «на зуб»: если зуб не берет - значит, поддельная, так как хорошо было известно, что золото и серебро - относительно мягкие металлы, и зубы оставляли на них метку. Монету испытывали на звук бросали на камень, если был звонкий, чистый звук - значит, монета подлинная, глухой - поддельная.

Изготовление поддельных денежных знаков, а также переделка подлинных наносили ущерб государству, и фальшивомонетчики всегда строго преследовалось в соответствии с законами. Однако даже угроза самого сурового наказания, а практически везде это была смертная казнь, не останавливала фальшивомонетчиков.

Соблазн подделывать монеты был вызван еще и тем обстоятельством, что монеты первоначально чеканились крайне небрежно. Форма их была неправильная, изображения на аверсе и реверсе неясные. Объясняется это как несовершенством техники на монетных дворах того времени, так и отсутствием строгого государственного надзора за чеканкой и состоянием денежного обращения.

Порой перед соблазном обогащения путем фальшивомонетничества не могли устоять короли. Английский король Генрих VI весьма оригинально воспользовался открытием своего придворного алхимика, который установил, что если натирать медную монету ртутью, то ее очень трудно отличить от серебряной. С целью пополнить свою казну король без колебаний отдал приказ изготовить таким необычным образом партию «серебряных» монет. В обращении находились очень недолго: обманутые подданные были настолько возмущены, что пришлось прекратить «чеканку» этих монет.

Золотые монеты фальшивомонетчики в прошлом также не обошли своим вниманием. Алхимики - научились создавать особые металлические сплавы, очень похожие на золото, также сверлили дыры, заполняли их поддельным «золотом», а высверленную часть монеты собирали для дохода. Изготовление фальшивых денег в XVII-XVIII в.в. в Англии было делом обычным. Порой и банки не могли определить: где настоящие, а где фальшивые? Причина в том, что производство денежных знаков осуществлялось настолько небрежно, что подделать их не составляло особого труда. Так было до 1844 г., когда специальным законом в Англии был установлен четкий порядок изготовления денег и введены жесткие требования к их качеству.

Чеканка монет была одной из наиболее важных прерогатив государства. Выпуск был связан с именем нового государя. Чеканка монеты была знаком его прав, власти, политических успехов. Например, в X-XI в.в. были отчеканены одни из древнейших русских монет с изображением древнерусского князя на троне и подписями: «Владимир на столе», «Владимир, а се его злато», «Владимир, а се его серебро».

Историю производства и обращения русской монеты, которая насчитывает уже десять веков, можно разделить на несколько периодов:

  • монеты домонгольской Руси;
  • платежные слитки безмонетного периода;
  • монеты периода феодальной раздробленности;
  • монеты Русского централизованного государства;
  • монеты императорского периода;
  • монеты современного чекана.

Первые 4 относятся к самому большому времени - от начала русской монетной чеканки в конце X в. до завершения денежной реформы Петра I в начале XVIII в. Время выпуска в обращение монет пятой категории практически совпадает с периодом существования в России абсолютистского государства с начала XVIII в. и до 1917 г. Монеты императорского периода - это монеты регулярного чекана с точной датировкой, указанием имени правителя, номинала и места чеканки.

Самое раннее упоминание о фальшивомонетчиках на Руси можно найти в одной из новгородских летописей. В 1447 г. некий «ливец и весец» (литейщик и весовщик драгоценных металлов) Федор Жеребец промышлял изготовлением гривен из неполноценного металла. На Руси, как и везде, фальшивомонетничество каралось, тем не менее оно не прекращалось.

По решению царя Алексея Михайловича в 1655 г. были выпушены в обращение медные монеты с нарицательной стоимостью серебряных. А спустя некоторое время обнаружилось, что некоторые денежные мастера, жившие прежде небогато, при медных деньгах быстро обогатились. Причина этого стала понятна, когда у них изъяли незаконно чеканенные монеты и сами чеканы. Подделка монет в России в XVII в. превратилась в настоящее бедствие. Появилось огромное количество фальшивых медных денег. Кроме этого, в России также научились изготавливать «серебряные» монеты путем натирания их ртутью. Такие «монеты» были нередки, и их называли «портутены». В этот же период появились «серебряные» монеты, изготовленные путем покрытия медных болванок оловом (лужение).

Начало XVIII в. известно коренной ломкой денежного хозяйства, сложившегося в России в предшествующую эпоху. Реформа Петра 1 в 1698-1717 г.г. вывела русскую монетную систему на уровень развитых европейских стран. Эта реформа дала стране удобные средства платежа в виде серебряных и медных монет, набор номиналов которых был основан на десятичной системе. Ручная чеканка монет, являвшаяся основой русского монетного производства, была заменена машинной. Во внутреннем денежном обращении страны утвердилась медная монета, дискредитированная предыдущей реформой 1654-1663 гг. На всей территории России была установлена единая денежная система.

Мероприятия, проводившиеся правительством, были направлены на дальнейшее приспособление монетной системы к потребностям государства. При преемниках Петра I финансовое хозяйство России находилось в весьма запушенном состоянии. Государственная казна обременялась расточительностью императриц, сменявшихся на престоле, а также огромными затратами, связанными с ведением войн. Данные обстоятельства не могли не сказаться на состоянии государственного бюджета, который и без того был хронически дефицитным. Основными действиями правительства в области денежного обращения стали конъюнктурное изменение весовой нормы монет и пробы сплава монет из драгоценных металлов, а также увеличение объема монетной чеканки. Так, за 18 лет, прошедших с момента появления в России первых монет нового образца, введенных реформой Петра I, монетная стопа медной монеты, равнявшаяся вначале 12,8 руб. из пуда меди, повышалась трижды и к 1718 г. достигла 40 руб. из пуда (при цене на медь порядка 8 руб. за пуд). В результате казна значительно пополнилась дополнительной прибылью, но в денежном хозяйстве страны возникли крайне нежелательные явления. Прежде всего, одновременное обращение медных монет, чеканенных по различной весовой норме, привело к исчезновению из обращения полновесной медной монеты, а также серебряной и золотой, которую население удерживало у себя, а государственные налоги казна стала получать и легковесной медной монете. Кроме того, рынок оказался наводненным фальшивыми медными монетами, фабрикация которых после введения 40-рублевой монетной стопы стала чрезвычайно прибыльной и осуществлялась не только внутри страны, но и за рубежом.

Для 1 половины XVIII столетия становится характерным резкое увеличение чеканки медных монет с фискальной целью. Превратившись в основное средство обращения и платежа, обесценившиеся медные монеты поступали в казну в виде налогов и других платежей. Это снижало общий эффект от их чеканки, усиливало финансовые затруднения правительства. По этой причине правящие круги России вынуждены были временно отказаться от дальнейшего злоупотребления чеканкой медных монет и снижения содержания чистого металла в серебряной и золотой монете. Правительству необходимы были новые источники доходов, и прежде всего за счет выпуска в обращение новых денег. Таким источником и стала эмиссия бумажных денежных знаков, осуществленная в России в 60-х годах XVIII в. С этого времени монета в России начинает обращаться параллельно c бумажными денежными знаками - ассигнациями. Монеты, в первую очередь медные, постепенно превращаются в разменное средство при ассигнациях.

Постоянное увеличение количества ассигнаций, находящихся в обращении, выпуск которых использовался правительством как источник покрытия своих расходов, неизбежно привело к падению курса ассигнаций по отношению к золотой и серебряной монете. В связи с этим многие владельцы ассигнаций стремились разменять их на звонкую монету. Поскольку к концу 80-х годов XVIII в. для выполнения разменных операций Государственный ассигнационный банк уже не располагал необходимым количеством монет, правительство вынуждено было приостановить размен, причем без издания специального правительственного акта, что и привело к исчезновению из обращения золотой и серебряной монеты, которые стали средством накопления.

Манифест от 20 июня 1810 г. установил всеобщей законной счетной денежной единицей для всех платежей в стране рубль с содержанием чистого серебра в 4 золотника 21 долю (18 г), который стал основой денежной системы России в XIX п. Все ранее выпущенные серебряные и золотые монеты оставались в денежном обращении. Их стоимость выражалась в соотношении с новым серебряным рублем. Несколько позднее манифестом от 29 августа 1810 г. окончательно было определено назначение медной монеты, которая была признана разменной. В стране было объявлено о введении системы открытой чеканки серебряной и золотой монеты: каждый желающий мог принести на Монетный двор металл в слитках для изготовления из него монеты, плата за это не взималась. Предполагалось, что все эти мероприятия послужат созданию новой денежной системы России, основанной на серебряном монометаллизме с обращением банкнот, обеспеченных в основном серебром. Однако после вторжения в Россию Наполеона в 1812 г., когда война потребовала огромных материальных и денежных затрат, правительство было не в состоянии завершить реформу. Ассигнации были признаны законным платежным средством, обязательным к обращению на всей территории империи. Все расчеты и платежи должны были производиться преимущественно ассигнациями. Соотношение между бумажными и металлическими деньгами устанавливалось частными лицами, а не правительством. В 1815 г. курс ассигнационного рубля упал до 20 коп. серебром.

Изменения русской денежной системы на основе серебряного рубля была произведена в 1839-1843 г.г. В ходе этой реформы обесцененные ассигнации были постепенно заменены государственными кредитными билетами, подлежавшими равноценному размену на серебро. Медные деньги вновь приобрели роль разменного средства при серебряном рубле. Обозначение номинала медных монет образца 1839 г. содержит указание на то, что эти монеты равноценны серебряным, например: «2 копейки серебром». Главным средством платежа устанавливался серебряный рубль. Государственным ассигнациям отводилась роль только вспомогательного денежного знака. Они должны были приниматься по постоянному и неизменному курсу. Этот курс составлял 3 руб. 50 коп. ассигнациями за серебряный рубль.

Первого июля 1839 г. был опубликован указ «Об учреждении Депозитной Кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке». Депозитная касса принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. Билеты депозитной кассы были объявлены законным платежным средством с правом обращения по всей территории страны наравне с серебряной монетой. С помощью депозитных билетов, на 100% обеспеченных серебром и размениваемых на него, правительство стремилось возродить доверие народа к бумажным денежным знакам. Правительство не имело возможности использовать выпуск депозитных билетов с целью увеличения доходов государственного казначейства, для чего требовались иные принципы эмиссии. Постепенный переход к ним был совершен в процессе выпуска нового вида денежных знаков - так называемых кредитных билетов, только частично покрытых металлом. Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались наравне с серебряной монетой.

Введение системы серебрянных монет с обращением бумажных денежных знаков, на 1/6 покрытых металлом, в первый момент способствовало укреплению денежной системы в России. Однако в 1853 г. началась Крымская война, окончившаяся тяжелым военным поражением России и истощением ее финансов. Эмиссия временных выпусков государственных кредитных билетов явилась для правительства России главным источником финансирования военных расходов и покрытия дефицита государственного бюджета. Это привело к падению их курса и вызвано серьезные затруднения с разменом кредитных билетов на серебро и золото. В начале 1854 г. правительство вынуждено было прекратить свободный размен кредитных билетов на золото. Размен на серебро производился с перебоями. В 1858 г. он прекратился, так как разменный фонд не мог обеспечить звонкой монетой всех желающих. В поисках выхода из создавшегося положения правительство с 1860 г. увеличивает выпуск разменной серебряной монеты за счет уменьшения на 15 % содержания в ней чистого серебра: если начиная с 1764 г. серебряный рубль в разменной монете содержал 18 г чистого серебра, то теперь это содержание снизилось до 15,3 г. Повторное снижение содержания чистого серебра в разменной монете (до 9 г в рубле) было произведено с аналогичной целью в 1867 г. Одновременно была повышена цена медной монеты с 32 до 50 руб. из пуда. Денежное обращение носило явно инфляционный характер.

В конце XIX в. для стабильного развития экономики в России началась подготовка к денежной реформе, цель которой сводилась к замене инфляционного обращения неразменных бумажных денежных знаков системой золотого монометаллизма с банкнотным обращением, переход к которой уже совершили многие развитые капиталистические страны. Правительство, приступило к денежной реформе, предприняло ряд мер по постепенному внедрению золотой монеты в денежное обращение, стремясь при этом обеспечить определенное соотношение между кредитным и золотым рублем. Фактически золотые монеты участвовали в денежном обращении. Однако в стране денежной единицей формально все еще являлся серебряный рубль, что ограничивало сферу функционирования золотой монеты. Первым этапом реформы явилось разрешение в 1895 г. сделок с золотом. По таким сделкам уплата производилась либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа, 24 мая 1895 г. учреждениям Государственного банка было разрешено покупать и продавать золотую монету по курсу. Фактически это означало установление размена кредитных билетов на золото. 3 января 1897 г. было установлено, что 1 руб. золотом равнялся 1 руб. 50 коп. кредитными билетами. Тем самым был окончательно подготовлен переход к системе золотого монометаллизма, которая законодательно устанавливалась с 3 января 1897 г.

В ноябре 1897 г. был введен неограниченный размен кредитных билетов на золото, и им был присвоен статус законного платежного средства наравне с золотой монетой. Основой денежной системы Российской империи стал золотой рубль, который содержал 17,424 доли чистого золота. В связи с введением системы золотого монометаллизма серебряная монета была превращена во вспомогательное средство платежа.

Естественно, находившиеся в обращении серебряные и золотые монеты постоянно были объектом интереса фальшивомонетчиков. Конечно, власти предпринимали решительные шаги к тому, чтобы предотвратить подделку денежных знаков. Например, занимаясь составлением новых программ выпуска монет, чиновники Министерства финансов буквально с первых же шагов начинали думать об их защите. Так, в записке министра финансов, датированной 1 февраля 1867 г., «О выпуске в народное обращение новой разменной серебряной и медной монеты» читаем: «Для затруднения же подделки необходимо составить новые, более красивые рисунки, приняв, кроме других улучшений, для надписей на монете два рода букв: выпуклые и вдавленные. Буквы эти требуют разного способа приготовления, и, следовательно, для выделки фальшивых штемпелей будет необходимо большое искусство ». Необходимо отметить, что, помимо большого искусства, производство вдавленных и выпуклых надписей требует еще и сложных технических приспособлений, в том числе и мощного прессового оборудования, которого, конечно же, фальшивомонетчики не имели.

Система золотого монометаллизма с обращением кредитных, билетов просуществовала в России вплоть до 1914 г. С первых же дней после вступления России в Первую мировую войну правительство для покрытия дефицита государственного бюджета начало использовать эмиссию кредитных билетов, а закон от 27 июля 1914 г. ликвидировал размен кредитных билетов на золото. С развитием инфляционного процесса, начался и процесс исчезновения звонкой монеты из обращения. С прекращением размена кредитных билетов на золото население стало тезаврировать золотую, а затем серебряную монету. Золотая, серебряная, а впоследствии и медная монета полностью исчезли из обращения и осели на руках у населения и форме сокровищ.

После долгого перерыва монета вернулась в денежное обращение уже в советское время. На завершающем этапе денежной реформы 1922-1924 г.г. в обращение была выпущена заготовленная ранее серебряная монета достоинством в 10, 15, 20, 50 коп. и 1 руб. и медная монета в 1, 2, 3 и 5 коп. Таким образом, была осуществлена первая монетная программа Правительства СССР. Однако в конце 20-х годов было окончательно признано, что чеканка монет из золота, серебра и меди «съедает» огромное количество дорогостоящих и дефицитных металлов. Это понимали еще в дореволюционной России. В 1910-1911 г.г. Министерство финансов совместно с монетным двором разработало программу замены дорогостоящего серебра в разменной монете на никелевые сплавы, которые уже с середины XIX в. успешно применялись в монетном деле некоторыми странами Европы. В перспективе намечалась чеканка бронзовых монет. В 1911 г. были изготовлены пробные никелевые монеты, но монетная реформа не была завершена: помешала война, а затем революция. Ее осуществили уже в советский период.

Во второй половине 20-х годов чеканка медной и серебряной (монеты все еще продолжалась, выбор материала для новых монет был уже сделан: бронза и медно-никелевый сплав. В 1930 г. произвели пробную чеканку медно-никелевых монет достоинством от 10 до 20 копеек, а в конце 1931 г. Ленинградский монетный двор начал массовое их производство. В те годы был определен круг материалов, из которых изготавливаются российские монеты и сейчас.


Добавить в закладки

Добавить комментарии

До того как появились первые монеты, их функцию выполняли другие различные предметы: ракушки, зерно, скот и т.д. По мере того, как развивалась торговля, роль денег перешла к металлическим изделиям: их высоко ценили, поскольку они были изготовлены из драгоценных пород и имели разнообразные форму и вес.

Древние греки верили, что впервые монеты изобрели их мифические герои. Римляне же полагали, что авторство создания первых денежных знаков принадлежит их богам. По их представлениям именно богом Янусом были изготовлены самые первые монеты: на них он отчеканил корабельный нос в честь Сатурна, бога времени.

Латинское слово «монета» можно перевести как «предостерегающая». Этим эпитетом римляне сопровождали имя Юноны – богини брака и рождения, жены Юпитера. Она не раз предостерегала жителей Рима о надвигающихся катастрофах или врагах. По близости ее храма работали мастера по изготовлению металлических денег, именно отсюда произошло название монет. Слово «мантия» имеет тот же корень. Оно символизирует предопределение судейскими решениями человеческой судьбы.

Версия Геродота

Геродот был древнегреческим ученым, который занимался историей и жил в 5-м столетии до нашей эры. В своих работах он заявлял, что первые монеты появились в Лидии. Эта страна располагалась в Малой Азии.
Учеными-современниками однозначно установлен тот факт, что монеты действительно впервые были изготовлены здесь примерно в 685г. до нашей эры. Это пришлось на период царствования Ардиса; государство занималось самостоятельным изготовлением монет. Материалами для их производства служили золотые и серебряные сплавы. С лицевой стороны монеты выбивалась проба, с противоположной – ассирийский лев, точнее его голова.

Денежная история

Спустя много десятков лет монеты стали изготавливать в греческой Эгине. Считается, что в этом городе денежные знаки появились позже, чем в Лидии, но самостоятельно и независимо от малайзийской страны. Эгинские монеты были серебряными и имели отличную от монет Лидии форму.

Монеты вскоре появились на всей греческой территории, а затем и в Персии. Потом они пришли в Римскую империю. Индийские и китайские монеты появились отдельно и независимо. И лишь царем Лидии, которого звали Крёз, был принят стандарт – 98 процентов драгоценных металлов. Также была установлена царская печать с гербом на аверсе. Это были головы быка и льва.

Монеты стали удобным предметом обмена, поэтому они получили большую популярность

Их форма была самой разной: круглая, четырех- или многоугольная и т.д. Кроме того, их было легко хранить, они имели достаточно малый вес и размеры, причем условная ценность оставалась такой же высокой.