Оцифровка топографических карт. Оцифровка карт

Еще лет пять-десять тому назад карты, планы, чертежи – выполнялись с использованием линеек, карандашей и ластиков. Иной, чем бумажный, формат любых графических документов вообразить было трудно. Но технический прогресс не стоит на месте, и сегодня представить геодезиста, который вычерчивает топографические карты вручную – просто невозможно. На смену неприхотливым чертежным приспособлениям пришло новое высокотехнологическое оборудование, оснащенное специальным программным обеспечение. С его помощью осуществляется составление новых и оцифровка старых топографических карт, которые хранятся до сих пор в виде бумажных рулонов. В Москве и области оцифровка топографических карт выполняется сотрудниками компании ООО "Геотоп Инжиниринг".

Термин "оцифровка топографических карт" (или векторизация графических документов) обозначает собой перевод любой графической документации из бумажного варианта в цифровой, электронный вид. Оцифровка карт и чертежей особенно популярна в больших компаниях или предприятиях. Дело в том, что для хранения и работы с документацией в старом виде, приходится задействовать специально с этой целью несколько сотрудников достаточно высокой квалификации. Плюс к этому необходимо помещение для хранения всех документов, по сути своей – архив. Для того, чтобы разыскать требуемый материал, скажем семилетней давности, придется поднять сотни документов, и не факт, что необходимая карта или чертеж сохранились.

Оцифровка топографических карт значительно облегчает и упрощает работу с необходимыми современными и архивными документами. Отпадает необходимость в содержании штата сотрудников и помещения – оцифрованные (векторизованные) карты сохраняются в компьютере как обычные файлы. Если оцифрованная карта не является носителем секретной информации, сотрудник может скопировать ее и хранить в удобной для работы форме. Оцифрованные топографические карты легко редактируются; они достаточно просто восстанавливаются в случае утраты. При этом оцифрованные карты можно копировать бесконечно без потери качества копий.

Важный момент: оцифровка карт имеет и обратное действие: в случае необходимости создать бумажную копию – секундное дело. Оцифровка карт дает возможность мгновенно передавать их электронные варианты на e-mail любому адресату. В то же время хранение и безопасность оцифрованных карт осуществляется самыми современными способами и средствами защиты, что особо актуально для Москвы и области, с их большим количеством центральных офисов ведущих компаний.

Оцифровка карт дает еще одно неоспоримое преимущество: создание трехмерной модели местности, позволяющей увидеть нужный участок территории не плоским изображением, а как реальный рельеф местности. Причем оцифровка карт занимает сравнительно мало времени: от считанных часов до целого рабочего дня.

Однако не стоит считать, что оцифровка топографических карт сводится к обычному сканированию бумажной версии. Это сложный процесс, требующий от выполняющих его специалистов знания всех тонкостей работы и большого опыта. Наша компания, выполняет оцифровку карт даже в случае утраты части данных, которые невозможно восстановить при обычном копировании.

Рельеф суши:

1. Горизонтали, обрывы и др. элементы рельефа цифруются с учетом направления
оцифровки по правилу «большая высота - слева», т. е. слева по направлению оцифровки го
ризонтали находится горизонталь с большим значением высоты (рис. 8.18, а).

2. Горизонтали замыкаются на линиях оврагов, промоин, обрывов и др., и в местах их
соединений должны стоять совпадающие по координатам узлы (рис. 8.18, б).

Рис. 8.18. Правила цифрования горизонталей:
а - направление оцифровки;
б - замыкание горизонталей по объектам рельефа

3. При пересечении горизонталями объекта площадной гидрографии или площадных
объектов микроформ рельефа они прерываются на береговой линии или на контуре микро
формы (рис. 8.19). При этом координаты точки метрики горизонтали должны совпадать
с каждой точкой микроформы рельефа.

4. Овраги и промоины, выражающиеся в масштабе карты, описываются как площадные
объекты в направлении «против часовой стрелки».

5. Промоины, изображаемые в одну линию, описываются по осевой линии условного
знака (по правилу «сверху вниз»).

6. Бергштрихи являются условно-линейными объектами и описываются двумя точками.
При этом начальная точка находится на горизонтали (с формированием узловой точки).

7. Горизонтали должны быть обязательно согласованы с объектами гидрографии.

Р ека микроформа рельефа

Рис. 8.19. Правила цифрования горизонталей

Гидрография, грунты:

1. При создании площадных объектов гидрографической сети для отделения различ
ных по названиям рек необходимо использовать вспомогательные линии. Между разными
объектами: река - море, река - озеро, река - рукав и др. проводится прямая вспомогательная
линия,
отделяющая их друг от друга (рис. 8.20, а).

Если в моря (озера) впадают крупные реки, имеющие широкую дельту с большим ко
личеством проток, то граница, разделяющая соответствующие объекты, проходит по лома
ной линии, которая соединяет по касательной острова дельты и проводится дальше по крат
чайшему расстоянию к береговой линии (рис. 8.20, б).

Рис. 8.20. Правила цифрования гидрографии

2. При создании площадного слоя гидрографии необходимо дополнить его соедини
тельными линиями (линии фарватера) на тех участках, где линейный объект прерывается
площадным; для рек с параллельными берегами, не выраженными в масштабе карты, допол
нительно цифруется фарватер реки. Линия фарватера должна замыкаться на береговую ли
нию океана, моря или озера. Точно на пересечении линейных и площадных объектов ставят
ся узлы. По непроточным площадным объектам линии фарватера не проводятся (рис. 8.21).

3. Отметки глубин цифруются как точечные объекты. За место положения отметки
глубины принимается центр подписи.

4. Болота, солончаки цифруются в двух слоях: сначала цифруются отдельные участки
болот по границе штриховки, а затем контуры, ограничивающие участки, принадлежащие
болоту (ориентировочным признаком может служить название, густота расположения
болот).

Рис. 8.21. Правила цифрования площадных объектов гидрографии

5. Если площадной объект гидрографии попадает, например, в покрытие болота, то
объект гидрографии копируется для получения совпадающих границ (рис. 8.22).

Рис. 8.22. Правила цифрования площадных объектов гидрографии:

а - совмещенные слои гидрографии и болота; б - отдельный слой болот

6. Урезы воды цифруются точно на береговой линии гидрографического объекта.

7. Линейные объекты: броды, перевозы, паромы, пристани, якорные стоянки, молы,
причалы и т. д. цифруются с формированием узлов по береговой линии площадного объекта
гидрографии.

Населенные пункты:

1. Для населенных пунктов, имеющих квартальную (рядовую) застройку, границей
является линия, оконтуривающая все кварталы данного населенного пункта, улицы, выходя
щие за пределы кварталов, отдельные здания (строения), территориально входящие в состав
населенного пункта. Контур должен отстоять от квартала на минимальном расстоянии
(рис. 8.23).

2. Для населенных пунктов с бессистемной или рассредоточенной застройкой грани
цей является линия, которая проводится через крайние строения.

3. Промышленные объекты, попавшие внутрь контура населенного пункта или кварта
ла (кладбище, стадион и др.), должны повторно находиться в слое социально-культурных
объектов.

Рис. 8.23. Правила цифрования населенных пунктов:

а - сведенные контуры населенных пунктов, кварталов и дорог;
б - слой контуров населенных пунктов; в - слой кварталов

4. Отдельные строения цифруются как точечные объекты.

Дороги и дорожные сооружения:

1. Начальными (конечными) точками объектов дорожной сети являются:

Точки, где меняется их характеристика (класса или материала покрытия - для автомо
бильных дорог; количества путей или вида тяги - для железных дорог);

Начальные (конечные) точки изображения дорог (места разработок полезных иско
паемых, морские переправы, переправы через реки с площадным характером локализации
и т. п.).

В начальных (конечных) точках объектов дорожной сети даются узловые точки.

2. Через населенные пункты, изображенные в виде пунсонов, дороги проводятся без
разрыва.

3. Если на дороге встречаются мосты, туннели, броды и др., то она показывается еди
ным объектом (не делится на отдельные объекты).

4. При примыкании дорог обязательно формируется общая точка.

5. Дороги в пределах населенных пунктов не описываются, если их изображение пре
рывается (между изображением дорог и улиц имеется разрыв). Отдельные участки дорог
в пределах населенных пунктов, изображенные условными знаками дорог, описываются со
ответствующими объектами (рис. 8.24).

Рис. 8.24. Правила цифрового описания дорог

6. Узловые точки формируются между дорогами, подходящими к населенным пунктам,
контуром населенного пункта и улицами. Если дороги переходят в улицы внутри населенно
го пункта, то узловые точки формируются между дорогами и контуром населенного пункта,
а также дорогами и улицами, являющимися их продолжением.

7. Через площадные объекты гидрографии дороги не прерываются при наличии линей
ного объекта моста. По береговым линиям в этом случае ставятся узлы, и участок дороги
между этими узлами копируется из слоя «мосты», но с сохранением кода дороги.

8. Транспортные сооружения (туннели, насыпи, выемки) цифруются с соблюдением
правила «большая высота - слева».

9. Точечный мост через линейную реку фиксируется узлом точно на пересечении доро
ги и реки.

10. Станции, платформы, остановочные пути и др. на дорогах фиксируются узлом в
месте их пересечения.

Растительный покров:

1. Узкие полосы леса, защитные лесонасаждения (объекты с линейным характером ло
кализации) задаются последовательностью координат точек осевой линии, проходящей через
геометрические центры условных знаков (лесополосы цифруются при наличии не менее трех
условных знаков). Лесополосы вдоль дорог и рек цифруются методом копирования соответ
ствующих участков дорог, рек или береговых линий.

2. Если участки растительности ограничены дорогами, реками и другими линейными
объектами, то они копируются по этим объектам.

Следует заметить, что здесь перечислены некоторые правила топологических отноше
ний между объектами. Топологическая корректность карты (т. е. выполнение требований,
предъявляемых по взаимосвязи объектов) - необходимое условие любой современной циф
ровой карты.

8.8. Устройства преобразования пространственной информации
в цифровую форму (сканеры)

Для преобразования пространственной информации в цифровую форму используют
сканеры (устройства для автоматического считывания графической и текстовой информа
ции). Раньше для этой цели использовали цифрователи - дигитайзеры (устройства с ручным
обводом и автоматической регистрацией координат) (рис. 8.25).

Рис. 8.25. Дигитайзер - устройство с ручным обводом и автоматической
регистрацией координат

Дигитайзер - это устройство планшетного типа, предназначенное для полуавтоматиче
ского ввода информации в цифровой форме. Состоит из электронного планшета и курсора.
Имеет собственную систему координат и при передвижении курсора по планшету координа
ты перекрестия его нитей передаются в компьютер. С его помощью на исходной карте про
слеживали и обводили объекты, а в память компьютера при этом поступали текущие коорди
наты этих контуров, линий или отдельных точек в цифровой форме. Сам процесс был очень
трудоемкий, так как объекты отслеживались вручную. Кроме того, возникало много ошибок
за счет обвода линий. В настоящее время дигитайзеры полностью заменены сканерами.

Сканеры являются автоматическими устройствами для ввода информации в цифровой
форме. Процесс перевода графической информации с твердого носителя в растровый фор
мат с помощью оптического устройства (сканера) называется сканированием.

Сама карта размещается на планшете или на барабане. Сканирование выполняется бы
стро и точно. Выбор типа сканера определяется типом исходного оригинала (его размер,
форма, цветовой охват) и требованиями к качеству полученного цифрового изображения.
В картографическом производстве могут применяться три типа сканеров: планшетные, бара
банные и протяжные.

1. Барабанные сканеры - это профессиональные высокоточные сканеры. Сканируемый
материал монтируется на поверхности прозрачного вращающегося барабана (рис. 8.27). Ска
нирующая головка имеет мощный источник света с фокусированным лучом и фоточувстви-
тельный элемент - фотоэлектронный умножитель (ФЭУ), которые перемещаются по направ
ляющим параллельно оси барабана. Отраженный световой поток попадает на ФЭУ через
прецизионную зеркальную призму. Накопленный ФЭУ заряд преобразуется в цифровое зна
чение аналого-цифровым преобразователем высокой разрядности. В единицу времени скани
руется одна точка на оригинале .

Существенным недостатком барабанных сканеров является то, что при сканировании
необходимо монтировать оригиналы на поверхность цилиндра, одновременно с этим учиты
вая ограничения на гибкость оригиналов. Сканеры барабанного типа используют в картоиз-
дании для сканирования оригиналов с очень высоким качеством. Используются для сканиро
вания государственных топографических карт масштабов от 1:25000 до 1:1000000.

2. Планшетные сканеры - оригиналы размещаются в горизонтальной плоскости. Мак
симальное разрешение планшетных сканеров на сегодняшний день порядка 5000 ф1. Такая
разрешающая способность позволяет увеличивать отсканированное изображение примерно
в 15 раз без видимой потери качества (рис. 8.26).

Рис. 8.26. Виды сканеров:

а - барабанный сканер; б - планшетный сканер

Преимуществами планшетных сканеров являются: возможность работы с оригиналами
на жесткой основе, удобство монтажа оригиналов в рабочей зоне сканера и сравнительно
низкая стоимость. Главным их недостатком является малый формат - необходимость сшивки
растровой основы из фрагментов.

Этот вид сканеров используются, когда необходимо отсканировать изображение не
большого формата с высокой точностью и качеством передачи цвета. Широко применяется
для сканирования топографических планов масштабов 1:500, 1:1000, 1:2000 и 1:5000.

3. Протяжные (ролевые сканеры) - имеют большой формат и достаточно большую
ширину сканируемой области (длина не ограничена). Разрешающая способность таких ска
неров может достигать 600 при глубине цвета 24 бит, это позволяет использовать рас
тровое изображение для полуавтоматической векторизации. Точность сканирования состав
ляет 0,1 % от длины оригинала.

Поэтому протяжные сканеры применяются в картографии для сканирования самых раз
нообразных оригиналов. В основном их используют, когда необходимо сканировать изо
бражение большого формата. Эти сканеры используют для сканирования тематических карт
общего применения, которые не требуют высокого качества сканирования.

Качество сканирования зависит от ряда факторов: типа и размера сканируемого ориги
нала, квалификации оператора, технологии сканирования, цифровой обработки оригинала
и др. Параметры сканирования: разрешение, яркость, насыщенность цвета и т. д. следует ус
танавливать перед самим процессом сканирования. Обработку растрового изображения мож
но производить в программе обработки растровой графики ЛёоЬе РЬо1озЬор.

«Тюменбургаз», филиал буровой компании Газпрома, по праву считается крупнейшим из буровых предприятий отрасли. Основные объекты бурения располагаются на огромной территории, ограниченной 72 и 82 градусами восточной долготы и 63 и 69 градусами северной широты, отдельные месторождения располагаются и за пределами указанного участка. Наши основные заказчики — крупнейшие газодобывающие предприятия Газпрома — используют государственную систему координат в проекции Гаусса-Крюгера 1942 года. Предприятия поменьше предпочитают условную систему координат 1963 года: благодаря снижению уровня секретности это обеспечивает им солидную экономию. По той же причине некоторые предприятия работают с местными системами координат. Кроме того, при производстве многих видов работ с использованием спутниковых геодезических комплексов удобнее пользоваться системой координат WGS-84 в проекции UTM. Таким образом, единый стандарт оформления маркшейдерской документации невозможен: маркшейдерско-геодезической службе «Тюменбургаза» приходится оперировать картографо-геодезической информацией во всех перечисленных системах координат, причем в любой из них территория деятельности филиала располагается как минимум в двух зонах.

Это обстоятельство стало определяющим при выборе геоинформационной системы (ГИС): «Тюменбургаз» приобрел программный продукт MapInfo Professional и набор электронных карт от Федеральной службы геодезии и картографии (ФСГК). Со временем качество электронных карт ФСГК, созданных на основе устаревших листов топографических карт масштаба 1:200 000, было признано недостаточным: требовалась самостоятельная векторизация крупномасштабных топографических карт на отдельные участки деятельности «Тюменбургаза». Поскольку ГИС MapInfo для подобных целей совершенно не приспособлена, предстояло выбрать программу-векторизатор…

Прежде всего мы сформулировали основные требования к этой программе. Во-первых, ее инструментарий должен обеспечивать трассировку по цветному растру: топографические карты несут большой объем информации, заключенной именно в цвете. Во-вторых, для ускорения оцифровки необходимы средства автоматической векторизации. В-третьих, программа-векторизатор должна обеспечивать возможность импорта данных из формата DGN MicroStation и экспорта в форматы DWG (DXF) AutoCAD, MIF (MID) MapInfo: многие предприятия-заказчики требуют представлять материалы в формате AutoCAD, а в формате DGN предоставляют электронные чертежи многие проектные организации.

Всем этим требованиям полностью соответствовала программа Spotlight Pro 5, разработанная компанией Consistent Software. Правда, сотрудники компании предупредили: для векторизации топографических карт Spotlight Pro 5 еще никем не применялся. С тех пор прошло полтора года. За это время появились новые версии программы, а мы накопили некоторый опыт, который, надеюсь, будет интересен пользователям Spotlight Pro, работающим с топографическими картами…

Вначале был растр…

Несколько практических советов перед началом работы:

  • лучшие результаты преобразования растра в вектор получают на растре с разрешением 600−700 dpi;
  • перед калибровкой убедитесь, что вокруг обрабатываемого растрового изображения имеется небольшая рамка (5−6 мм). При калибровке изображение, возможно, будет не сжиматься, а растягиваться — в этом случае наличие такой рамки убережет изображение от потерь;
  • если возникли проблемы, не спешите громко возмущаться — окружающие ни в чем не виноваты. Сообщите о проблеме в службу технической поддержки Consistent Software ([email protected]) — вам всегда придут на помощь.

Система координат

Итак, вы приступаете к векторизации топокарт в программе Spotlight Pro. Каким образом задать систему координат, чтобы полученные данные можно было использовать в MapInfo совместно с уже имеющимися данными? Какие единицы использовать, какой задать масштаб, в какой последовательности вводить координаты? Немного поэкспериментировав, приходишь к выводу, что размерность единиц особого значения не имеет: можно использовать и дюймы, главное задать масштаб таким образом, чтобы получаемые числовые значения координат не противоречили истине. Мы использовали в качестве пользовательских и мировых единиц миллиметры и задали для карт 1:25 000 масштаб 25.

Обратите внимание на очередность записи координат проекции Гаусса-Крюгера: y , x . Координата y записывается с указанием номера зоны — это полностью соответствует структуре MIF-файла. Такую же запись, используя ПСК по умолчанию, предпочитают практически все пользователи AutoCAD. Предложенный подход протестирован следующим образом: лист карты с заданной системой координат был экспортирован из Spotlight в AutoCAD, а затем в этот же файл были экспортированы данные, полученные при работе спутникового оборудования в том районе. Данные полностью совместились с изображением на карте.

Калибровка топографических карт

Работая с топографическими картами в программе Spotlight, пользователь прежде всего должен решить проблему калибровки сканированного изображения. В противном случае работа по векторизации карт лишена всякого смысла.


Зеленые линии на рис. 2 — это километровая сетка в системе координат листа карты. В данном случае мы имеем дело с обычными незначительными деформациями, но для векторизации исходное изображение не годится.

Провести оцифровку чертежа необходимо в прямоугольной системе координат — на листе карты она задается координатной (километровой) сеткой. В то же время, выполнив калибровку только по точкам пересечения сетки координат (рис. 3), мы получим прекрасный результат внутри калибровочной области и совершенно непредсказуемый — на краях листа карты: в области между сеткой координат и рамкой трапеции, задаваемой геодезической системой координат (широта, долгота).

Совершенно очевидно, что для калибровки листа карты необходимо использовать точки пересечения координатной сетки и рамки трапеции. Программными средствами задать значения их реальных координат невозможно, поэтому применяем довольно удобный и простой графический метод.

1-й этап. В любой доступной программе перевычисления координат переводим геодезические координаты углов рамок трапеции и точек пересечения осевого меридиана листа с верхней и нижней стороной трапеции в прямоугольную систему координат, используемую на обрабатываемом листе.

2-й этап. После загрузки исходного растра карты и задания системы координат создаем в программе Spotlight вспомогательный векторный слой «Рамка». Используя инструмент , строим боковые стороны рамки по вычисленным координатам углов рамки трапеции. С помощью инструмента строим верхнюю и нижнюю стороны рамки: каждую — по трем точкам (например, верхний левый угол рамки + пересечение верхней стороны рамки и осевого меридиана листа + верхний правый угол рамки). Настраиваем сетку как километровую и включаем режим . Затем, используя привязку к узлам сетки, инструментами Отрезок по точкам или Полилиния строим векторную километровую сетку так, чтобы концы отрезков сетки находились за пределами листа карты — для получения пересечений построенной рамки и линий километровой сетки.

Теперь мы имеем полный набор векторных пересечений для создания набора калибровочных пар в диалоге Калибровка . Используя инструмент и включив режим векторной привязки , эту работу проделать совсем несложно. Калибровочные пары по километровой сетке проще и быстрее задать с помощью инструмента .


В первый раз результат калибровки (рис. 4) вас просто ошеломит. Впрочем, это скоро проходит — к хорошему привыкаешь быстро.

Векторизация

Оговоримся сразу: «Тюменбургаз» ведет работы по векторизации карт тундровых областей, где практически отсутствуют населенные пункты, крайне бедна растительность, но часто встречаются области болот и заболоченности (рис. 2).

Формат обмена данных MapInfo накладывает жесткие ограничения на используемые типы графических объектов : допустимы лишь точка, линия, ломаная (полилиния), область (замкнутая полилиния), дуга, текст, прямоугольник, скругленный прямоугольник, эллипс. Определиться с тем, какие типы объектов мы должны получить, лучше до начала векторизации. Присутствие в MIF-файлах объектов типа «текст» нежелательно: весь текст на топографической карте является либо обозначением уровня (отметки), либо сообщением о свойствах какого-либо объекта — другими словами, его атрибутом. Кроме того, для пересчета MIF-файлов из одной координатной системы в другую мы используем программу «Geographic Calculator 4.01», а с объектами типа «текст» эта программа работает, мягко говоря, некорректно. Объект типа «дуга» вполне может быть частью полилинии, описывающей горизонталь или ручей, но крайне неудобен при векторном редактировании (это личное мнение автора, с которым вы, разумеется, вправе не согласиться). Поскольку в нашем случае почти не встречаются населенные пункты, то и объекты правильной формы (прямоугольники, скругленные прямоугольники и эллипсы) создавать не приходится — по крайней мере в автоматическом режиме…

Наибольший объем работ по векторизации топокарт приходится на оцифровку рельефа и гидрографии. Первое место прочно удерживают горизонтали. Их удобно оцифровывать в автоматическом режиме — горизонталями является большинство объектов коричневого цвета. А вот при оцифровке гидрографии выяснится, что синим цветом на карте обозначено слишком много объектов. Так что для векторизации рек, ручьев и т.д. удобнее использовать трассировку. Но и горизонтали, и ручьи, и границы озер и рек желательно получить в виде полилиний и замкнутых полилиний, поэтому окончательный набор объектов для конверсии выглядит так, как это показано на рис. 5.


Вывод из опыта работы: если необходимо оцифровать одни только объекты гидрографии (например, для строительного проектирования, оформления земельных отводов крупных объектов), то использование трассировки по цветному растру повышает производительность в 2−2,5 раза. Применение автоматической векторизации при полной оцифровке листа карты ускоряет работу в 4−5 раз. Не сочтите это рекламой, но я искренне восхищен возможностями программы Spotlight Pro! Впрочем, вернемся к процессу оцифровки.

Выполнив бинаризацию оттенков коричневого цвета, получаем внедренный растр, при осмотре которого можно заметить, что он требует некоторого редактирования. В областях с большой плотностью горизонталей происходит слияние растровых линий (рис. 6), и программа вряд ли сможет самостоятельно разобраться в этой мешанине.

Справиться с ситуацией помогает инструмент . Несколько движений мышью — и внедренный растр приобретает осмысленный вид (рис. 7).

В ситуациях, подобных той, что приведена на рис. 8, используется инструмент [ Рисовать на растре точки и линии ] .

Поскольку после векторизации потребуется время на редактирование векторной линии, проще привести растр к виду, представленному на рис. 9. По окончании редактирования растра достаточно будет выполнить операцию заливки дырок, и такие объекты будут распознаваться как одна непрерывная полилиния.

Итак, весь процесс оцифровки листа карты сводится к следующим процедурам:

  • бинаризация рельефа (оттенки коричневого цвета);
  • преобразование растра в векторы;
  • редактирование полученных векторов (расслоение, задание уровней и атрибутов, объединение разрозненных полилиний и т.п.);
  • трассировка объектов гидрографии;
  • оцифровка оставшихся объектов вручную (консервативно настроенным пользователям AutoCAD рекомендую проделать эту часть работы в любимой программе: нажмите Сохранить как… и выберите формат DWG).

Экспорт

Экспорт полученных данных из Spotlight Pro в AutoCAD не представляет никакой сложности, а вот об экспорте в MapInfo следует поговорить подробнее. По результатам экспорта Spotlight создает два файла с одинаковым именем и с расширениями MIF и MID. MIF-файл — это база данных, где собрана информация о типах векторных объектов и координатах их узловых точек (графическая информация). MID-файл — база табличных данных, характеризующих соответствующий графический объект (имя слоя, атрибут, уровень, тип и цвет линии и т.д.). Наличие MID-файла не обязательно, но содержащаяся в нем информация пригодится для дальнейшей работы в MapInfo.

В заголовке MIF-файла прописывается система координат «План-схема» («NonEarth») и указываются единицы измерения, которые мы выбрали при создании системы координат (рис. 10).


Импорт в MapInfo будет корректным, если исправить предложение CoordSys, указав необходимую проекцию и единицы измерения . Что касается примера, приведенного на рис. 10, координаты объектов получены для 4-й зоны проекции Гаусса-Крюгера (осевой меридиан — 21 градус, начальная широта — 0 градусов, масштабный множитель — 1, смещение осевого меридиана по оси y — 4 500 000 м) в метрах.

Исправленный заголовок MIF-файла показан на рис. 11.


Теперь MIF-файл готов к импорту в MapInfo. Правда, при экспорте данных из Spotlight Pro версии 5 (и всех ее модификаций) возникает еще одна проблема, избавиться от которой мы так и не смогли. Дело в том, что в процессе экспорта значений уровней объектов происходит их «масштабирование». То есть значение уровня, присвоенное при оцифровке объекта в Spotlight, изменяется кратно масштабу, выбранному при задании системы координат (напомню, что в нашем случае был задан масштаб 1:25). Получается, что горизонталь с уровнем 75 метров после экспорта расположится на уровне 3 метра.


Подобная информация записывается в MID-файле (рис. 12). В третьей колонке этого файла содержатся значения уровней, подлежащие исправлению. Исправляем мы их в Microsoft Excel, но сохранять исправления приходится жонглируя форматами и бдительно следя за тем, чтобы в качестве разделителей оставались запятые, а в качестве десятичных разделителей — точки. Если кто-то сможет предложить более простой способ — пишите автору на e-mail [email protected] , буду очень благодарен. Пользователям AutoCAD, столкнувшимся с такой ситуацией, посоветую разве что указывать увеличенное значение при задании уровня объекта в Spotlight. Это довольно неудобно, но исправлять уровень каждого объекта из AutoCAD еще неудобнее.

Представители компании Consistent Software сообщили, что в шестой версии Spotlight Pro эта проблема решена. Англоязычный вариант версии уже готов, остается дождаться его русификации…

Оцифровка топографических карт (векторизация) - это процесс переноса чертежа из растрового изображения в векторное (из картинки в чертеж).

Другими словами, при оцифровке карт, в электронный вариант переносятся все данные с изображения (фотографии, скан-копии или книги). После оцифровки, в чертеж можно будет вносить изменения с помощью специализированных векторных программ. Мы выполняем оцифровку топографических карт в программе AutoCAD. Но, по вашему желанию, можем выполнить заказ и в другой программе, например, Компас 3D. Все зависит от требований, которые представил преподаватель. Все чертежи чертятся вручную, поэтому вы можете не переживать за его оригинальность. Более того, если у преподавателя возникнут сомнения насчет того, что чертеж был скачан, а не сделан вами - предоставьте ему историю (логи), которые есть в самом чертеже. Это история изменения файла, которая записывается в чертеж во время его выполнения. Это будет гарантией того, что чертеж был сделан вами, а не скачан с интернета.

Ответим в течение 15 минут

Отправить заявку

Особенности оцифровки топографических картПри оцифровке карт, в вектор переносятся:

  • Физические объекты (природные и не природные): леса, горы, овраги, впадины, реки, озера, железные дороги, автомагистрали, мосты, деревья, дамбы, строения, города, поселки.
  • Условные обозначения и наименования объектов. Например, если на карте есть лес, то обозначается его тип: хвойный или лиственный. При необходимости, обозначаются названия городов и поселков.

Подготовка задания к оцифровке

Как заказать оцифровку карт?

Для заказа векторизации карт, вам необходимо прислать задание на почту, либо связаться с нами по телефону.Обратите внимание:

Изображения лучше отправлять на почту, а не в вайбер, поскольку вайбер сжимает изображения до такого формата, что сделать с него оцифровку невозможно.

Оцифровка (сканирование, перевод в цифровой формат) карт большого размера. Изготовление дубликатов карт России, политических карт мира и других видов карт. Если у вас есть огромная карта нашей странны или карта всего мира, вы можете сделать из неё высококачественны дубликат или оцифровать (перевести карту в цифровой вид, для просмотра ее на компьютере). Понятно, что отсканировать карту небольшого размера, можно и в домашних условиях или обратившись в любую полиграфическую компанию, так же карту можно отснять и на хороший мобильный телефон. Но что будет, если вам необходимо отсканировать карту огромного размера, например превышающего формат А0 (это более 120см по одной из коротких сторон). Практически в любой полиграфии, существует жесткое ограничение на сканируемый формат, как правило, это формат А0, все что больше, уже в сканер не влезет, по этому вам будет трудно найти исполнителя на такой размер сканирования. Единственный способ оцифровать карту больших размеров, это бесконтактное сканирование. Данный способ позволяет делать цифровые копии практически любых видов документов и любых размеров. Можно отсканировать плотные и толстые объекты, так как сканируемый материал не соприкасается на прямую со сканером, оцифровка происходит на большом расстояние от карты. Разрешение сканируемой карты можно сделать очень высоким и превосходящем по качеству все существующие виды планшетных и роликовых сканеров. При таком сканировании будет сохранена каждая деталь вашей карты, все будет хорошо видно, текст и графика будут четкими и резкими, контрастность будет очень высокой. Отсканированную карту в таком разрешении можно будет печать и большего формата, нежели оригинал. Допустим у вас есть карта формата 100х150см, но вы хотите сделать карту размером 150х250см, используя данные способ сканирования карты и ее компьютерную обработку, можно напечатать карту, превышающую по размеру оригинал, при этом ее качество не ухудшится.

Чтобы повесить большую карту на стену, для неё потребуется заказывать раму со стеклом в багетной мастерской. Учитывая габариты, такая рама обойдется вам очень не дешево и вес ее за счет стекла, будет очень внушительным. Можно конечно заменить обычное стекло, на пластиковое, но тогда вся карта пойдет волнами, так как пластику не хватит упругости хорошо прижать карту к заднику рамы. Хорошо что есть альтернативный, более надежный, просто и дешевый способ оформить карту в раму и повесить на стену. Мы предлагаем следующую альтернативу багету: вместо обычной бумаги, мы напечатаем вашу карту на высококачественном литом баннере для интерьерной печати, далее изготовим для него прочный деревянный каркас и осуществим натяжку баннера на него. Баннер будет очень плотно облегать раму в том числе и с торцевой части. Это будет выглядеть очень красиво, вес конструкции будет очень не большой, она будет ударопрочной и её легко можно повесить на стену, для этого вам потребуется всего два самореза. Отсканированную карту можно сохранить практически в любой графический формат. Средний размер оцифрованной карты, 1-2 гигабайта. При желании данное изображение можно сжать для уменьшения размера файла. При сканирование больших форматов, может появляться не большая аберрация, обычно её удается исправить в графических редакторах, но это удается не всегда. Так же цвета отсканированной карты могут иметь небольшие отличия от оригинальных. Процесс сканирования карты очень трудоемкий и долгий, например сканирование и обработка одной карты формата 1х2 метра, занимает около 5-6 часов минимум. По этому, если вам понадобилась срочная оцифровка карты, вам нужно обратить внимание на данный факт.