Наука знает много гитик. Наука Умеет Много Гитик — Фокус родом из детства. Важные действия во время фокуса

Функцию:

В составе данного псевдовысказывания каждая буква не случайно повторяется дважды: оказывается, выражение составляет основу для карточного фокуса .

Слово «гитик» предположительно происходит от английского GT (Greater Tactics, что значит «лучшая стратегия», «хитрый прием для выигрыша»). Мнемонические фразы для карточных фокусов стали появляться во второй половине XVIII века во Франции . Первую русскоязычную карточную мнемонику «Смуту ведет долом слава» придумал в 1869 году поэт В. Г. Бенедиктов . В 1920-х годах читатели Я. И. Перельмана предложили две другие осмысленные фразы: «Макар режет ножом нитки» и «Крупу, табак берем оптом» . Однако чаще мнемоники состоят из грамматически не согласованных или не связанных по смыслу слов. Например, «лирик лемех рахат кутум ».

Компьютерные технологии вывели поиск мнемонических выражений, названных гитиками, на качественно новый уровень. Из области карточных фокусов проблема постепенно переместилась в сферу лингвистической комбинаторики . С помощью словарного перебора найдены более длинные тексты с аналогичными свойствами: «Дрозды смелые вблизи кусков марабу» (используются 30 карт), «Выгодны ушедшим князьям портить всплеск разгула» (42 карты). По аналогии с фразами для пар карт (гитики) существуют мнемоники для троек карт (тритики). Теоретические основы гитикотворчества изложены в статье Андрея Федорова «Наука гитик» . Наиболее продуктивными создателями русскоязычных гитик являются Виктор Филимоненков (Россия), Дмитрий Чирказов (Германия), Михаэль Фукс (Израиль) .

Использование

Фокусник предлагает зрителю перетасовать колоду и разложить на столе 10 пар карт рубашкой вверх. Просит его выбрать любую пару и запомнить обе карты. Можно даже отвернуться для большего эффекта. После этого надо собрать по очереди все пары в одну пачку и, не тасуя, разложить карты лицевой стороной вверх по следующей схеме:

Н А У К А У М Е Е Т М Н О Г О Г И Т И К

Первые две карты кладутся на место букв «н» (первая буква первого ряда и вторая буква третьего), вторые две - на место букв «а» (вторая и пятая буквы первого ряда) и т. д. Фокусник просит назвать, в каких рядах расположены загаданные карты. Зритель называет номера рядов, после чего фокусник тут же «находит» загаданную пару, используя ключевую фразу. Легко заметить, что каждая буква встречается дважды, причём для любых названных зрителем рядов существует только одна буква. Например, если карты оказались во втором и четвёртом рядах, то это будет последняя карта во втором и третья в четвёртом (у них общая буква «т»). Фокус можно показывать не только с игральными картами, но и с любыми 20 неодинаковыми предметами, например, костями домино, почтовыми марками, иллюстрированными открытками и т. п.

«Наука умеет много гитик» в культуре

Наука умеет много гитик

Эффект. Перетасованная колода разбрасывается лицом ре карт. Фокусник затем собирает карты особым способом и узнаёт задуманные карты после, того, как зрители показали, в каких рядах они находятся.

Механическая техника. Вначале для полноты картины я опишу старый вариант этого фокуса. Сверху колоды вы бросаете на стол лицом вверх десять пар карт (всего 20 карт). Несколько зрителей мысленно выбирают себе каждый по паре карт и запоминают их. После этого вы собираете карты парами в любом порядке. Затем их раскладываете на столе в 4 ряда согласно следующей схеме:

1-й ряд МАКАР

2-й ряд РЕЖЕТ

3-й ряд НИТКИ

4-й ряд НОЖОМ

Эту схему вы мысленно представляете записанной на столе и затем на каждую букву схемы будете выклатывать по одной карте. Каждую пару карт вы должны положить на одинаковые буквы схемы. Это делается так: первую карту вы кладёте на букву «М» слова «макар», вторую карту кладёте на «М» слова «ножом», третью и четвёртую кладёте на буквы «А», пятую и шестую на буквы «К», седьмую и восьмую на буквы «Р», девятую и десятую на буквы «Е» и т. д., пока полностью не заполните все 4 ряда. Теперь спрашиваете зрителей, в каких рядах находятся их карты, и ищете одинаковые буквы в этих рядах. Лежащие на этих буквах карты и будут задуманными, что вытекает из способа раскладки. Например: если 1-й и 2-й ряд, то это карты, лежащие на буквах «Р», если 2-й и 4-й, то на буквах «Ж», если только один 3-й ряд, то на буквах «И» и т. д. Этот фокус гораздо более известен с другими ключевыми словами, а именно: «НАУКА УМЕЕТ МНОГО ГИТИК». Но совершенно безразлично, какими словами вы будете пользоваться, смысл фокуса остаётся одинаковым. В большинстве случаев этот фокус показывают в чистом, незавуалированном виде, как было только что описано. Но такая демонстрация имеет несколько недостатков. Во-первых, она слишком известна, а во-вторых, что гораздо более важно, сам образ действий наталкивает зрителей на разгадку секрета, Хотя он точно секрет сформулировать не сможет, однако догадается, что всё дело здесь в определённой системе раскладки, а это в значительной мере уменьшит эффект фокуса. Преодолению этих недостатков может помочь психологическая техника, но вначале рассмотрим ещё, одну схему, более удобную для последующего, завуалированного варианта:

1-й ряд 1 2 3 4 1

2-й ряд 1 2 3 4 2

3-й ряд 1 2 3 4 3

4-й ряд 1 2 3 4 4

Здесь вместо букв используются цифры. Если обе карты находятся в одном ряду, то они лежат на одинаковых цифрах. Если карты находятся в двух рядах, то их местоположение подскажут номера рядов. Например, в первом и третьем ряду, тогда это первая и третья карты, только первая карта в третьем ряду и третья карта в первом ряду. Если во втором и третьем ряду, тогда вторая и третья карты - вторая в третьем ряду и третья во втором ряду и т. д.

Психологическая техника. Необходимо дать зрителям какое-то «естественное» объяснение ваших действий. В описанных вариантах вы собирали карты со стола и затем раскладывали их согласно схеме. Причём это раскладывание совершенно непонятно для зрителей, и они, естественно, делали вывод о том, что в нём и скрыт секрет. Однако это раскладывание можно провести по-другому: - карты лежат парами на столе после того, как зрители запомнили каждый свою пару. Вы начинаете собирать карты по одной , причём делаете это в соответствии со схемой. Поначалу это покажется сложным, особенно для тех, кто уже показывал старый вариант. Но это дело привычки, к тому же в данном случае легче использовать цифровую схему. Собрав первые 5 карт, вы кладёте их вместе одним пакетом, что будет соответствовать первому ряду, затем кладёте рядом следующие 5 карт и т. д. Читателям представляется возможность самостоятельно разобраться, в какой последовательности надо собирать карты, чтобы они соответствовали выбранной схеме. Надо научиться это делать легко и небрежно, как будто вы поднимаете совершенно случайные карты. Такому собиранию легче найти оправдание, чем раскладыванию карт по схеме. Например, вы говорите, что хотите проверить внимание зрителей, и для этого будете собирать карты по одной. Зрители при этом должны внимательно следить за вашими действиями и определить затем, в какие пакеты попали их задуманные карты. Вы берёте указанные пакеты, держите их лицом к зрителям и достаёте при помоши схемы задуманные карты.

Примерный текст: «Может быть, эксперименты с одной картой показались вам слишком простыми. Давайте тогда попробуем с двумя картами, причём в этом фокусе могут принимять участие все желающие. А карты мы будем разбрасывать парами - вот так. Пожалуйста, каждый из вас мысленно выберет и запомнит любую пару карт. А я попробую проверить ваше внимание. Карты я буду собирать по одной в несколько пакетов, а вы попытайтесь проследить, в какие пакеты попадут задуманные вами карты. Следите внимательно, однако старайтесь ничем не выдать ваши мысли, каким-либо неосторожным жестом или мимикой. В фокусах, помимо ловкости рук и интуиции, большое значение имеет также и внимание. Итак, вы внимательно проследили за своими картами? В каких пакетах находятся ваши карты?.. В этом и этом… Проверьте себя, пожалуйста, не ошиблись ли вы? Нет? Очень хорошо. А ваши? В этом и этом. Проверьте себя. Итак, все молодцы, внимательно следили. Однако вам было гораздо легче, чем мне. Ведь вы следили только за своими мыслями, а мне приходилось следить за всеми вашими. Не верите? Пожалуйста, вот ваши карты, а это ваши…»

Наука умеет много гитик July 10th, 2010


"Наука умеет много гитик" - крылатая фраза, происходящая из карточного фокуса.
Фокусник предлагает зрителю потасовать колоду и разложить на столе 10 пар карт рубашкой вверх. Просит его выбрать любую пару и запомнить обе карты. Можно даже отвернуться для большего эффекта. После этого надо собрать по очереди все пары в одну колоду и, не тасуя, разложить их рубашкой вниз по следующей схеме:

Н А У К А
У М Е Е Т
М Н О Г О
Г И Т И
К

Первые две карты кладутся на место букв«н»(первая буква первого ряда и вторая буква третьего), вторые две — на место букв«а»(вторая и пятая буквы первого ряда) и т. д.

Фокусник просит назвать, в каких рядах расположены загаданные карты. Зритель называет номера рядов, после чего фокусник тут же «находит» загаданную пару, используя ключевую фразу. Легко заметить, что каждая буква встречается ровно два раза. Например, если карты оказались во втором и четвёртом рядах, то это будет последняя карта во втором и третья в четвёртом (у них общая буква т).

Слово «гитик» — произвольная комбинация букв, не имеющая смысла. Складную фразу с такими свойствами придумать нелегко, однако известно по крайней мере ещё три, целиком образованные из действительно существующих слов: "макар ножом режет нитки", "крупу табак берем оптом" и "лирик лемех рахат кутум".

Употребление этой крылатой фразы можно найти в романе А. и Б. Стругацких "Град обреченный":

Понятно, - сказал Андрей. - Можно узнать, из каких источников у тебя эти сведения? - спросил он Изю.
- Все из тех же, душа моя, - сказал Изя. - История - великая наука. А в нашем городе она умеет особенно много гитик.

А также в романе Льва Кассиля "Кондуит и Швамбрания":
Уже давно Аннушка сообщила нам, что «наука умеет много гитик». Такова была секретная формула одного карточного фокуса. Карты раскладывались парами по одинаковым буквам, и загаданная пара легко находилась. Отсюда следовало, что наука действительно была всесильна и умела много… этого самого… гитик… Что такое «гитик», никто не знал. Мы искали объяснений в энциклопедическом словаре, но там после наемной турецкой кавалерии «гитас» следовало сразу «Гито» — убийца американского президента Гарфильда. А гитика между ними не было.
Затем о значении науки я услышал в гимназии. Но могущество науки здесь не доказывалось так наглядно, как в Аннушкином фокусе. С кафедры низвергалась и запорашивала наши головы наука, сухая и непереваримая, как опилки. О гитике никто из учителей также не смог сообщить что-нибудь определенное. Второгодники посоветовали обратиться за разъяснением к латинисту.
— От кого ты слыхал это слово? — спросил в затруднении самолюбивый латинист.
И второгодники затихли, предвкушая.
— От нашей кухарки, — ответил я при шумном ликовании класса.
— Иди в угол и стой до звонка, — перебил меня вспыхнувший латинист. — В программе гимназии, слава богу, не предусмотрено изучение дуршлагов и конфорок… Болван! Заткни фонтан!

Семантические свойства [прав. ]

  1. никогда нельзя быть уверенным в чем-либо до конца ◆ Всегда всегда в глубине политик //наука умеет много гитик .Д. И. Хармс , «Окнов и Козлов», 1931 г. (цитата изБиблиотеки Максима Мошкова , см.Список литературы) Мимо прошло машин пятнадцать — все незнакомые. Так что, похоже, слежка нам померещилась. Впрочем, в этом никогда нельзя быть уверенным до конца:наука умеет много гитик .Андрей Лазарчук, «Все, способные держать оружие…», 1995 г. (цитата из

Карты фокусника

Люди уверены, что фокусы — это проворство рук и зрительный обман . Это не всегда является правдой. Есть такие, которые берут свое происхождение с законов науки.

Например, знаменитый трюк «наука умеет много гитик» берет свою механику с математических законов.

Для зрителя он выглядит так, что перемешанная колода разбрасывается, а производит сбор разбросанных и узнает загаданные после того, как наблюдатели указывают их нахождение по рядам. Так в чем же секрет этой иллюзии? Давайте разберемся.

Механика

Посмотрите небольшой видео-урок по обучению фокусу с картами:

В начале,нужно запомнить это словосочетание слов — «наука умеет много гитик», это первоочередно для данной . Важно то, что в названном предложении буквы появляются дважды, т.е. имеет пару. Фразу нужно закрепить в памяти, написанной в столбик:


По таблице известно, что пара, лежащая в первой строке — соответствует букве А, и спокойно показываются те, что лежат под цифрами два и пять в первом ряду. Публика изумлена, иллюзионист на высоте. По такому же алгоритму можно узнать все оставшиеся.

Видоизменить иллюзию


Профессия — удивлять

Есть в этом фокусе немаловажный нюанс . Согласно описанному выше механизму, карты собираются и далее раскладываются по обозначенной схеме. Т.к. раскладывание идет по определенному алгоритму, возможно, зритель может решить, что в этом и есть хитрость.

Во избежание этого есть вариант сделать видоизменить эту иллюзию:

  • собирать их по одной и делать это по схеме
  • после сбора начальных пяти штук, сложить их одной стопкой (это будет равноценно первой строке из таблицы)
  • собрать следующую пятерку и т.д.

Важные действия во время фокуса


Интересный факт: фраза, вошедшая в основу фокуса, имеет свое крылатое значение — никогда нельзя быть уверенным в чём-либо до конца . Также для данного трюка иногда используют другие фразы, такие как “макар ножом режет нитки”, “лирик лемех рахат-лукум” или “крупу, табак берем оптом”.

История — великая наука. А в нашем городе
она умеет особенно много гитик.


Историей загадочного слова «гитика» планировалось завершить публикацию о роли фокусов и фокусников в языкотворчестве (см. ), однако материал оказался слишком обширным и разноплановым. В итоге появилась отдельная статья, которая помимо информационно-познавательной функции претендует на изыскательную роль. В работе предпринята попытка ответить на вопрос, кто и когда придумал фразу «Наука умеет много гитик». Попутно рассмотрены другие мнемонические формулы. Техническая сторона трюка для данного исследования вторична. Тем не менее, по ходу приводятся многочисленные выдержки из тематических публикаций, так что не беда, если вам не знаком исходный карточный фокус. Осилив предлагаемый материал, вы будете в состоянии демонстрировать его едва ли не с закрытыми глазами. Более того, вы сможете смело называть себя экспертом в области научных, литературных, исторических и иллюзионных «гитик». :)

I. Литературная слава и филологитика

Наука, друг Горацио, умеет много гитик,
какие и не снились мудрецам.


Начнем с того, что «гитика» уверенно вошла в русскую литературу, а с нею и в русский язык, как полноценное слово. Правда, пока еще не вполне самостоятельное, поскольку пуповина с материнской фразой «Наука умеет много гитик» до сих пор не разорвана. Кстати, сама фраза, некогда имевшая исключительно прикладное фокусное значение, постепенно трансформировалась в крылатое выражение. Процесс «окрыления» начался в 1913 году, когда Евгений Замятин корпел над повестью «На куличках » . Далекий от карточных фокусов автор допустил типичную ошибку. Он написал «имеет» вместо «умеет»:

Над столом висела лысая, как арбуз, тускло блестящая голова, и ровными рядами разложены были карты. Арбуз морщил лоб, что-то шептал, тыкал в карты пальцем.
— Что это? — обернулся Андрей Иваныч к капитану Нечесе.
Нечеса пошмурыгал носом и сказал:
— Наука имеет много гитик.
— Гитик?
— Ну да. Что вы с неба, что ли, свалились? Фокус такой...

Всегда-всегда в глубине политик
наука умеет много гитик.

По мнению доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного университета Людмилы Зубовой, поэт воспользовался фразой, чтобы подчеркнуть абсурдность реплики Окнова. Бесспорно, Хармс блестяще справился с задачей. Вот уж подчеркнул, так подчеркнул...

Но, безусловно, самая известная литературная «гитика» принадлежит советскому писателю Льву Кассилю . В 1930 году опубликована его повесть «Кондуит». В ней есть глава под названием «Наука умеет много гитик». Вот ее начало:

«Наука умеет много гитик»

Уже давно Аннушка сообщила нам, что «наука умеет много гитик». Такова была секретная формула одного карточного фокуса. Карты раскладывались парами по одинаковым буквам, и загаданная пара легко находилась. Отсюда следовало, что наука действительно была всесильна и умела много... этого самого... гитик... Что такое «гитик», никто не знал. Мы искали объяснений в энциклопедическом словаре, но там после наемной турецкой кавалерии «гитас» следовало сразу «Гито » — убийца американского президента Гарфильда . А гитика между ними не было.

Затем о значении науки я услышал в гимназии. Но могущество науки здесь не доказывалось так наглядно, как в Аннушкином фокусе. С кафедры низвергалась и запорашивала наши головы наука, сухая и непереваримая, как опилки. О гитике никто из учителей также не смог сообщить что-нибудь определенное. Второгодники посоветовали обратиться за разъяснением к латинисту.

— От кого ты слыхал это слово? — спросил в затруднении самолюбивый латинист.

И второгодники затихли, предвкушая.

— От нашей кухарки, — ответил я при шумном ликовании класса.

— Иди в угол и стой до звонка, — перебил меня вспыхнувший латинист. — В программе гимназии, слава богу, не предусмотрено изучение дуршлагов и конфорок... Болван! Заткни фонтан!

И я заткнул фонтан. Я понял, что гимназическая наука не предназначена для удовлетворения наших, как тогда говорили, духовных запросов.

В 1933 году вышло продолжение «Кондуита» — повесть «Швамбрания» . В главе «Разгадка гитика» автор делится собственной версией расшифровки слова. Согласно Кассилю, ГИТИК — близкий родственник ГИТИСа :

Разгадка гитика

Две вещи уже давно занимали и мучили меня. Несколько лет я пытался понять их истинное предназначение. Это были: старый локомотив, вросший в землю на Скучной улице, и таинственное слово «гитик», упоминавшееся в известном карточном фокусе.

И вот я узнал, что такое «гитик». Простая вывеска расшифровала его. Вывеска оказалась более сведущей, чем учителя гимназии и энциклопедический словарь. Я не мог поверить своим глазам, когда на одном из домов бывшей Брешки, теперь Коммунарной площади, я издали уже прочел: «ГИТИК». Я подбежал ближе. «Городской Институт Театра и Кино», — прочел я.

Заметка Н.А. Еськовой «Наука умеет много гитик» в рубрике «Почта „Русской речи“» журнала РАН «Русская речь», 2007, № 6, стр. 121

«Наука умеет много гитик»

Хорошо зная происхождение этой фразы, я недавно обнаружила, что многим оно неизвестно, а фраза воспринимается просто как шутливая поговорка, в которой почему-то не смущает непонятное слово гитик.

Объясню, как и для чего она возникла.

Все очень просто. Фраза искусственно составлена, чтобы служить ключом для показа карточного фокуса. К трем существующим словам пришлось добавить несуществующее гитик, состоящее из «недостающих» букв — тех, которые нужны, чтобы фокус получился.

А потом фраза зажила собственной жизнью. Но кого-то смущало сочетание умеет много, и появился «вариант» со словом имеет (очевидно, много непонятных гитик «естественнее» иметь, а не уметь). Для карточного фокуса имеет не годится, но повторявшие наука имеет много гитик ни о каком карточном фокусе не имели понятия!

Именно этот вариант помнит известный поэт-переводчик Григорий Кружков: «Мы знаем, что и на чисто мужских окончаниях можно построить вялые стихи. И женские рифмы могут звучать энергично за счет точности, синтаксиса и всяких других „гитик“, которых, как известно, у науки много» (Новый мир. 2007. № 7. С. 174).

Нет, все-таки наука умеет много гитик! По-моему, это лучшее высказывание о науке!

Вообще, ознакомиться с мнением специалиста всегда познавательно и интересно. Особенно, если область знания носит универсальный характер. А филология, как комплексная разноплановая наука, в той или иной степени касается каждого человека. В основательной статье о псевдовысказываниях доктор филологических наук, профессор кафедры теоретического и славянского языкознания Белорусского государственного университета Борис Норман назвал «гитику» непонятным латинским термином:

Из статьи Б.Ю. Нормана «Псевдовысказывания как лингвистический феномен (на материале славянских языков)»

Так, благодаря «гитике», я узнал, что такое гапакс — это слово, уникальное для определенного текста, произведений автора или вообще языка.

Важным последствием литературного распространения «гитики» явилась ее «материализация» — изначально бессмысленное слово стало приобретать значение. Процесс еще не завершен. На данном этапе у «гитики» просматриваются несколько смысловых оттенков, но в целом отмечается некоторое сходство с ранее рассмотренным словом « ». Только абракадабра — это абсолютная чепуха и совсем непонятная галиматья, а гитика — некая заумь для избранных, недоступная для разумения простого обывателя. Таким образом, гапакс постепенно утрачивает свою уникальность и теперь вполне может использоваться в текстах наподобие шекспировского: «Есть много, друг Горацио, на свете гитик, что и не снились нашим мудрецам». Впрочем, в данном примере лучше не ограничиваться одним словом. Здесь все псевдовысказывание обретает глубокий философский смысл (см. ).

На этом экскурс в филологию завершается. Я преднамеренно начал статью успехами «гитики» в русской литературе, чтобы разбудить у читателей, особенно фокусников, гордость за дело, которым они занимаются. Ведь ни в одной стране простенький карточный трюк не удостаивался такого внимания, как в России. Выходит, отечественная «гитика» — уникальное явление в области мировой иллюзии. Другое дело, что фокусники не слишком усердствовали, чтобы добиться всенародного признания. Большей частью старались писатели. Тем не менее, отрадно, что даже в фокусах есть место патриотизму.



В 2011 году вышел объемный (648 стр.) сборник Наталии Александровны Еськовой «Избранные работы по русистике: Фонология. Морфонология. Морфология. Орфография. Лексикография». Казалось бы, что может быть тоскливее повествования о грамматике и прочих областях языкознания, одни названия которых вызывают зевоту. Однако книга читается легко. Настоятельно рекомендую. В число избранных работ Наталии Александровны включена и вышеприведенная публикация в «Русской речи», 2007, № 6. Вот только она претерпела существенные изменения. Размещаю здесь переработанную и дополненную заметку про правильное употребление «гитики»:

«Наука умеет много гитик»

По-моему, это исчерпывающее определение науки!

Происхождение этой фразы известно, но многие его не знают и воспринимают ее просто как шутливую поговорку, в которой почему-то не смущает непонятное слово гитик .

Фраза искусственно составлена, чтобы служить ключом для показа карточного фокуса. К трем существующим словам пришлось добавить несуществующее гитик , состоящее из «недостающих» букв — тех, которые нужны, чтобы фокус получился.

Потом фраза зажила собственной жизнью и даже «обросла» вариантом. Кого-то, видимо, смущало сочетание умеет много , и появился «вариант» со словом имеет . Очевидно, гитики становятся «понятнее», если их иметь , а не уметь ! С имеет фокус не получится, но повторяющие наука имеет много гитик ничего не знают о карточном фокусе.

Именно «исправленный» вариант помнит известный поэт-переводчик Григорий Кружков: «Мы знаем, что и на чисто мужских окончаниях можно построить вялые стихи. И женские рифмы могут звучать энергично за счет точности, синтаксиса и всяких других „гитик“. которых, как известно, у науки много» («Новый мир», 2007, № 7, с. 174).

Нет, все-таки наука умеет много гитик! Вот высказывание другого известного автора, обыгрывающего именно этот («исконный») текст: «...произведения, более или менее ловко имитирующие высокую словесность, пишут сегодня... и люди безусловно образованные, умеющие много гитик , которых природа богато одарила самыми разнообразными талантами, за вычетом разве литературного» (С. Чупринин. Остров. Литература в эпоху паралитературного бума // «Знамя», 2010, № 4, с. 196).

Первоначальный вариант напечатан:

Русская речь. 2007. № 6. С. 121; здесь текст дополнен.

Вообще, ошибка «умеет-имеет» оказалась настолько прилипчивой и живучей, что я решил состряпать отдельную мнемонику, посвятив ее своей дочери:

А Л И Н А
И М Е Е Т
М Н О Г О
Т Ы Г Л Ы

Альтернативный вариант: АЛИНА ИМЕЕТ МНОГО ЛЯТЯГ. По степени загадочности «тыгла» и «лятяги» сопоставимы с «гитиками», но следует учитывать, что моя дочка Алина, которой недавно исполнился год и восемь месяцев, выражается именно такими таинственными словечками. :)

Псевдовысказывания (иначе: нереферентные/пустые или внеситуационные высказывания, псевдопредложения) — фразы, в которых коммуникативная функция замещена какой-то иной, например, демонстрационной, учебно-тренировочной, символической, идентификационной, имитационной, людической (игровой), эстетической и т.д. «Наука умеет много гитик» — типичное псевдовысказывание мнемонического (мнемотехнического) назначения.