Игры и упражнения для развития толерантности. Мкоу "шуньгская сош". Погружение в игровую ситуацию

    Песня в начале игры.

    Толерантность - это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 или больше человека, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. А 16 ноября - День толерантности. Вы хотите узнать, откуда такое название?

    Ученик: “На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам”.

    На свете жил один король,
    Богатый и могучий.
    Всегда грустил он. И порой
    Бывал мрачнее тучи.
    Гулял он, спал, обедал,
    А счастья он не ведал!

    Но вечно хныкать и тужить
    Бедняге надоело.
    Вскричал король: “Нельзя так жить!” -
    И с трона спрыгнул смело.
    Да в миг порушить свой удел
    Не в королевской власти?

    И вот король в карету сел -
    И покатил за счастьем.
    Король в окошечко глядит,
    Карета бодро катится.
    Постой-ка, кто там на пути?
    Девчонка в драном платьице.

    О, всемогущий мой король,
    Подать хоть грошик мне изволь.
    - Эй, попрошайка, пропусти
    Скорей мою карету.
    Сойди немедленно с пути,
    Ведь я за счастьем еду! -

    Сказал король и укатил.
    А в синем небе месяц стыл…
    Карета мчится наугад
    Бог весть в какую сторону.
    Вдруг на пути стоит солдат,
    Израненный, оборванный.


    Тебя я видеть очень рад!
    Прошу покорнейше: устрой
    Меня ты в услужение,
    Я за тебя стоял горой,
    Я, право, бился, как герой,
    Я выиграл сражение.

    А ну, служивый, пропусти
    Скорей мою карету.
    Сойди немедленно с пути,
    Ведь я за счастьем еду! -
    Сказал король и укатил,
    А в синем небе месяц стыл…

    Карета мчит во весь опор,
    Конь скачет, что есть духу.
    Вдруг на дорогу вышла с гор
    Сутулая старуха.


    Старуху одинокую.
    Мой дом - вон, видишь за горой,
    С утра ушла далеко я.
    Ношу из леса я дрова -
    Тяжелая работа.
    Гляжу вокруг, едва жива:
    А вдруг поможет кто-то…

    А ну старуха пропусти
    Скорей мою карету.
    Сойди немедленно с пути,
    Ведь я за счастьем еду! -
    Сказал король и укатил,
    А в синем небе месяц стыл…

    Вот лето кончилось. Жара
    Сменяется ненастьем.
    Король торопит:
    - В путь пора,
    Ещё немного - и ура!
    Своё настигнуть счастье!

    И все бы кончилось бедой -
    Сомнений в этом нету.
    Да старец с белой бородой
    Остановил карету.
    Перекрестившись, не спеша,
    Торжественно и строго
    Сказал: “Заблудшая душа,
    Король, побойся Бога!

    Ты ищешь счастье для себя,
    Ты странствуешь по свету.
    Но, только ближнего любя,
    Найдешь ты счастье это.
    Скорей послушайся меня:
    Обратно разверни коня,
    Дитя согрей и накорми,
    Солдата в сторожа найми,
    Все это сделай, но сперва
    Старушке ты поможешь:
    До дома довезешь дрова.
    Распилишь и уложишь…” -

    Тут вышла полная луна.
    И осветила путь она.
    Нелегкий путь, обратный путь.
    Путь к счастью, не куда-нибудь.
    Король поныне во дворце
    Всем людям помогает.
    И счастье на его лице,
    Как ясный день, сияет!

    Почему изменился король?

    Чему нас учит эта сказка?

    Казахская - “50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного - сразу вспыхнет огонь”. (спички)

    Татарская - “Старик - мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет” (Мороз).

    Русская - “Через речку лег, мне бежать помог”. (Мост)

    Удмуртская - “Придет черная корова и всех повалит” (Ночь)

  • У кузнеца - руки - золотые, у поэта - слова.
  • Доброму человеку все хороши, плохому - все плохи.

Что общего?

4. Апельсины дождались своей очереди. Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает - Чей это апельсин? - Почему трудно определить?

и люди. Снаружи - все разные, а внутри - одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

Вам было весело играть?

Рефлексия.

“Любовь”, “добро” и т. п.

  • Люди какой национальности мудрее - русские, удмурты, англичане или французы?
  • Кого надо уважать, слушаться - у кого громкий голос, крепкие кулаки или больше денег?

Пришел самый приятный момент - награждение апельсинами всех участников игры. Не забывайте, пожалуйста, что внутри-то мы все одинаковые. Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.

< Рисунок1>

Список литературы

  1. Палаткина Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников. / Палаткина Г. В. // Начальная школа. - 2003. - № 11. - С. 65-72.
  2. Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. - 2006. - № 3. - С. 11-15.
  3. Иванова Т. А. Все мы разные: классный час для средних классов. / Иванова Т. А., Борисоглебская Е. В. // Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 92-96.
  4. Бесонов А. Б. Толерантная личность: классный час для учащихся старших классов. / Бесонов А. Б. // Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 96-102.
  5. Гревцева И. В. Классный час “Что такое толерантность?” // Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 81-88.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра " Что такое толерантность?"»

Деловая игра “Что такое толерантность”.

Найманова Рабият Аскербиевна

педагог – организатор МБОУ «СШ №12»

Мы считаем, что формирование толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. А ведь каждый год к нам в школу приходит все больше детей разных национальностей, разного социального статуса семей, детей с разными материальными возможностями. И учителю начальных классов важно донести до каждого учащегося мысль о том, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребенка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно – это и осознание ребёнком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника, и формирование чувства сплочённости классного коллектива. И развитие желания ребенка становится лучше. Самосовершенствоваться. И формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Не будем забывать о том, что образцом толерантного поведения всегда должен оставаться учитель.

Для знакомства с термином “толерантность” учащихся четвертого класса была проведена

Д еловая игра “Что такое толерантность”.

Цели и задачи:

    Познакомить с понятием “толерантность”, его составными частями, происхождением термина.

    Формировать умение действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников.

    Прививать интерес к культуре разных народов через игры, задачи, пословицы.

    Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт.

    Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

Кроссворд “толерантность”, апельсины (по количеству участников), две вазы, нож, карточки с загадками, пословицами и поговорками; атрибуты для инсценировки “Сказочки о счастье”, листы, фломастеры.

Место проведения: классная комната, свободная от столов.

Предварительная подготовка:

    Инсценировка сказки;

    Рассказ ученика, деление класса на две команды.

Песня в начале игры.

“Сегодня мы ребята собрались для того, чтобы поиграть. И для этого мы будем соревноваться и разгадывать кроссворд. И все это для того, чтобы узнать, что такое толерантность. А самые активные, смекалистые и настойчивые за работу получат апельсины.

Итак, кто из вас когда-нибудь слышал это слово, от кого?

Толерантность – это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 или больше человека, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. А 16 ноября – День толерантности. Вы хотите узнать, откуда такое название?

Ученик: “На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам”.

Ведущий: Хорошо или плохо быть толерантным? Будем разгадывать наш кроссворд.

1. Посмотрите и послушайте “Сказочку о счастье” внимательно, приготовьтесь отвечать на вопросы.

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: “Нельзя так жить!” -
И с трона спрыгнул смело.
Да в миг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

А ну старуха пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Ещё немного – и ура!
Своё настигнуть счастье!

И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: “Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Распилишь и уложишь…” -

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!

Каким был король в начале истории?

Почему изменился король?

Всегда ли в жизни происходят такие замечательные изменения?

Чему нас учит эта сказка?

В кроссворде появляются слова: “помогать”, “понимать”.

2. А сейчас вы станете артистами японского театра “Кабуки”. По аналогии с игрой “Камень, ножницы, бумага” - Самурай, дракон, принцесса. Перед каждым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру будут показывать. Действует следующий принцип: Дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает самурая, а самурая, а самурай зарубает дракона”.

Чему учит эта игра? Что помогало вам в игре?

В кроссворде появляются слова: “уметь договариваться”.

3. Этноигры. Под этой цифрой нас ждут загадки и пословицы разных народов. Мы их разгадаем и ответим на вопросы:

Как относиться к разным народам?

Каждая команда получает по две карточки с загадками:

Казахская - “50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь”. (спички)

Татарская - “Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет” (Мороз).

Русская - “Через речку лег, мне бежать помог”. (Мост)

Удмуртская - “Придет черная корова и всех повалит” (Ночь)

Как вы думаете, для чего взрослые люди придумывают загадки для своих детей?

Загадки разных народов учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.

2) А сейчас я посмотрю, как вы сумеете, объяснить пословицы удмуртского народа:

    Вместе и естся вкуснее, и работа идет быстрее.

    Человек, меняющий лошадей, без лошади останется.

    У кузнеца – руки – золотые, у поэта – слова.

    Доброму человеку все хороши, плохому – все плохи.

Мудр удмуртский народ? Как же относится к разным народам?

3) Объяснить пословицы разных народов:

Рус. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Яп. Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено.

Англ. Когда находишься в Риме, поступай как римлянин.

Абх. В чей обоз сел, песни и пой.

Итал. В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь.

Рус. В какой народ приедешь, такую шапку и наденешь.

Что общего?

В кроссворде появляются слова: “уважать народы”.

4. Апельсин ы дождались своей очереди. Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь. Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает – Чей это апельсин? – Почему трудно определить?

Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

В кроссворде появляются слова: “внутри одинаковые”.

5. А сейчас отдохнем и поиграем в игру “Техасские объятия”.

Все встают в круг лицом внутрь очень плотно, кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу, вытягивают её к центру круга. И по команде все делают шаг внутрь.

Вам было весело играть?

Получится так весело у одного, двух человек?

В кроссворде появляются слова: “вместе веселее”.

Рефлексия.

Вот и разгадан наш кроссворд, выполнены все задания. Поняли ли вы, что такое быть толерантность? В кроссворде стались свободные буквы. Какие еще слова можно туда добавить?

“Любовь”, “добро” и т. п.

Молодцы. В конце нашей игры ответьте пожалуйста, на самые трудные вопросы.

    Люди какой национальности мудрее – русские, удмурты, англичане или французы?

    Кого надо уважать, слушаться – у кого громкий голос, крепкие кулаки или больше денег?

    Хорошо или плохо, что все мы разные?

    Как жить в мир, где столько разных людей?

Что такое толерантность? Нарисуйте, что вы представляете, когда слышите слово “толерантность”. Обсуждение рисунков, высказывания детей.

Пришел самый приятный момент – награждение апельсинами всех участников игры. Не забывайте, пожалуйста, что внутри-то мы все одинаковые. Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.

Список литературы

    Палаткина Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников. / Палаткина Г. В. // Начальная школа. – 2003. - № 11. - С. 65-72.

    Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. – 2006. - № 3. - С. 11-15.

    Иванова Т. А. Все мы разные: классный час для средних классов. / Иванова Т. А. , Борисоглебская Е. В. // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 92-96.

    Бесонов А. Б. Толерантная личность: классный час для учащихся старших классов. / Бесонов А. Б. // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 96-102.

    Гревцева И. В. Классный час “Что такое толерантность?” // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 81-88.

Классный час в 6 классе Психологическая игра « Толерантность» Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношений к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле.

Цель: Ознакомить участников игры с понятием «толерантность»;

Задачи: 1. Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания

толерантности.

2. Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качество

толерантной личности.

    Вводная часть

- Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. В разных культурах понимание толерантности не однозначно и зависит от исторического опыта народа. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образ мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит « позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение …. расположенность к другим», в персидском – « терпение, выносливость, готовность к применению». В русском языке существует два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Термин « толерантность» обычно используют в медицине и в гуманитарных науках, и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой – либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обычной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. В последние десятилетиям понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.

    Разминка Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого – либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Айрана, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Айрана выходит в круг и приглашает выйти кого – нибудь из участников таким же образом.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

Упражнение «Комплименты» Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы. Материалы: небольшой мяч.

Ведущий предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.

    Основная часть Упражнение «Что такое «толерантность»

Цели: дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;

показать многоаспектность понятия «толерантность»

Материалы: определения толерантности. Написать эти определения следующим образом: на одной стороне слова «Толерантность – это…», а на другой – определения. Перед началом игры прикрепите эти листы на доску, чтоб на лицевой стороне было написано «Толерантность – это». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной.

Ведущий делит учащихся на 2 группы. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Включить в это определение то, что, по вашему мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к классу.

Учитель задает вопрос: - Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

Упражнение «Лукошко» Цели: работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда;

развивать фантазию, творческое мышление.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер – сюрпризов», значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой – то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую – нибудь связь между этими предметами и понятием толерантность. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

    Заключительная часть

Рефлексия игры. - Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какие из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик? - Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему? - Удалось ли вам узнать о себе что-то новое?

МОУ «Шуньгская СОШ»
Методическая разработка внеклассного мероприятия - игры по станциям, посвященной Дню толерантности.

Участники: учащиеся и классные руководители 5-11 классов.
Цель игры: сплотить детей в школьном коллективе через проведение игр и тренингов.
Задачи игры:
1) образовательная: познакомить учащихся с понятием толерантности; узнать что-то новое об одноклассниках
2) воспитательная: воспитывать нравственные качества учащихся (уважение, доброту, конформизм и другие), в том числе качества толерантного человека;
3) развивающая: развивать творческое мышление, самостоятельность, культуру общения
дать возможность пообщаться друг с другом и с классными руководителями;
Подготовка к игре:
- оформление объявления
- оформление маршрутных листов
- оформление стенгазеты «Я в толерантном мире»
- подготовка кабинетов, листов бумаги, фломастеров.
Ход игры.
1. Вводная беседа (Введение, актуализация имеющихся знаний):

Ребята, сегодня у нас праздник «День толерантности».
Что же это за слово такое – толерантность?
Толерантность-это право каждого на уважение

Толерантность – слово иностранное,
Но для всех понятное давно.
Будь терпимым к дальнему иль странному-
Отстранённым, будто бы в кино.

Речь здесь не идёт о равнодушии,
И о чёрствости никто не говорит.
Деликатность и терпение к живущему
Рядом нам совсем не повредит.

Будь терпимым ко всему инакому:
К вере, взглядам, мыслям и одеждам…
И тогда, пожалуй, ясно всякому,
Тихая затеплится надежда,

Что мы можем жить, такие разные,
В этом мире вечного движения!
А для обретенья толерантности
Нужно просто чувство уважения!

Какими чертами должен обладать толерантный человек?

Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

Надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.

Как по - другому мы можем назвать сегодняшний праздник? (День взаимопонимания, взаимопринятия, взаимодоверия.)
А как Вы думаете, почему именно сегодня у нас проходит такой праздник? (Потому что, сегодня – 16 ноября – Международный День Толерантности.)

16 ноября 1995 года Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Слово «толерантость» происходит от латинского слова tolerantia, что переводится как «терпение». Это слово существует во многих языках, и, несмотря на некоторые различия в значениях, произнося это слово на любом языке, мы подразумеваем практически одно и то же:
... что другие могут думать иначе, чем ты сам;
... милосердие, сострадание;
... умение быть великодушным и терпимым;
... признание идей, отличных от твоих собственных.

Школьный анекдот
Учитель долго объяснял ребятам из начальной школы, что такое толерантность. Когда он спросил, как они понимают это слово, то услышал в ответ:
- Это, когда мы бьём Ваську, а он терпит.
(обсуждение данной ситуации)

Вывод
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов.
Толерантное отношение – это желание обладать искусством жить рядом с непохожими людьми, жить в согласии с собой и другими

А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)

А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.

И сейчас я предлагаю вам поучаствовать в игре по станциям, где вы, надеюсь, покажете все свои положительные качества. После прохождения всей игры мы встречаемся здесь в актовом зале, делимся впечатлениями.

I. станция. Упражнение. «Комплименты» (Панфилова И.В. кабинет химии, информатики)

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас я предлагаю вам встать в 2 круга: внутренний и внешний, так, чтобы вы разбились по парам. Возьмите друг друга за руки. Думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу.
Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущей внешний круг передвигается по часовой стрелке, и у вас есть возможность сказать хорошие слова товарищам.

Вам понравилось это упражнение? Почему?
- Что нового вы узнали друг о друге?
-Были комплименты одинаковыми или разными?
- Почему разные?

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

II. станция. Беседа в кругу. (Дерибина И.В. кабинет физики)
Осипова Диана. Дети садятся в круг, вместе с учителем.

Часто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет очень мало знают друг о друге, не знают кто чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, толерантность не просто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности. Надо учиться жить не ущемляя как своих интересов так и интересов других людей.

Упражнение. «Волшебный микрофон»
Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса:
Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
О чем вы мечтаете?

Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
- Что нового вы узнали?
- Что вас удивило, что понравилось?

III станция Упражнение «Карусель» (Беляева Е.Ф. кабинет географии) Агеева Ульяна

Инструкция Ребята высказывают своё понимание толерантности поведения друг за другом, словно на карусели, которая набирает темп. Если кто-то затрудняется с ответом, его быстро заменит следующий за ним.

Родители больны, в доме не хватает денег, вы нашли работу на почте, после занятий в школе разносите письма (самостоятельность, стойкость)
- Ваш одноклассник приехал в Россию из Средней Азии, у него слабые знания по некоторым предметам. Вы согласны с ним позаниматься.(взаимопонимание, сотрудничество)
- Ваша бабушка не смогла вам сделать обещанный подарок- спортивный костюм- на день рождения. Вы не в обиде, т.к. у неё маленькая пенсия (чуткость)
- Вы отказываетесь принять участие в вечеринке, где будет спиртное и прочее…(нравственность)
- В вашем классе есть очень полный мальчик. Ребята сделали его объектом насмешек. Они дразнят его, не приглашают на дни рождения, в кино и т. д. Вы проявите к нему …(дружелюбие)
- Вы помогали соседям в организации похорон. (сочувствие)

IV станция Упражнение «Что такое толерантное отношение?» (Селифанова С.В. кабинет истории) Панфилова Оксана
Карточка 1. КЛИЧКИ.
В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то - не очень. Одного из ребят все называют "Толстый", хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат "Какой он Саша, он - Толстый!".
Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами?
Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих.
Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.
Карточка 2. ПРЕДРАССУДКИ.
В вашем дворе живет девочка - инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения. Вы:
откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами?
согласитесь, но потом не пойдете. Наверняка там будет скучно.
пойдете и приведете с собой сестру.
Карточка 3. БОЙКОТ.
Аня - очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы - руководитель группы. Ваши действия
Несмотря на протесты друзей разрешить Ане стать вашим художником.
Разрешить Ане участвовать, но дать ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.
Найти предлог, чтобы не разрешить Ане участвовать.
Карточка 4. СВАСТИКА.
На стене школьного туалета вы увидели свастику. Ваши действия:
Пройду мимо и не замечу
Напишу рядом "смерть всем черным"
Незаметно сотру ее
Вместе с друзьями начну в школе кампанию против нацистских символов.
Карточка 5. АНЕКДОТЫ.
Все вокруг смеются над армянами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты, правда, смешные.
Я тоже вспомню парочку анекдотов.
Объясню армянскому мальчику, что анекдот - это просто шутка.
Попрошу не рассказывать при мне оскорбительных анекдотов.
Карточка 6. РАСИЗМ.
В вашем дворе живет черный мальчик. Его папа - из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это - опасно.
Я послушаюсь папу, все-таки он - взрослый
Я продолжу общаться со своим другом, но папе не расскажу.
Я попрошу разрешения пригласить друга в гости и познакомлю его с папой. Он поймет, что все нормально и проблема будет решена.

V станция. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...»
(Романенко О.Н кабинет английского языка) Шошина Маша

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:

«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

VI. станция Упражнение. «Нарисуй себя»
(Космина И.Я., кабинет русск. яз 1 этаж)

Все дети встают в круг, получают лист бумаги, кладут на пол перед собой. Нужно нарисовать портрет, для этого фломастером сначала пишут свое имя в углу, затем все одновременно делают 1 шаг в сторону, таким образом оказываются перед чужим листком.
Задание 1: нарисовать лицо. Снова сдвигаются на 1 шаг в сторону.
Задание 2: нарисовать волосы. Снова сдвигаются и так далее рисуют части лица: уши, глаза, нос, рот.

В конце каждый должен найти свой портрет и взять на память.

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.

VII станция Игра «Возьму с собой» (Агеева О.И актовый зал)
Горина Лера

Инструкция. Все участники рассаживаются по кругу на стулья. Ведущий садится на один из стульев вместе с ними и обращается к ребятам:
- Приглашаю вас в путешествие на северный полюс. Мы полетим на аэростате. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надёжные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.
Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но на всякий раз, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмёт с собой на полюс.
А я буду добавлять при этом «Возьму с собой» или «Не возьму с собой». Не забудьте, что палочка «волшебная», она сразу раскроет, воспитаны вы или нет. Итак, я беру с собой на Северный полюс термос с горячим шоколадом. А что возьмёшь ты?. Пожалуйста, возьми палочку.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Учитель может ещё раз повторить условие: «Беру только надёжных, вежливых людей!» Наконец, кто-то из ребят скажет «спасибо» за то, что ему передают «волшебную палочку» и «возьми, пожалуйста» при передаче этой палочки следующему по кругу.

Вопросы по итогам игры:
- Что нам даётся легко, а ценится очень дорого? (Вежливость)
- Какие толерантные качества вы можете назвать?

VIII станция. Творческая работа. «Я в толерантном мире»
(Дронова О.В. в коридоре 1 этажа в вестибюле) Исакова Юля
Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, лист обоев, бумага, ножницы.

Музыкальное сопровождение: детские песни о дружбе – «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг» и т.п.

Детям предлагается обвести свои ладошки на бумаге, написать на них свое имя и любое прилагательное на букву имени, вырезать и приклеить на обои. (например, Ольга – обаятельная)

После оформления коллажа-стенгазеты – она вывешивается в рекреации.

Итог занятия:
- Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?
Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?
Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?
Как вы считаете, наша игра удалась? Какая из станций понравилась больше всех?

К сожалению, еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет, точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

На память о сегодняшнем мероприятии дарим вам памятки.

Диета для тех, кто хочет стать толерантным
Понедельник Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.
Вторник Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.
Среда Сделай для кого-нибудь доброе дело так,чтобы этот человек не узнал, что добро идёт от тебя.
Четверг Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.
Пятница Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом
Суббота Запиши 5 положительных качеств, характеризирующих тебя твоего друга
Воскресенье Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним

Отзыв об игре ученицы 11 класса Осиповой Ксении:
«Игра очень понравилась...Хоть мы все друг о друге знаем, всё же было приятно поговорить по душам со всем классом и с учителями на станциях. почаще бы так:))) спасибо всем!»

Психологическая игра «Толерантность»

Подростковый возраст – важнейший период в психо-социальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле.

Цели игры

ознакомить участников игры с понятие «толерантность»;

стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности тремя способами:

на основе выработки «научного определения»,

посредством экспрессивной формы,

с использованием ассоциативного ряда:

научить участников конкретным приёмам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.

1. Вводная часть

Цель: ознакомить участников с известными формулировками понятия «толерантность».

Время на проведение: 10 – 15 минут.

Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. В разных культурах понимание толерантности не однозначно и зависит от исторического опыта народа. В английском языке , в соответствии с Оксфордским словарём, толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образ мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».


В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используют в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке.

2. Разминка

Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе.

Время на проведение: 10 – 15 минут.

Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста и т. д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

Упражнение «Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости членов группы.

Время на проведение: 10 – 15 минут.

Материалы: небольшой мяч.

Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.

3. Основная часть

Упражнение «Что такое «толерантность»

Цели:

дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;

показать многоаспектность понятия «толерантность».

Материалы: Определения толерантности. (Написать эти определения следующим образом: на одной стороне слова «Толерантность-это…», а на другой – определения. Перед началом игры прикрепите эти листы на доску, чтоб на лицевой стороне было написано «Толерантность – это». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной.


Время на проведение: 20 минут.

Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» своё определение толерантности. Включить в это определение то, что, по вашему мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории.

Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать своё отношение к ним. Ведущий задаёт следующие вопросы:
– Что отличает каждое определение?
– Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?
– Какое определение наиболее удачно?
– Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

В процессе обсуждения обратить внимание на следующие моменты:

Понятие «толерантность» имеет множество сторон.

Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

Упражнение «Эмблема толерантности»

Цели:

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Время на проведение: 20 минут.

Ведущий: А сейчас участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками.

Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблемы (обсуждение – 3-5 минут) Затем провести презентацию эмблем каждой подгруппы.

Упражнение «Пантомима толерантности»

Цели:

продолжить работу с определением толерантности;

развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения.

Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности; всё, что может пригодиться для пантомимы - моток верёвки, лента, принадлежности для рисования.

Время на проведение: 20 минут.

Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идёт речь. Время на подготовку пантомимы - 5 минут.
Ведущий задаёт следующие вопросы:
– Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?
– С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

Упражнение «Лукошко»

Цели:

работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда;

развивать фантазию, творческое мышление.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндерсюрпри - зов», значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.


Время на проведение: 15 – 20 минут.

Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы,
ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этимипредметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность долж - на быть распространена по всему миру».

Упражнение «Черты толерантной личности»

Цели:

ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;

дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Материалы: Бланки опросника для каждого участника. Бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.

Время на проведение: 15 – 20 минут

Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Сначала в колонке «А» поставьте: «+» напротив тех трёх черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «0» напротив тех трёх черт, которые у Вас наименее выражены.

Затем в колонке «В» поставьте: «+» напротив тех трёх черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает. На заполнение опросника - 3-5 минут.
Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикреплённый на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке «В» первое качество. Число отметивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения
данной группы).

Участники получают возможность:

1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.
2. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.

4. Заключительная часть

Рефлексия игры .

– Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
– Какие стороны и аспекты толерантности в наибольшей степени характеризуют это понятие?
– Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
– В каких сферах жизни проблема толерантности стоит наиболее остро?
– Удалось ли вам узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?

Составитель: педагог-психолог Журавлева М.В.
2016г.

Игра "Я ­ хороший, ты ­ хороший"
Дети находятся в кругу, у ведущего в руке мяч.
Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет какое­
нибудь свое положительное качество. Затем кидает
мяч другому ребенку, и ребёнок называет свое
положительное качество. Мяч, должен побывать у
всех.
Игра "Приветствие без слов"
Приветствовать всех окружающих без слов с помощью
мимики и жестов, при этом четко выполняя команды
ведущего. Возможные команды: поздороваться глазами;
поздороваться мизинцами; поздороваться пятками;
поздороваться ушами и т.д.
Игра «Добрый ангел»
Заранее необходимо приготовить карточки с фотографиями
детей. Затем карточки складываются в один непрозрачный
мешок. Игроки вытаскивают из мешочка по одной карточке.
Имена детей, на фото не произносятся. Задача каждого
участника в том, что он в течение дня (недели) должен стать
"добрым ангелом" для того ребенка, чьё фото вытянул.
Необходимо сделать какое­либо доброе дело, сюрприз так,
чтобы не выдать себя. Затем подводятся итоги:
Кто был твоим "добрым ангелом"? Приятно ли было
принимать подарки? Сложно ли было подарки делать самому?
«Узнай, про кого расскажу»
Педагог описывает внешность кого­либо из ребят,
а дети, разглядывая себя в большом зеркале,
угадывают, о ком идёт речь.

Педагог говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя
я знаю» (говорит название одной из улиц), а дети,
которые живут на этой улице, встают в центр круга
и обнимаются. (Если какую­либо улицу назвал
только один ребёнок, то педагог называет две или
три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).
«Похвали себя»
«Все мы разные»
Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч.
Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по
кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту,
хорошие поступки, хорошие черты характера
(привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый
и т. п.).
После игры - обсуждение:
­ Легко ли было хвалить себя?
­ Кого вам легче хвалить, себя или других?
­ Что вы чувствуете, когда вас хвалят?
«Моя улица»
1 часть. Дети стоят в кругу и, передавая друг другу
мяч, называют улицу, на которой они живут. Педагог
записывает или запоминает названия улиц. 2 часть.
Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок
стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга
посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди
должны назвать одно отличие себя от ребёнка,
стоящего напротив в другой шеренге.
«Фисташки»
Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока
их не есть и не снимать скорлупу. Попросить детей ответить на
следующие вопросы (обсуждение групповое):
­ Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?

­ Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали
человеческое тело?
­ У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей
одинаковые размер и форма?
­ Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?
­ Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки
издают люди?
­ Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи?
В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи?
«
Один лишний»
Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара
в кругу располагается, по возможности, подальше от
соседей. Выделяется один ведущий, который
становится в середине круга. Начиная игру, ведущий
подходит к какой­нибудь паре и просит: «Пустите меня
к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда»...
(указывают на более дальнюю пару). В то время, когда
ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре
вторыми меняются местами, перебегая к другой паре,
и становятся впереди. Передние уже становятся
задними. Ведущий старается занять какое­нибудь из
освободившихся мест. Оставшийся без места
становится ведущим. Может играть любое количество
детей.
Игра «Волшебное озеро»
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую
заранее положено небольшое зеркало круглой формы.
Все участники в кругу, закрывают глаза.
Передаем дуг другу шкатулку. Каждый, кто получает
эту шкатулку, открывает глаза и заглядывает внутрь.
Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите
самого уникального и неповторимого человека на
свете. Улыбнитесь ему.
После того, как в шкатулку заглянет каждый:
­ Кто самый уникальный и неповторимый человек на
свете?
­ Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
­ Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
Игра «Чем мы похожи»
Дети сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг
одного из участников на основе какого­либо
реального или воображаемого сходства с собой.
Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне,
потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или
мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы
одинакового роста и т.д.)» света выходит в круг и
приглашает выйти кого­нибудь из участников таким
же образом. Игра продолжается до тех пор. Пока все
дети не окажутся в кругу.
Необходимо обратить внимание детей на то, что мы
все чем­то да похожи, у нас всегда есть общее с
другими.
Игра «Лабиринт»

Дети разбиваются на пары, один играет роль
ведущего, другой – ведомого, у него завязаны глаза.
Ведущий должен провести ведомого, заботясь о нем
по маршруту, построенному из мягкого
конструктора, тоннеля, сухого бассейна, горки и т.п.
Затем дети меняются ролями.
Игры «Танцы руками»
Занятия под музыку (разную по темпу и настроению
– расслабляющую, активную, грустную и т.п.) в
парах. Тело одного ребенка становится танцевальной
площадкой для рук другого.
Игра «Научи меня говорить»
Все участники (дети и взрослые) принимают на себя
роль людей с трудностями общения, не говорящих
(общаемся с помощью жестов, знаков, специальных
символов).
Игра «Комплименты»
Дети, встав в круг, бросают друг другу мяч и по
очереди говорят что­нибудь приятное одному из
участников игры. Имя соседа произносится в
ласковой форме и говорят то, что в нем нравится.
(Например, «У Леночки красивые длинные волосы»,
«Надюша ­ прекрасно рисует», «Димочка – хороший
друг», «Аленушка ­ очень добрая»)

Игра «Здравствуй!»
Дети стоят в кругу. Педагог передает игрушку
рядом стоящему, со словами: «Здравствуй,
Оленька!», а дети все вместе повторяют ласковое
имя: «Здравствуй, Оленька!» и так далее. Игра
заканчивается, когда игрушка вновь окажется у
педагога.

Игра «Добрые слова»
Назвать как можно больше добрых, ласковых,
нежных слов в адрес ребёнка с ограниченными
возможностями.

Игра «Я начну, а ты закончи»
­ Необходимо закончить предложения: «Я могу
простить другого человека, если…», «Мне было
одиноко, когда…», «Я раздражаюсь, если…», «Я
страдаю, когда».
Игра «Размышлялки»
­ «Отказываешься ли ты от игрушки или от
развлечения в пользу своего друга?», «Всегда ли
красивый человек добрый?», «Что важнее:
сопереживать или сорадоваться?»

Игра «Цветы»
Ход игры: Закройте глаза и представьте, что
сострадание, милосердие, любовь – это цветы.
Расскажите, какого цвета, какие у них лепестки.
Если бы лепестки были волшебные, какие желания
вы бы хотели загадать? Кому бы вы хотели подарить
эти цветы?

определить авторскую аргументацию цвета, формы,
композиции в изображении того или иного чувства.
Какие признаки свидетельствуют о том, что создан
образ радости или, напротив, печали? Какой эпизод
вспоминается, если вам предложено нарисовать
чувство счастья (горя, ненависти)?

Игра «Изготовление человечков»
Создать с помощью глины или пластилина образ
страдающего человечка. Что он мог рассказать вам?
Что надо сделать, чтобы изменить ситуацию к
лучшему?

Игра «Художники»
Ход игры: Используя любой стиль изображения и
любые художественные средства, создайте образ
горя, утраты, любви, счастья и другие. Попробуйте
Игра «Пирамида добра»

Ход игры: Дети встают в круг. Дети говорят добрые
пожелания людям с ограниченными возможностями.
Кто сказал доброе пожелание, вытягивает руку
вперёд и положит её сверху на ладонь ведущего или
на ладонь ребёнка, уже высказавшегося. После того
как все выскажутся, ведущий тихонько раскачивает
«пирамиду добра» со словами: «Пусть наши желания
услышат все и пусть они сбудутся!» ­ подталкивает
лежащие на его ладони ладони детей вверх, рассыпая
пирамиду.
Игра «Сурдопереводчики»
Игрокам предлагают вообразить, что они выступают
на телевидении для слабовидящих людей. Поэтому
артисты должны не только произносить слова, но и
сопровождать каждое слово соответствующим
жестом.
Дети совместно с воспитателем делают бумажный
цветик­семицветик и пишут на его лепестках о том,
чем они могут помочь детям­инвалидам.
Например:
 Читать и рассказывать сказки;
 Сделать игрушки­самоделки;
 Относиться с пониманием к их личностному
своеобразию и физическим недостаткам;
 Не дразнить, не обзывать;
 Совместно играть.
Готовый цветик­семицветик повесить в раздевалке,
что станет поводом для дальнейшей работы с семьёй.
Игровое упражнение «Поможем другу»
Прочитайте детям пословицу: «Добра желаешь,
добро и делай».
Попросите детей подумать и рассказать чем они
могут помочь детям с ограниченными
возможностями. После беседы постарайтесь
выполнить все названные дела. Предложите
детям сделать подарок для детей – инвалидов и в
кругу доброты подарить эти подарки.
Игровое упражнение «Наш цветик­семицветик»
Игровое упражнение «Дерево доброты»

Нарисуйте на листе ватмана дерево доброты и попросите
детей рассказать обо всех добрых делах для детей с
ограниченными возможностями. Каждое доброе дело
дарит дереву новый плод. В результате на дереве
появится столько плодов, сколько добрых дел дети
вспомнят. Рисунок с деревом можно повесить на стену и
время от времени добавлять к нему новые плоды.
Игра «Доброе сердце»
Литература:
Один человек играет роль «доброго сердца». Он
выходит за дверь и думает, что доброго он может
сделать для детей – инвалидов. Педагог открывает
дверь и громко говорит: «Дверь свою мы распахнём,
сердце доброе зовём».
«Доброе сердце» заходит и говорит, что оно сегодня
может сделать для ребёнка с ограниченными
возможностями.
1. Семина Л. И. «Учимся диалогу. Толерантность:
объединения и усилия».// Семья и школа. 2001
№ № 11–12
2. Риэрдон Б. Э. «Толерантность - дорога к миру» //
М., 2001 3. Макарова Т. В., Ларионова Г. Ф.
«Толерантность и правовая культура дошкольников»
// Сфера, 2008